ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 2. Эмпирическое исследование психосоматических проявлений стресса у современных студентов 2. 1 Организация и методы исследования Для эмпирического исследования психосоматических проявлений стресса у студентов мы выбрали 3 методики (тест «Анализ стиля жизни», тест на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых) и анкету для оценки психофизического состояния. Для исследования нами было отобрано 40 студентов ЕГУ имени И.А. Бунина, обучающихся по специальностям «Психология», «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Возраст студентов: 19-21 год. 1. Тест «Анализ стиля жизни» разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Предназначен для выявления уровня стрессоустойчивости. Тест представлен в Приложении 1. 2. Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности. Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д. Спилбергер, автор адаптации – О.М. Радюк. Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности - об отсутствии стресса и депрессии. Тест представлен в Приложении 2. 3. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами. Текст опросника представлен в Приложении 3. 4. Анкета для оценки психофизического состояния была разработана с целью выявления признаков и их уровня выраженности. Анкета была разработана на основе разработанного В. Ю. Щербатых «Теста на учебный стресс». Анкета состоит из 13 пунктов. Студентов просят оценить наличие и выраженность у них нескольких признаком по 10-бальной шкале (где 0-вообще не проявляются признаки; 10 – максимально выражено). Просят обвести или подчеркнуть нужную цифру. Текст анкеты представлен в Приложении 4. 2. 2 Анализ результатов исследования Результаты теста «Анализ стиля жизни», проведённого нами среди 40 студентов, представлен в таблице 1. По результатам методики № 1 было выявлено 4 группы испытуемых с одинаковым количеством: с высокой стрессоустойчивостью, с нормальной, слабой и отсутствием стрессоустойчивости (балльное распределение смотри в приложении 1). Результаты представлены на диаграмме 1. По данным таблицы 1 построим диаграмму.  Рисунок 1 - Диаграмма по результатам теста «Анализ стиля жизни» Как видно из диаграммы, 25% студентов обладают высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, 25% - нормальной устойчивостью. И также на 25% студентов стрессовые ситуации оказывают немалое влияние, и они им не очень сильно сопротивляются. 25 % студентов очень уязвимы для стресса, им следует серьезно задуматься о своей жизни. Далее приведём результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка (таблица 2). По методике № 2 были получены следующие результаты ( смотреть в приложении 2) По данным, приведённым в таблице 2, построим диаграммы.  Рисунок 2 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: нормальные значения шкалы Где: ИЛ – интенсивность любознательности (Интерес); ИА – интенсивность агрессии (Агрессия); ИТ – интенсивность тревоги (Тревога); ИД – интенсивность депрессии (Депрессия); ЧЛ – частота любознательности (Любознательность); ЧА – частота агрессии (Агрессивность); ЧТ – частота тревоги ( Тревожность); ЧД – частота депрессии (Депрессивность).  Рисунок 3 - Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: повышенные значения шкалы …………….!!!!!!!!!!!!!!!!!! Результаты по стрессу Из диаграмм на рисунках 2 и 3 мы можем сделать вывод о том, что 50% студентов обладают нормальной интенсивностью и частотой любознательности, частотами агрессии, тревожности и депрессивности. 40% студентов обладают нормальной интенсивностью агрессии, 43% - нормальной интенсивностью тревоги и 45% - нормальной интенсивностью депрессии. Однако в данной выборке 60% студентов обладают повышенной интенсивностью агрессии, 57% - повышенной интенсивностью тревоги и 55% - повышенной интенсивностью депрессии. Таким образом, практически у 60% студентов на лицо стресс (ИТ+ИА). Отсюда, можно сделать вывод о том, что у студентов у которых преобладает повышенная интенсивность агрессии, тревоги и депрессии, в жизни постоянно присутствует стресс и это не удивительно, так как существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. А студенты, у которых преобладает нормальная интенсивностью частоты любознательности, частоты агрессии, тревожности и депрессивности, не так подвержены стрессу как предыдущие и у них на данном этапе жизни все находится в норме, они не подвержены депрессии, возникновению хронических заболеваний и вследствие чего у них нет причин для беспокойства. Результаты теста Ю.