ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Правовые способы приобретения государственной территории. Международное право признает лишь законные способы приобретения территории, хотя понятие правомерности исторически подвергалось изменению ( уч. схема 8.4). В эпоху Великих географических открытий титул на правомерное территориальное приобретение возникал из самого факта открытия. В этом случае действовало правило «окулярной оккупации», т.е. первоначального завладения всех видимых территорий. Впоследствии было признано, что «окулярная оккупация» не является достаточным основанием для приобретения титула. Ее сменила эффективная оккупация, т.е. не только нотификация, но требовалось фактическое хозяйственное освоение открытых территорий. На смену оккупации, как первоначального способа приобретения, пришло вторичное, т.е. приобретение, при котором территория переходила от одного государства к другому на основании договора или на внедоговорной основе. Наиболее распространенным способом в последнем случае была дебелляция, т.е. захват, завоевание, приобретение с помощью силы (в современном международном праве говорят об аннексии). Современное международное право не признает аннексии. Что касается давности владения, то и ныне, при рассмотрении территориальных споров, нередко принимают во внимание давность владения, как основание на титул. Основанием для владения территорией может быть адъюдикация – т.е. судебное решение, на основании которого признается право государства на данную территорию. Но судебное решение основывается на праве, которое существовало и лишь подтверждено судом. К законным способам ныне относят все гражданско-правовые сделки, объектом которых является территория: купля-продажа, мена, дарение и т. п. Такую передачу чаще всего именуют цессией. Кроме того, законным способом передачи территории считают всенародное волеизъявление (плебисцит). Таким же законным способом является аккреция, т. е. естественное приращение территории в результате природных явлений, в частности, наноса речного слоя и создание благодаря этому новых островов и т. п. Наконец, современное международное право признает допустимым отторжение территории от одного государства и передачу ее другому в качестве наказания за международное преступление, – прежде всего как наказание за развязывание агрессивной войны. Подобная практика имела место после окончания Второй мировой войны, когда у Германии был отторгнут г. Кенигсберг и прилегающий к нему район, и передан СССР. Решение это было принято на Берлинской конференции руководителей трех великих держав 1 августа 1945г. Отдельно следует упомянуть о возврате территорий, ранее входивших в состав данного государства и по разным причинам от него отошедших. Государственные границы. Государственная территория ограничивается от иных территорий посредством государственных границ (уч. схема 8.5). Закон Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991г. определяет государственную границу как линию и вертикальную поверхность, которая проходит по этой линии, обозначающие границу территории Украины – суши, воды, недр, воздушного пространства. Есть и иные определения границы, – это линия, которая устанавливает границы сухопутной или водной территории государства. И. И. Лукашук определяет границу как юридически обоснованную условную линию, обозначающую границы не только поверхности, но также и недр, и воздушного пространства. Другой автор – Ю. И. Нипорко определяет ее как линию, отделяющую территорию одного государства от другого. Границы определяют размежевание территориального верховенства государства, т. е. полной и исключительной власти в границах территории. Следует различать государственные границы, которые служат основой для размежевания государственных территорий и административные границы, служащие для размежевания административно-территориальных единиц или субъектов федерации. Границы потому имеют важное значение, что будучи надлежаще обозначены и юридически оформлены, служат правовым основанием определения протяженности государственной территории и служат титулом на право владения этой территорией. Линия государственной границы определяется в результате соглашения между сопредельными государствами, т.е. путем заключения международного договора. Вместе с тем они могут быть установлены внутригосударственным актом. В ст. 2 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991г. провозглашается, что государственная граница Украины устанавливается решением Верховной Рады Украины, а также международными договорами Украины. В ряде случаев международное сообщество сталкивается с границами, которые не обозначены, т.к. они не подверглись демаркации и являются границами de facto. Это же имеет место при неурегулированности границы, спора о ней и т. п. Отмечают полное отсутствие границы между Афганистаном и Пакистаном в связи со сложным, трудно проходимым рельефом местности и отсутствием там населения. Но для определенных целей такие границы все же считаются юридическим пределом суверенной власти в том числе и, прежде всего, для осуществления гражданской или уголовной юрисдикции. Различают границы: Ø сухопутные; Ø морские; Ø воздушные. По способу их установления – астрономические, это когда границы проходят по меридианам и параллелям; орографические – с учетом рельефа местности и геометрические – когда границы являют собой прямые линии. Астрономической является граница (линия перемирия) между Северной и Южной Кореей; орографической – границы Украины с Молдавией, Венгрией, Россией; геометрической – границы между Ливией и Чадом, Египтом и Суданом, США в районе Аляски и Канадой и др. Существуют и смешанные границы, когда сочетаются разные способы. В соответствии со ст. 3 