ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Основные черты Микенской цивилизации. Федеpaльное госудapственное бюджетное обpaзовaтельное Учpеждение высшего обpaзовaния «PОССИЙСКAЯ AКAДЕМИЯ НAPОДНОГО ХОЗЯЙСТВA И ГОСУДAPСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПPИ ПPЕЗИДЕНТЕ PОССИЙСКОЙ ФЕДЕPAЦИИ» Институт госудapственной службы и упpaвления Кaфедpa aнтикpизисного упpaвления социaльно-экономическими системaми PЕФЕPAТ История Мировых цивилизаций Микенская Греция Выполнил: Ледков Семен Григорьевич Специaльность: 38.03.04 «Госудapственное и муниципaльное упpaвление» Нaпpaвление: Экономикa и упpaвление Гpуппa: ОБ15-5 Pуководитель: К.э.н., доц Пинaев Влaдимиp Евгеньевич Москвa 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение Основные черты Микенской Греции Общество и государственность Культура Микенской Греции Заключение Литература Введение Микенскаяили Ахейская Греция -это культурный период в истории Греции с XVI по XII век до н. э., бронзового века. Получила своё название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Например, завершавшийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения. На рубеже III и II тыс. до н. э. на Крите возникают первые государства. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро Именно появление дворцов свидетельствует о классовом характере общества и развитии государственности. Эпоха «дворцовой цивилизации» на Крите охватывает примерно 600 лет: от 2000 до 1400 г. до н. э. На первом этапе ахейцы испытали сильное влияние развитой цивилизации Крита. Критяне властвовали на море, и ахейцы вынуждены были подчиниться им и платить дань. У Крита были заимствованы многие важные элементы ахейской культуры: некоторые религиозные культы, фресковая живопись, водопровод и канализация, тип одежды. Переняли греки у критян и письменность, приспособив ее к своему языку. Расцвет цивилизации ахейской Греции наступает в XV— XIII вв. до н. э.Крупнейшим центром ахейской цивилизации был город Микены в Арголиде. Поэтому саму эту цивилизацию очень часто называют также микенской. Расширяясь, она охватила затем весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттика, Беотия, Фокида), значительную часть Северной Греции (Фессалия), а также многие острова Эгейского моря. Основные черты Микенской цивилизации. Важнейшую роль в жизни общества играли дворцы. Наиболее значительные из них открыты в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке. В сравнении с критскими ахейские дворцы резко отличаются : все они представляют собой мощные цитадели. Подобно критским, ахейские дворцы имеют одинаковую планировку, однако для них характерна четкая симметрия. Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, которое включало большие ремесленные мастерские— по переработке сельскохо зяйственных продуктов, прядильные и швейные, металлургические и металлообрабатывающие, изготовлявшие орудия труда и оружие. Дворцовое хозяйство контролировало также основные виды ремесленной деятельности на всей территории, под особо строгим контролем находилась металлообработка. Владельцем земли, как следует из документов пилосского архива являлся дворец.В отличие от критских дворцов, сохранявших в XVII-XVI вв. еще много архаических черт, резиденции ахейских царей XIV-XIII вв. планировались более рационально. Материальная культура ахейских сел в данный период свидетельствует об экономном ведении хозяйства. Орудия сельского труда и предметы обихода сельчан указывают на прочный жизненный уровень в деревнях. Многочисленность сортов культурных растений и видов домашних животных свидетельствует об интенсивном труде земледельцев. По-видимому, рядовой общинник еще мог сохранить для себя значительную часть продукции своего хозяйства. Экономическая жизнь Эллады в XV-XIII вв. характеризуется быстрым ростом крупных и мелких городов. Ярким образцом столичного города являются Микены. Зажиточные горожане обитали здесь в многокомнатных домах, парадные помещения которых были украшены фресками и обставлены дорогой мебелью. В кладовых находились запасы зерна, вина, оливкового масла, причем некоторые хранилища содержали продукты, приготовленные на продажу. Например, в "Доме торговца маслом" стояли запечатанные кувшины с оливковым маслом. О зажиточности преуспевающего городского населения говорят некрополи многих центров. Богатые семьи погребали своих сочленов в фамильных склепах. Микенские склепы дают особо подробные сведения о погребальных обрядах горожан. В высеченные в скале камеры вместе с покойником клали многочисленные предметы - орудия труда и оружие, посуду, одежду и различные украшения. Уже в конце XIV в. у средних городских слоев получили распространение глиняные гробы - ларнаки. Росписи на ларнаках из Танагры показывают, что в церемонии погребения зажиточных горожан участвовало много людей. Общий характер древностей материковых и островных племен неоспоримо свидетельствует о том, что городское население в ахейских царствах было довольно многочисленным и обладало немалым экономическим потенциалом. Правящий слой раннеэллинских монархий