В. Щербатых представлены в таблице 3. Данная таблица представлена в приложении 3. Таблица 3. Результаты теста на учебный стресс причины стресса | баллы | проявление стресса | баллы | способ снятия стресса | % | признаки проявления стресса | % | Большая учебная нагрузка | 5,4 | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 4,9 | Сон | 100% | Учащенное сердцебиение | 86,7% | Страх перед будущим | 4,9 | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 4,7 | Общение с друзьями или любимым человеком | 80% | Головные или иные боли | 73,4% | Нежелание учится или разочарование в профессии | 4,7 | Плохое настроение, депрессия | 4,7 | Прогулки на свежем воздухе | 80% | Затрудненное дыхание | 53,4% | Непонятные, скучные учебники | 4,7 | Плохой сон | 4,4 | Вкусная еда | 73,4% | Сухость во рту | 40% | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 4,5 | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 4,2 | Перерыв в работе или учебе | 60% | Скованность, дрожание мышц | 33,4% | Строгие преподаватели | 4,3 | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 4,2 | Поддержка родителей | 53,4% | | | Проблемы в личной жизни | 4,1 | Раздражительность, обидчивость | 4,1 | Физическая активность | 46,7% | | | Нерегулярное питание | 4,1 | Страх, тревога | 4,1 | Телевизор | 26,7% | | | Неумение правильно организовать свой режим дня | 4,1 | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 3,9 | Секс | 26,7% | | | Стеснительность, застенчивость | 3,6 | Головные боли | 3,9 | Хобби | 20% | | | Излишнее серьезное отношение к учебе | 3,2 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 3,4 | Сигареты | 6,7% | | | Отсутствие учебников | 2,5 | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 2,5 | Алкоголь | 6,7% | | | Жизнь вдали от родителей | 2,3 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,3 | Наркотики | - | | | Конфликт в группе | 1,9 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 1,6 | | | | | Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,5 | Затрудненное дыхание | 1,5 | | | | | | | Напряжение или дрожание мышц | 1,2 | | | | | Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе. Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим». Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы: Значительно уменьшился у 12 студентов (30%); Незначительно уменьшился у 7 студентов (17,5%); Не изменился у 10 студентов (25%); Незначительно возрос у 5 студентов (12,5%); Значительно увеличился у 6 студентов (15%). Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе. Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов. Наконец, результаты опроса с помощью анкеты для оценки психофизического состояния представлен в таблице 4, которую можно посмотреть в приложении 4. По результатам проведённых исследований нами были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 20 студентов с низким уровнем стресса (<30 баллов), а в экспериментальную - 20 студентов с высоким (>30 баллов). Далее мы определили учебную нагрузку и психофизические показатели по каждой из групп, и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли их различия по группам или нет. Дополнительно нами была рассмотрена стрессоустойчивость по группам. Всё это оформим в виде таблицы 5. Таблица 5. Сводная таблица результатов эмпирического исследования Тест | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t-критерий Стьюдента | Низкий уровень стресса | Высокий уровень стресса | 1. Бостонский | Ср.арифм по группе | Ср.арифм по группе | ??????????? | 2. Учебная нагрузка | | | | ………………… | | 8,5 | Значим. | | | 8,1 | Значим. | | | 8,4 | Значим. | | | | Значим. | | 2,2 | 7,2 | Значим. | | 2,3 | 8,5 | Значим. | | | 8,2 | Значим. | | | | Значим. | | 2,2 | | Значим. | | 2,5 | | Значим. | | 2,2 | 8,3 | Значим. | | 2,3 | | Значим. | | | | Значим. | 3. Психофизические показатели | 1,9 | 8,6 | Значим. | | 2,4 | 8,8 | Значим. | | | 8,4 | Значим. | | 2,6 | 8,5 | Значим. | | 2,4 | 7,2 | Значим. | | 2,5 | | Значим. | | | 8,2 | Значим. | | | | Значим. | | 2,2 | 8,4 | Значим. | | | 7,5 | Значим. | | 2,5 | 8,5 | Значим. | | 2,3 | 8,4 | Значим. | 4. Стрессоустойчивость | 2,5 | | | | | 8,5 | | | 2,2 | 8,2 | | | 2,6 | | | | 2,4 | 7,8 | | | | | | | 2,8 | | | | 2,7 | 7,3 | | | | 8,5 | | | | 9,5 | | | 2,4 | 9,8 | | | 2,5 | 7,4 | | | | 7,1 | | Выводы по главе 2 Таким образом, в рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы 2 группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная - с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,98. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые. Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса. Заключение Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. В психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс и психологический стресс. К психологическим признакам, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса можно отнести снижение аппетита, злоупотребление вредными привычками, депрессию, дезорганизованность, несамостоятельность и др. Ганс Селье выделил три стадии в развитии общего адаптационного синдрома. Первую стадию он назвал стадией тревоги, это момент столкновения организма со стрессом, на этой стадии выделяются гормоны стресса. В итоге нарушается аппетит, усвоение поступающей пищи. Потом идет стадия резистентности, на этой стадии показана устойчивая сопротивляемость к стрессу, мобилизируются все системы организма, такие проявления стресса как: тревога, агрессия, возбудимость практически исчезают. Но при продолжении воздействия стресса на организм наступает третья стадия, это стадия истощения. На этой стадии начинают возникать серьезные нарушения, соматические заболевания, психологические расстройства и человек самостоятельно уже не может выйти из стрессового состояния, и ему требуется посторонняя помощь. Стресс нарушает деятельность человека, его поведение, привычный образ жизни, приводит к различным психо-эмоциональным нарушениям, функциональный уровень нарушается и в итоге это приводит к нарушению деятельности в целом, и к развитию в дальнейшем серьезных заболеваний. Выделяют 2 вида стресса: это кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стресс. Эти виды стресса оказывают разное влияние на здоровье человека. Кратковременный стресс – это как бы предверие появления долговременного стресса, при нем сильно расходуются адаптационные резервы организма и в связи с этим начинают мобилизироваться «глубокие». К этому виду стресса можно отнести – поход к стоматологу, экзамен и т. д. Долговременный стресс несет уже более тяжелые последствия. Особенностью этого вида стресса является то, что его течение может быть скрытым. Этот стресс со временем может переходить в тяжелые заболевания. Помимо этого выделяют и такие виды стресса как: нервный, хронический, физиологический, психологический. В студенческой жизни есть и ситуации стрессогенного характера, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Психосоматические расстройства занимают лидирующее место в настоящее время и на протяжении уже многих лет их постоянно исследуют в рамках психосоматической медицины из-за их быстрого роста. В основе этих расстройств всегда главное место занимает - невроз. Он начинается тогда, когда здоровые органы, начинают плохо функционировать. В основе неврозов, почти всегда обнаруживается внутренний конфликт, у человека возникает ощущений упущения счастливого случай, он испытывает вину и в итоге возникают психотравмы. Если переживания значимы для человека, то только тогда они и становятся источником невроза. Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов, способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. Основным отличием всех ранее описанных психосоматических расстройств от обычных (телесных), является характер их протекания. Сильные ухудшения всегда совпадают именно тогда, когда человек испытывает бурные душевные переживания, эти переживания особенно часто проявляются именно в студенческой жизни. Но также важно помнить и о личностной предрасположенности, о личностно-типологических особенностях, в результате которых в будущем возникают психосоматические нарушения. Повышенное психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. В рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы 2 группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная - с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,98. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые. Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса. Список литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2012. – 702 с. 2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984. - 214-276 с. 3. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2014. - 382 с. 4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2011. – 528 с. 5. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.-416с. 6. Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с. 7. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст]:. - СПб.: Речь, 2014. – 217 с. 8. Изард, К. Эмоции человека [Текст]:. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 440 с. 9. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. 10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. 11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2012. – 848 с. 13. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом [Текст]:. Москва: ИКЦ "МарТ", 2014. - с.288 14. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991. 15. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 1972. - 122 с. 16. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 1979. - 124 с. 17. Смит, Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. - 356-392 с. 18. Фаустов, А.С., Щербатых, Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2011, №4, 38-39 с. 19. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности - 2005. 20. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с. Приложение 1. Тест «Анализ стиля жизни» № | Вопрос | Всегда | Часто | Иногда | Почти никогда | Никогда | | Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день | | | | | | | Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю | | | | | | | Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен | | | | | | | В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться | | | | | | | Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю | | | | | | | Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день | | | | | | | За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков | | | | | | | Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) — Вес (кг) =100 ± 10 | | | | | | | Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности | | | | | | | Вас поддерживает Ваша вера | | | | | | | Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью | | | | | | | У Вас много друзей и знакомых | | | | | | | У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете | | | | | | | Вы здоровы | | | | | | | Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо | | | | | | | Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы | | | | | | | Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю | | | | | | | Вы можете организовать Ваше время эффективно | | | | | | | За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков | | | | | | | У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня | | | | | | | «Цена» ответа (в баллах): | | | | | | | ИТОГ: | | | | | | Таблица 1. Результаты теста «Анализ стиля жизни» № п/п | Общее количество баллов (-20 баллов) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Приложение 2. Тест на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности . Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк. Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности - об отсутствии стресса и депрессии. Вопросы к тесту, часть I. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Нет, это не так – 1 балл; Пожалуй, это так – 2 балла;Верно– 3 балла; Совершенно верно – 4 балла Часть 1 1. У меня подвижный ум 2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка 3. Я встревожен 4. Я чувствую безразличие 5. У меня живой ум 6. Я обеспокоен 7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть 8. Я чувствую равнодушие 9. Мне хочется кого-нибудь ударить 10. У меня бодрый ум 11. Я чувствую тоску 12. Я переживаю 13. Я расслаблен 14. Я чувствую себя умственно активным 15. Я рассержен 16. Мне грустно 17. Я хочу многое узнать 18. Я чувствую уныние 19. Мне неспокойно 20. Я в агрессивном настроении 21. Мне интересен мир вокруг меня 22. Мне скучно 23. Я готов взорваться 24. Я нервничаю 25. Я чувствую обречённость 26. Мне хочется знать, что происходит вокруг 27. Я в гневе 28. Я озабочен 29. У меня пытливый ум 30. Я чувствую печаль 31. Я чувствую нервозность 32. Я в ярости 33. Я хочу о многом спросить 34. Я в отчаянии 35. Мне хочется съязвить 36. Я чувствую недостаток уверенности в себе 37. У меня придирчивое настроение 38. Я с пессимизмом думаю о будущем 39. Я спокоен 40. Я полон энергии Вопросы к тесту, часть II. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО. Нет, это не так – 1 балл; Пожалуй, это так – 2 балла; Верно – 3 балла;Совершенно верно - 4 балла 41. Я хочу многое узнать 42. Я чувствую опасность 43. Я вспыльчив 44. Я чувствую тоску 45. Мне интересен мир вокруг меня 46. В сердцах я могу нагрубить 47. Я чувствую угрозу 48. У меня на душе горестно 49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое 50. Я подавлен 51. Я любознателен 52. У меня взрывной характер 53. Мне интересно 54. Я испытываю панику 55. Сгоряча я могу наговорить грубостей 56. У меня мрачное настроение 57. Мне любопытно 58. Мне плохо 59. Я чувствую смятение 60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь 61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть 62. Я чувствую грусть 63. У меня подвижный ум 64. Я нервничаю 65. Я стремлюсь к умственной деятельности 66. Я чувствую обречённость 67. Я придираюсь к другим 68. Мне неуютно 69. Я чувствую себя умственно активным 70. Я чувствую себя уязвимым 71. Я ссорюсь 72. Я вижу будущее беспросветным 73. Я равнодушен ко всему 74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить 75. Я бываю