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г. государственные границы Украины, если иное не предусмотрено международным договором, устанавливаются: на суше – по характерным точкам и линиях рельефа местности, либо по ясно видимым ориентирам; на море – по внешней границе территориального моря Украины; на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвега реки; по несудоходным рекам (ручьям) по их середине либо по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, которая соединяет выходы государственной границы Украины до берегов озера или иного водоема. Государственная граница, которая проходит по речке (ручью) не перемещается как при смене конфигурации этих берегов, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону. По водохранилищам гидроузлов и других искусственных водоемов – по линии государственной границы, которая проходила до их заполнения водой; на железнодорожных и автомобильных мостах, плотинах и иных сооружениях, которые проходят через приграничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев) – по средине этих сооружений либо по их технологичной оси независимо от прохождения границы на воде. Установление линии границы осуществляется в два этапа, вначале граница описывается в международном договоре с точным указание астрономических координат либо их неоспоримых признаков, после чего стороны приступают к установлению согласованной границы на местности, т.е. перенесения на местность и установление на ней «ясно видимых пограничных знаков, формы, размер и порядок установления определяется законодательством Украины и международными договорами Украины» (ст. 4 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г.). Первый этап называется делимитацией границы, второй – демаркацией. В случае восстановления поврежденных или обветшавших знаков говорят о редемаркации (уч. схема 8.1). Для обеспечения нерушимости и неприкосновенности границ на своей территории государства устанавливают определенный режим, который именуется режимом государственной границы. На Украине этот режим установлен Разделом II Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г. Под режимом госграницы следует понимать порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах и портах Украины, проведения различных работ, промышленной и иной деятельности на государственной границе Украины. Кроме данного Раздела, режим государственной границы определяется иными законодательными актами Украины и международными договорами. С целью установления на границе надлежащего порядка Кабинетом Министров устанавливается пограничная полоса. Она устанавливается непосредственно вдоль линии границы на ее сухопутных участках либо вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, с учетом особенности местных условий. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха населения. В пограничной полосе устанавливается пограничный режим, который определяет порядок въезда, пребывания и выезда из полосы, режим пересечения государственной границы в специальных пунктах пропуска людей, товаров и транспортных средств, а также на аэродромах, приграничных железнодорожных и автобусных станциях, морских и речных портах с целью пресечения незаконного пересечения границы. Контролируемый пограничный район (ранее — пограничная зона) как правило устанавливается в пределах административно-территориальной единицы: территории района или в границах населенного пункта, прилегающего к государственной границе вплоть до побережья моря. Этот район контролируется погранвойсками Украины. В контролируемый пограничный район включается территориальное море Украины, внутренние морские воды Украины и часть вод пограничных рек, озер, и иных водоемов и расположенные на этих водоемах острова (в редакции Закона от 18 июня 1996г.). Для урегулирования споров, могущих возникнуть в процессе охраны границы на отдельных участках границы из числа офицеров погранвойск назначаются пограничные представители Украины (в ряде стран они называются пограничными комиссарами). Если они не могут разрешить конфликт, он передается на разрешение по дипломатическим каналам. Международные реки Понятие международной реки дано в Конвенции и Статуте о режиме судоходных международного значения путей, принятыми в Барселоне 30 марта – 30 апреля 1921 г. Там, в частности, содержится следующее определение: «Судоходными путями международного значения считаются: а) каждая часть водного пути, по природе своей судоходная, идущая к морю и от него, которая в своем естественно-судоходном течении к морю и от него разделяют или пересекают различные государства, ...используемая в настоящее время для целей обычного торгового плавания». Международное право знает и иные определения международной реки, как естественного водного пути, протекающей по территории нескольких государств и используемой в интересах интенсивного торгового судоходства. К международным рекам в Европе относят Дунай, Рейн. В Америке Миссисипи, Амазонку, в Африке – Нигер, Нил, Конго. В отличии от международных выделяют еще интернациональные реки. Это такие, которые хотя и проходят по территории нескольких государств, но в интересах интенсивного торгового судоходства использованы быть не могут. В Украине это Днестр и Тиса, Висла и Одер – в Польше, Германии и т.п. Термин «международная река» имеет значение для определения режима плавания по ней, как это установлено в материалах Барселонской конференции. Эта регламентация осуществляется с одной стороны для ограждения суверенитета прибрежного государства, а с другой – для обеспечения свободы судоходства, беспрепятственного плавания кораблей всех стран по международной реке. Это видно на примере пользования Дунаем, регламентация которого содержится в Дунайской (или Белградской) конвенции 1948г. (вступила в силу 11 мая 1949г.). |