являлся самым крупным владельцем богатств. Дворцовые комплексы династов Иолка, Микен, Пилоса, Фив и Тиринфа позволяют составить представление об экономической мощи этих правителей, не уступавшей богатству кносских монархов в XVII-XVI вв. Лучше всего изучен дворец в Мессении, где в Пилосе К. Куруниотисом и К. Блегеном был открыт и полностью раскопан обширный дворец, датируемый XIII в. В архитектуре и строительной технике пилосского ансамбля четко выступает единство культуры высшего социального слоя Эллады данного периода. Материалы из Пилоса позволили понять многие отрывочные археологические сведения и свидетельства эпоса о дворцах басилеев в других частях материка и, на островах. Общество и государство. Во главе каждого полиса стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленные чиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга – басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти. Политическая история ахейской Греции известна плохо. Некоторые ученые пишут о единой Ахейской державе под гегемонией Микен. Однако более правильно считать, что каждый дворец — центр самостоятельного государства, между которыми часто возникали военные конфликты. Это, однако, не исключало возможности временного объединения ахейских царств. Политическая обособленность таких царств как Иолке, Орхомене, Гла, Фивах, Афинах, Тиринфе, Пилосе - во второй половине II тыс. позволило возникнуть раннеклассовым государствам , которую так ясно отразили греческие легенды, сочеталась с общностью их производственных и культурных традиций. Поэтому, признавая ведущую роль Микен в XIV-XIII вв., следует определить время между XVII и XIII вв., согласно памятникам письменности и литературы, как период возвышения ахеян среди остальных племен греков. Ахейское преобладание характеризуется сохранением самых тесных связей единоплеменной аристократии, правившем в царствах, иногда весьма отдаленных друг от друга. Эта близость сказалась в материальной и духовной культуре верхов, и сведения о ней сохранила богатая легендарная традиция эллинов ,позволяющая утверждать, что во многих областях Эллады власть местных династий возрастала. Кровнородственные или просто союзные отношения не один раз обеспечивали ахейским царям достаточную поддержку во времена их войн с соседями. Но особенно важны были локальные группировки династов в периоды, когда возникала угроза со стороны мощных союзов племен, обитавших на севере страны. По-видимому, коалиции династов не касались внутренней жизни их владений, экономика каждого царства сохраняла свою обособленность. Отношения между царской администрацией и общинами строились на установленных правилах. Пилосские тексты показывают, что община была обязана вносить царю определенное количество натуральных продуктов, которое аккуратно учитывали царские экономы. Нормы взносов, судя по табличкам, были установлены на год и рассчитаны пропорционально размерам городков и сел и качеству их земельного фонда. Рентабельность той или иной отрасли хозяйства на разных видах земельных угодий ахейские цари внимательно учитывали. Крупные размеры имущества царей требовали большого количества обслуживающего персонала. Среди работников во дворцах были и пленные, которых царь как главнокомандующий получал больше, чем кто-либо из знатных воинов. Деиствительно, документы из Пилоса и Кносса свидетельствуют о рабах, трудившихся на царских подворьях и даже в мастерских отдельных ремесленников. Судя по тому, что индивидуальные владельцы рабов упомянуты в Пилосе только по имени, можно полагать, что такая группа рабовладельцев принадлежала к самым близким ко двору слоям городского населения. Весьма сложен вопрос о положении рабов, именовавшихся в Пилосе "божьими рабами", которые часто упоминаются в земельных документах в качестве владельцев земли. Видимо, формировавшиеся тогда в Греции нормы рабского статуса иногда еще не полностью отделяли порабощенных людей от свободных ахеян. Рабству, по-видимому, подвергали чужеземцев. В пилосских табличках упомянуты женщины, именуемые "пленными". Так как этот период характеризуется междоусобицами в самой Элладе и военными действиями в чужих землях, то победители, в особенности цари и военная знать, быстро насыщали свои хозяйства пленницами. В ахейском эпосе упоминается о том, что рабыни выполняли трудоемкие домашние работы (мололи зерно, чесали, пряли и ткали шерсть, носили воду, стирали и т. п.) в домах знати. Многие рабы трудились в усадебных хозяйствах, поддерживали порядок в кладовых царей и крупнейшей знати. Ахейский эпос сохранил много рассказов о пленении и порабощении воинов, моряков и женщин. Распространенность этого сюжета доказывает, что раннегреческое общество понимало экономическую выгоду рабства. Имущие горожане в XIII в. уже использовали труд рабов, но рядовой землепашец, вероятно, еще обходился силами своей семьи. Социальная структура раннегреческого общества не была однородной во всех областях страны. В глубинных землях, например в труднодоступных горных районах, развитие рабовладельческого способа производства сильно тормозилось прочностью устоев первобытнообщинного строя. Племенная и географическая раздробленность весьма способствовала сохранению локальной автономии греческих племен и царств, препятствуя объединению. Фукидид не случайно говорил, что в древности, до Эллина Девкалионида, страна именовалась по племенам . Видимо, так было во время похода на Трою, события которого легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». Не исключено, что Троянская война — один из эпизодов широкого колонизационного движения, начавшегося во второй половине II тыс. до н. э. Ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, активно заселялись острова Родос и Кипр, ахейские фактории были открыты в Сицилии и Южной Италии. Ахейцы участвовали в том мощном натиске на прибрежные страны Переднего Востока, который обычно называют движением «морских народов». Экономическое развитие Греции в изучаемое время характеризуется дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесленного производства. Это сказалось на росте населения: во многих южнобалканских областях уже к XIV в. почти удвоилось количество деревень. Особенно густо были населены Фессалия, Беотия, Аттика, Коринфия, Арголида, Мессения. В это же время отмечен рост городов; крупнейшие из них обычно располагались под акрополями, на которых стояли царские дворцы. Известные ныне свыше 400 городищ и селищ второй половины II тыс. на материке и на островах показывают, что между 1400 и 1350 гг., за период жизни двух поколений, особенно возросло число поселений. Возникновение новых деревень возле старых вело к усложнению родовых связей. Дробление общин при выселении в новые деревни сопровождалось уточнением правил землевладения и землепользования. Постоянные размеры земельного фонда в пределах каждой ограниченной горами или морем области Эллады настоятельно требовали применения четкой системы аграрных установлений. Поэтому, вся община, носившая наименование дамос (народ), являлась владельцем земель села, причем ее полномочия были весьма обширны. Коллектив общинников-сельчан тогда еще не записывал правила землепользования - устная традиция аккуратно передавала эти нормы, из поколения в поколение. Материальная культура ахейских сел в данный период свидетельствует об экономном ведении хозяйства. Орудия сельского труда и предметы обихода сельчан указывают на прочный жизненный уровень в деревнях, многочисленность сортов культурных растений и видов домашних животных свидетельствует об интенсивном труде земледельцев. Из этого можно сделать вывод ,что рядовой общинник еще мог сохранить для себя значительную часть продукции своего хозяйства. Политическая расчлененность обширных южнобалканских земель и прилегавших к ним островов неизбежно вела к созданию племенных союзов и коалиций царств, часто кратковременных и эпизодических. Конфликты между соседями привели в XVII-XIV вв. к многочисленным междоусобным войнам. Греческие легенды полны рассказов об этих столкновениях, причем они сохранили множество названий племен, царств и героев, участвовавших в событиях. Особенно много песен - ойм - было сложено о походе ахейских басилеев под главенством царя Агамемнона против Троянского царства. Некоторые ученые непосредственно вводят в историю эпизоды из "Илиады", ахейской поэмы. Но нельзя забывать о том, что эпические сказания являлись все же литературными произведениями. Создававшие их певцы - аэды - довольно свободно трактовали общеизвестные сюжеты, расцвечивая тот или иной эпизод. Правда, искусство сказителей было все же подчинено общепринятым нормам фольклорного жанра того времени. Певец исполнял оймы, посвященные традиционным сюжетам, и это заставляло его сохранять общую канву предания и даже отдельные детали. Поэтому ахейский эпос, ценный литературный памятник своего времени, может быть использован как исторический источник, хотя и ограниченно.Но сколь бы обширны ни были меновые связи ахеян с ближними и дальними странами, выгодны эти контакты были лишь высшим слоям населения Эллады. Происходивший в рассматриваемое время численный рост сельского населения при неизменном размере земельного фонда неизбежно усиливал давление избытка населения на производительные силы. Грабежи соседей, происходившие очень часто , не могли разрешить вопрос. Выход в XIV-XIII вв. подсказало мореходство ахеян. Естественно, что внимание ахеян привлекало прежде всего ближайшее побережье Малой Азии. Здесь находились мелкие царства, часть которых признавала верховную власть хеттов. Но могущественная Хеттская держава в XVI-XV вв. была занята и внутренней консолидацией, и борьбой с внешними врагами. Особенно трудным было положение хеттов при царе Тудхалии III (около 1400-1385 гг.), когда мощная коалиция врагов хеттов временно овладела их столицей Хаттусасой. Этими обстоятельствами энергично пользовались ахеяне - после 1400 г. на малоазийском побережье появилось много ахеиских поселений. Хронологическая близость упомянутых событий показывает, что ахеяне знали о положении в стране хеттов, за которыми внимательно следил и дружественный эллинам, но враждебный хеттам Египет. |