растерянным 76. Я уверен в будущем 77. Я спокоен 78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка 79. Я ничем не интересуюсь 80. Я испытываю радость Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений: 1 (частьI) Интенсивность любознательности (Интерес) ИЛ = в1+в5+в10+в14+в17+в21+в26+в29+в33+в40 2 (частьI) Интенсивность агрессии (Агрессия) ИА = в2+в7+в9+в15+в20+в23+в27+в32+в35+в37 3 (частьI) Интенсивность тревоги (Тревога) ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 - (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять) 4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия) ИД = в4+в8+в11+в16+в18+в22+в25+в30+в34+в38 5 (частьII) Частота любознательности (Любознательность) ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять) 6 (частьII) Частота агрессии (Агрессивность) ЧА = в43+в46+в52+в55+в60+в61+в67+в71+в74+в78 7 (частьII) Частота тревоги (Тревожность) ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 - в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять) 8 (частьII) Частота депрессии (Депрессивность) ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять) Интерпретация результатов теста Спилбергера: Нормальные значения шкалы Спилбергера. Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 ± 6,02 Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89 Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72 Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15 Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99 Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68 Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14 Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07 Таблица 2. Результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка № п/п | ИЛ | ИА | ИТ | ИД | ЧЛ | ЧА | ЧТ | ЧД | | 25,1 | | | | 31,1 | 18,5 | | 17,7 | | 26,5 | 13,2 | 18,7 | 15,5 | | | 23,9 | 17,8 | | 27,1 | | 25,6 | 21,9 | | 19,4 | 24,2 | 22,9 | | | 18,7 | 19,9 | 15,3 | | | | 23,4 | | | 14,5 | 25,7 | | | 24,1 | 22,8 | 18,9 | | 28,3 | 18,5 | | | 38,4 | 23,9 | 24,7 | | | | | | | 35,5 | 19,9 | 21,5 | | | 25,9 | 19,1 | | | 38,7 | 23,8 | | 24,7 | | 25,8 | 15,5 | | | | | 24,8 | 27,4 | | 26,8 | 18,9 | 20,3 | 16,4 | 36,8 | 23,9 | 25,4 | 20,3 | | | 19,7 | | | 37,1 | 20,2 | 22,7 | | | 25,1 | 16,2 | | 22,6 | | | | | | 29,1 | 19,3 | 26,6 | 19,4 | 33,3 | | 24,7 | | | 25,3 | 18,8 | 22,8 | | 36,9 | 22,2 | 27,4 | 25,8 | | 30,5 | | | | | 25,6 | 19,9 | 21,1 | | 25,2 | | | 17,7 | 36,9 | | | 23,8 | | 27,8 | 15,5 | 27,8 | 22,3 | 34,6 | 25,1 | | | | 25,1 | | | | | 24,8 | 25,8 | 21,9 | | | 17,9 | | 15,8 | | | 26,3 | | | 28,4 | | | 23,2 | | 21,7 | 28,4 | 24,7 | | | 16,6 | 27,1 | 19,4 | 34,7 | | 18,5 | | | 25,4 | | | 21,9 | 40,1 | 23,9 | | | | 30,1 | 19,1 | 24,1 | | | 24,2 | 19,4 | 21,7 | | 25,5 | 19,1 | 28,8 | 18,1 | | | | | | 30,3 | 13,7 | | | 38,6 | 22,8 | 24,1 | | | | | 23,7 | 19,3 | 32,6 | 24,7 | 23,9 | 26,9 | | 30,7 | 18,4 | | | | 21,5 | 19,9 | 19,7 | | 25,3 | 15,6 | 26,6 | | 39,3 | | 23,8 | | | | | | 20,5 | | 24,8 | | 29,6 | | 25,7 | 19,3 | 22,2 | | 34,8 | 25,4 | 23,9 | 18,5 | | 29,1 | | | 24,4 | 37,8 | 22,7 | 20,2 | | | | 18,9 | 28,5 | | 37,2 | | | 27,7 | | 28,4 | | 27,2 | | 35,9 | 24,7 | | 26,5 | | 25,8 | 15,8 | 24,6 | 25,9 | | 27,4 | 22,2 | 24,9 | | 27,1 | 19,4 | 24,5 | 24,6 | 38,8 | 19,9 | 25,6 | 25,6 | | 25,4 | 16,9 | 22,9 | | | | | 17,6 | | 27,7 | | | 23,3 | | | 25,1 | 24,3 | | 25,7 | 18,8 | | | 33,8 | 25,8 | 24,8 | 23,2 | | 27,1 | 19,9 | 24,7 | | | 26,3 | | 23,1 | | | 20,1 | | 26,1 | 32,2 | 28,4 | 21,7 | 23,8 | Приложение 3. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений о чувствах и переживаниях, связанных с учебой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке ответов, используя 10-бальную шкалу, обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания связанные с учебой. Краткие сведения о себе. Ф.И.О. ____________________________________________________________ Пол_____ Возраст (лет)______ Курс _______ Факультет __________________ 1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса. 1.1.Строгие преподаватели. _____ 1.2.Большая учебная нагрузка. _____ 1.3.Отсутствие учебников. _____ 1.4.Непонятные, скучные учебники. _____ 1.5.Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). ________ 1.6.Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. _____ 1.7.Неумение правильно организовать свой режим дня. _____ 1.8.Нерегулярное питание. _____ 1.9. Проблемы совместного проживания с другими студентами. _____ 1.10.Конфликт в группе. _____ 1.11.Излишне серьезное отношение к учебе. _____ 1.12.Нежелание учиться или разочарование в профессии. _____ 1.13.Стеснительность, застенчивость. _____ 1.14.Страх перед будущим. _____ 1.15.