Способы измерения, критерии и виды. Введение. В данной работе рассмотрены следующие вопросы- сущность, причины, виды и проблемы снижения инфляции в России. И так, что же такое инфляция? Инфляция-рост цен, приводящий к обесцениванию денежной единицы, т.е. снижению её покупательной способности. Инфляция является одной из центральных проблем в современном мире. Например, в начале 90-х годов ХХ в. в России катастрофический рост цен наблюдался по всем группам товаров, отражая развал потребительского рынка. Произошел обвальный спад промышленного производства. Некоторая стабилизация ситуации, наметившаяся к 1995 г., была нарушена кризисом 1998 г., когда прожиточный минимум в денежном выражении возрос вдвое. Очередной виток цен в 2001 м — начале 2002 г. показывает, что проблема инфляции остается одной из самых актуальных в российской экономике. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Целью данной работы является рассмотрение проблем снижения инфляции в России. Инфляция. Определение и сущность. Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг.. Inflatio в переводе с латинского означает «вздутие». Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой[1]. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности[2]. Инфляция - процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Дадим определение терминам, с которыми непосредственно связана инфляция: Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене. Причины (источники) и формы проявления. Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения, связана с различными денежными факторами: - эмиссией знаков стоимости[3]; - объемом денежной массы; - скоростью оборота денег; - суммой взаимопогашающих платежей, экономизирующих деньги. Основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия[4], разбалансированность экономических процессов. При этом, кроме товарно-денежной разбалансированности, отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Под инфляцией следует понимать дисбаланс спроса и предложения. Объяснения причин инфляции экономическими школами: Кейнсианский подход. Причина определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Сторонники этого направления считают, что если уровень использования производственных мощностей низок, то покупательная способность, которую наращивают с помощью бюджетного дефицита и выпуска денег, может быть приемлемой и не вести к инфляции. [1, стр. 166] Неоклассический подход. Причина лежит в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства. Признаки проявления инфляции: 1)падение покупательной способности денежной единицы (например, в 1998г. на 1 руб. стало возможно приобрести в 2 раза меньше товаров и услуг); 2)изменение валютных курсов (например, 1$ в августе 1998г. стоил 6 руб., в январе 2002г.- 30,6 руб.); 3)изменение условий предоставления кредитов (например, в 90-х годах кредиты предоставлялись максимум на 3 месяца, чаще на 1 месяц); 4)рост стоимости потребительской корзины (рост цен на основные товары первой необходимости). Способы измерения, критерии и виды. Учет инфляции осуществляется с использованием: - общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции; - прогнозов валютного курса рубля; - прогнозов внешней инфляции; - прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу; - прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования. Самым распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен (Iпотреб.цен). Этот показатель определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году.  Некоторые экономисты полагают, что индекс потребительских цен[5] завышает рост стоимости жизни, так как не принимает во внимание изменение стиля поведения и качественные сдвиги, а следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения. Темпы инфляции рассчитываются следующим образом:  Темпы инфляции предопределяются тремя основными факторами: - платежеспособным спросом (зависит от количества денег в обращении и от скорости их оборота) - издержками производства (зависят от качества его организации и управления, соотношения динамики оплаты и производительности труда, стоимости сырья и энергоносителей, транспортных услуг и т.д.) - спекулятивной прибылью перекупщиков. Другой способ количественного измерения инфляции- правило семидесяти. Оно позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен.  Основные критерии инфляции: 1) Темп роста цен; 2) Степень сбалансированности роста цен; 3) Ожидаемость и предсказуемость инфляции; 4) Формы проявления. Виды инфляции: · С позиций темпа роста цен бывают следующие: 1) умеренная (ползучая) (когда цены растут менее 20% в год, стоимость денег практически сохраняется). 2) галопирующая (рост цен от 20 до 200% в год, деньги начинают ускоренно материализоваться в товары) 3) гиперинфляция (цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества). · По степени сбалансированности роста цен различают: 1) сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга неизменны) 2) несбалансированная (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях) · По ожидаемости и предсказуемости: 1) ожидаемая (прогнозируется заранее) 2) неожидаемая (резко и неожиданно появляющаяся) · По форме проявления различают: 1) подавленная инфляция (цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса, возникает дефицит, товары уходят на черный рынок[6], ассортимент их сокращается) 2) скрытая инфляция (снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен, официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из за произвольно выбранной потребительской корзины, инфляция захватывает и инвестиционную сферу — растет сметная стоимость основных производственных фондов) 3) открытая инфляция (рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины). Исходя из состояния спроса и предложения различают два типа инфляции: · инфляция спроса (нарушение равновесия между спросом и предложением в сторону спроса, возникновение избытка денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен). Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.  Рост расходов (потребление населения, инвестиции частного сектора, государственные расходы) смещает кривую совокупного спроса AD1 вверх и вправо, в состояние AD2, экономика близка к потенциальному объему производства Y* (полная занятость и загруженность производственных мощностей). В результате цены растут и инфляция, вызванная избыточным спросом, влияет и на рост цен, и на рост реального ВВП. Однако это в краткосрочном периоде. Как только население осознает, что его заработная плата упала, то потребует пересмотра трудового соглашения, и кривая AS1 сдвинется влево в положение AS2. Так будет расти уровень цен, и равновесный уровень выпуска будет возвращаться к потенциальному. Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами: - милитаризация экономики и рост военных расходов; - дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга; - кредитная экспансия[7] банков; - импортируемая инфляция; - чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. · инфляция предложения(издержек) (рост цен вследствие роста издержек производства). Причинами ее могут стать: - олигополистическая[8] практика ценообразования; - экономическая политика государства; - рост цен на сырье и т.д. Повышение цены предложения (издержек производства) смещает кривую предложения AS1 вверх и влево в положение AS2, в итоге спрос и предложение балансируются в точке большей цены и меньшего Y (ВВП). Чтобы восстановить объем выпуска (Y), правительство должно стимулировать спрос, потом может повториться весь процесс. Если правительство не пытается влиять на спрос при инфляции предложения, то возможен спад, если же оно пытается поддержать полную занятость стимулированием спроса, то вероятно появление инфляционной спирали. Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих не денежных факторов на процессы ценообразования: - Лидерство в ценах. (наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 г., когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка); - Снижение роста производительности труда и падение производства. (происходило во второй половине 70-х годов. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами[9] ); - Возросшее значение сферы услуг. (характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары); - Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. (экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены"); - Энергетический кризис. (вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%). 4.Социально-экономические последствия. К социально экономическим последствиям инфляции можно отнести: · перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения (инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи); · отставание цен государственных предприятий от рыночных цен (нарастает дисбаланс частного и государственного секторов[10], при котором государственные предприятия терпят убытки); · скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения (налогоплательщики из-за роста номинального дохода[11] автоматически попадают в более высокую группу налогообложения; в результате у населения и предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты); · ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег (с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат); · нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей (когда цены лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность[12] предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов); · отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают ( %реальн. = %номинал. – %уровня инф-ции); · обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы (при снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%). Заключение. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, иначе рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый. [1] Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. [2] Покупательная способность — экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг. [3] Эмиссия— выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении. [4] Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Состояние макроэкономического равновесия является практически недостижимым. [5] Индекс потребительских цен— один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Индекс цен - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. [6] Чёрный ры́нок — часть теневой экономики, связанная с оборотом товаров и услуг, которые в данной стране либо вообще не могут являться предметом легальной продажи (например, люди, сексуальные услуги и т. д.), либо ограничены в обороте (оружие и боеприпасы, наркотические средства). Как правило, чёрный рынок тесно связан с контрабандой и часто контролируется организованной преступностью. Однако в данном случае нельзя говорить о наличии институциализированного рынка. Торговля происходит через трудноформируемые связи покупателя непосредственно с продавцом или с посредниками. [7] Экспа́нсия— территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида. Политико-экономическая экспансия означает расширение зоны обитания, зоны влияния отдельного государства или народа (этноса). [8] Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. [9] Циклические кризисы — это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности. Структурные кризисы связаны с постепенным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. [10] Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. [11] Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен. [12] Экономическая активность- это целостное представление об экономической специфике территории. |