Аборбционная холодильная установка Иногда для осуществления цикла холодильной машины целесообразнее расходовать не механическую работу, как это было в рассмотренных типах холодильных машин, а теплоту, отбираемую, к примеру, от уходящих продуктов сгорания газотурбинных установок. Холодильные машины, в которых для понижения температуры тел до температуры ниже температуры окружающей среды используется теплота отработавших продуктов сгорания, называются абсорбционными холодильными установками (рис. 42). Абсорбционные холодильные установки используют в качестве рабочего тела хладоагенты и их растворы. В качестве хладагента в абсорбционных холодильных установках может быть использован аммиак, а в качестве растворителя (абсорбента) – вода.  Рис. 42. Схема и идеализированная T-s диаграмма абсорбционной холодильной установки Схема абсорбционной установки показана на рис. 42. В генераторе (1) к водоаммиачному раствору подводится теплота от внешнего источника (отработавшие продукты сгорания) при давлении . Подводимая теплота qг идет на испарение рабочего тела: в этом процессе образуется пар с высокой концентрацией аммиака и с температурой . Пар из генератора (1) поступает в конденсатор (2), где конденсируется при температуре T5, передавая теплоту охлаждающей воде qк. Конденсат проходит через дроссельный вентиль (3), на выходе из которого рабочее тело имеет давление p2 и температуру T6 , значение которой меньше, чем температура в холодильной камере. В испарителе (4) раствор испаряется за счет подвода теплоты q0 от охлаждаемого объема (5). Из испарителя пар поступает в абсорбер (6), где поглощается при температуре T3 абсорбером, поступающим из генератора через вентиль (8), отдавая теплоту абсорбции qа охлаждающей воде, проходящей через змеевик. Вследствие поглощения пара, концентрация хладагента (аммиака) в растворе повышается. Насосом (7) раствор из абсорбера (6) подается в генератор. При идеализации работы цикла рассматриваемой установки (полная обратимость процессов, полное выпаривание хладагента из абсорбера) рабочий процесс в ней можно представить в виде совокупности прямого (1-2-3-4) и обратного (5-6-7-8) циклов Карно. Эффективность работы абсорбционной машины можно оценить тепловым коэффициентом . Следовательно, чем больше отбирается удельной теплоты от охлаждаемого объема при фиксированном количестве подведенной теплоты в генераторе, тем выше экономичность холодильной установки. Действительный цикл абсорбционной холодильной установки характеризуется необратимостью процессов, что приводит к некоторому снижению теплового коэффициента абсорбционной холодильной машины . Вопрос №48-49 Для того, чтобы превратить теплоту в работу нужно совершить какой-то процесс (цикл). Цикл со смешанным подводом теплоты – цикл Сабате-Тринклера. - сжатие. - подвод теплоты. - расширение. - отвод теплоты. Цикл Отто. - сжатие. - подвод теплоты. - расширение. - отвод теплоты. Внутренняя (внешняя) мёртвая точка, наружная мёртвая точка – крайние положения поршня. Ход поршня – движение от внутренней мёртвой точки до наружной мёртвой точки. Такт – часть рабочего процесса, приходящаяся на один ход поршня.  Двигатели внутреннего сгорания бывают следующих видов: 1. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания. 2. Четырёхтактные двигатели внутреннего сгорания. - давление, под которым в камеру поступает заряд. Точка - точка закрытия впускающего клапана. Коэффициент заполнения - отношение действительного количества заряда по массе к теоретическому количеству заряда, которое могло поступить при данных условиях, то есть . Звёздочка – впрыск топлива для дизельного процесса. - процесс сгорания в дизельном двигателе. Точка - момент проскакивания искры между электродами свечи в карбюраторном двигателе. Точка - точка открытия выпускного клапана. Точка - точка открытия впускного клапана. Точка - точка закрытия выпускного клапана. Рабочий процесс. Первый такт – такт всасывания . Во время этого такта происходит окончание выхлопа и наполнение камеры сгорания зарядом . Второй такт – такт сжатия . Во время этого такта происходит конец наполнения камеры сгорания зарядом и сжатие заряда . В конце процесса сжатия заряда, его температура повышается до какой-то . Для дизельных двигателей эта температура должна быть больше температуры возгорания, то есть , а для карбюраторных двигателей она должна быть меньше температуры возгорания, то есть . Третий такт – рабочий такт , такт расширения. Во время этого такта происходит сгорание заряда ( для дизельных двигателей и для карбюраторных двигателей), расширение заряда и начинается выпуск . Четвёртый такт – выхлоп, такт очистки . Во время этого такта идёт выпуск и начинается наполнение камеры сгорания зарядом . Первый и четвёртый такты являются процессами газообмена. Это вспомогательные такты. Вследствие отсутствия в них термодинамики, они являются вредными. Для двухтактного двигателя: Рассмотрим теоретический цикл. - средняя константа, представляющая собой отклонение от адиабаты. Среднее давление - давление, которое, действуя постоянно во время хода поршня, совершает работу, равную работе за цикл. , где - полный объём цилиндра. , где - степень сжатия. Коэффициент заполнения теоретической диаграммы действительной диаграммой . Среднее индикаторное давление - давление, характеризующее работу в действительном цикле. Индикаторная работа - работа действительного цикла. Среднее эффективное давление , где - давление, ушедшее на механические потери.  Эффективная работа - . Механический коэффициент полезного действия - .  , где - количество оборотов, - число тактов, - число цилиндров.  Основными характеристиками для выбора двигателя внутреннего сгорания являются: , , , ( - удельный расход). ,   - количество воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания топлива. , где - коэффициент избытка воздуха, . . Вопрос №50 Газотурбинные установки. Преимущества ГТУ над поршневыми ДВС: 1. Сразу получается вращательное движение. 2. Большая единичная мощность. 3. Меньшая удельная металлоёмкость. Газовая турбина – лопаточный двигатель, преобразующий энергию потока газа, проходящего через сопловой аппарат и рабочие лопатки турбины, в механическую работу. Схема газовой турбины: 1 – Направляющий аппарат. 2 – Рабочее колесо турбины. 3 – Рабочие лопатки. Схема и рабочий процесс простейшей ГТУ: 1 – Воздушный фильтр. 2 – Осевой компрессор. 3 – Пусковое устройство. 4 – Камера сгорания. 5 – Турбина. 6 – Потребитель (центробежный компрессор, генератор электрической энергии, буровая установка). 7 – Топливный газ. 8 – Уходящий газ. Степень повышения давления . В осевом компрессоре . Коэффициент избытка воздуха . В осевом компрессоре . Температура рабочего тела составляет . Классификация ГТУ: 1. По термодинамическому признаку: a. ГТУ, работающие по циклы Гемфри (1-2-3-4). . ГТУ такого типа имеют больший коэффициент полезного действия, чем ГТУ, работающие по циклу Брайтона. b. ГТУ, работающие по циклу Брайтона (1-2-3`-4). 2. По организации процесса: a. ГТУ, работающие по открытому циклу. В ГТУ такого типа рабочее тело постоянно меняется. b. ГТУ, работающие по закрытому циклу. В ГТУ такого типа рабочее тело не меняется. 3. По конструкции: a. ГТУ одновальной конструкции. b. ГТУ двухвальной конструкции. Такой тип ГТУ используется в случае переменных режимов работы ГТУ. c. ГТУ трёхвальной конструкции. Такой тип ГТУ используется в случае переменных режимов работы ГТУ. ГТУ, работающие по закрытому циклу. Преимущества ГТУ, работающей по закрытому циклу: возможность использовать низкокачественное топливо. Схема ГТУ, работающей по закрытому циклу: 1 – Пусковое устройство (турбодетандер). 2 – Осевой компрессор. 3 – Камера сгорания, печь, тепловое устройство. 4 – Турбина. 5 – Потребитель. 6 – Холодильник. 7 – Трубный пучок. 8 – Вход воздуха. 9 – Вход топлива. ГТУ двухвальной конструкции. Преимущества ГТУ двухвальной конструкции: даёт возможность при переменном режиме работы потребителя и силовой турбины поддерживать оптимальный режим работы газогенератора. Характеристикой таких ГТУ является величина . Чем больше , тем лучше ГТУ. Схема ГТУ двухвальной конструкции: 1 – Воздушный фильтр. 2 – Осевой компрессор. 3 – Пусковое устройство. 4 – Камера сгорания. 5 – Топливный газ. 6 – Турбина высокого давления. 7 – Турбина низкого давления. 8 – Уходящий газ. 9 – Потребитель (центробежный компрессор, генератор электрической энергии, буровая установка). Способы повышения эффективности работы ГТУ: 1. Повышение температуры продуктов сгорания перед турбиной. 2. Повышение степени сжатия в осевом компрессоре. 3. Регенерация теплоты, уходящих газов. 4. Использование многоступенчатого сжатия воздуха с промежуточным охлаждением. 5. Многоступенчатое расширение продуктов сгорания с промежуточным их подогревом. Эффективный термодинамический цикл ГТУ. Цикл Брайтона 1-2-3-4. Реальный процесс , где - политропное сжатие; - процесс подвода тепла при непостоянном давлении; - политропный процесс расширения; - процесс отвода тепла при непостоянном давлении. Регенератор – тепловой аппарат, в котором происходит теплообмен между продуктами сгорания с воздухом, сжатом в компрессоре. Для регенерации нужно чтобы . ГТУ могут быть регенеративного и безрегенеративного типов. ГТУ регенеративного типа. Преимущества ГТУ регенеративного типа: возможность повысить КПД, вследствие уменьшения расхода топливного газа. Схема ГТУ регенеративного типа: , где - нижнее рабочее значение теплоты. |