Проблемы в личной жизни. _____ 1.16.Иное (напишите, что именно): ____________________________________ __________________________________________________________________ 2. Отметьте галочкой (V), как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился | 3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки). 3.1.Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами.______ 3.2.Невозможность избавиться от посторонних мыслей._______ 3.3.Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания. _____ 3.4.Раздражительность, обидчивость.______ 3.5.Плохое настроение, депрессия. ______ 3.6. Страх, тревога._ 3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки._____ 3.8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени._____ 3.9. Плохой сон _____ 3.10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении. _____ 3.11.Учащенное сердцебиение, боли в сердце. ____ 3.12.Затрудненное дыхание. _____ 3.13.Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _____ 3.14.Напряжение или дрожание мышц. _____ 3.15.Головные боли. _____ 3.16.Низкая работоспособность, повышенная утомляемость. _____ 3.17.Иное (напишите сами и оцените): _________________________________ 4. Отметьте галочкой (V), какие приемы снятия стресса вы практикуете? 4.1. Алкоголь. _____ 4.2. Сигареты. _____ 4.3. Наркотики. _____ 4.4. Телевизор. _____ 4.5. Перерыв в работе или учебе. _____ 4.6. Сон. _____ 4.7. Общение с друзьями или любимым человеком. _____ 4.8. Поддержка или совет родителей. _____ 4.9. Секс. _____ 4.10. Прогулки на свежем воздухе. _____ 4.11. Хобби. _____ 4.12. Физическая активность. _____ 4.13.Иное._________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10-балльной системе)? _____ 6. Отметьте галочкой (V), какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? 6.1.Учащенное сердцебиение. _____ 6.2.Сухость во рту. _____ 6.3.Затрудненное дыхание. _____ 6.4. Скованность, дрожание мышц. _____ 6.5.Головные или иные боли. _____ 6.6.Иное (напишите, что):____________________________________________ 7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение? 7.1._______________________________________________________________ 7.2._______________________________________________________________ 7.3._______________________________________ Таблица 3. Результаты теста на учебный стресс причины стресса | баллы | проявление стресса | баллы | способ снятия стресса | % | признаки проявления стресса | % | Большая учебная нагрузка | 5,4 | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 4,9 | Сон | 100% | Учащенное сердцебиение | 86,7% | Страх перед будущим | 4,9 | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 4,7 | Общение с друзьями или любимым человеком | 80% | Головные или иные боли | 73,4% | Нежелание учится или разочарование в профессии | 4,7 | Плохое настроение, депрессия | 4,7 | Прогулки на свежем воздухе | 80% | Затрудненное дыхание | 53,4% | Непонятные, скучные учебники | 4,7 | Плохой сон | 4,4 | Вкусная еда | 73,4% | Сухость во рту | 40% | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 4,5 | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 4,2 | Перерыв в работе или учебе | 60% | Скованность, дрожание мышц | 33,4% | Строгие преподаватели | 4,3 | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 4,2 | Поддержка родителей | 53,4% | | | Проблемы в личной жизни | 4,1 | Раздражительность, обидчивость | 4,1 | Физическая активность | 46,7% | | | Нерегулярное питание | 4,1 | Страх, тревога | 4,1 | Телевизор | 26,7% | | | Неумение правильно организовать свой режим дня | 4,1 | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 3,9 | Секс | 26,7% | | | Стеснительность, застенчивость | 3,6 | Головные боли | 3,9 | Хобби | 20% | | | Излишнее серьезное отношение к учебе | 3,2 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 3,4 | Сигареты | 6,7% | | | Отсутствие учебников | 2,5 | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 2,5 | Алкоголь | 6,7% | | | Жизнь вдали от родителей | 2,3 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,3 | Наркотики | - | | | Конфликт в группе | 1,9 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 1,6 | | | | | Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,5 | Затрудненное дыхание | 1,5 | | | | | | | Напряжение или дрожание мышц | 1,2 | | | | | Приложение 4. Анкета для оценки психофизического состояния 1. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Раздражительность, обидчивость. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Плохое настроение, депрессия. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Страх, тревога. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. Плохой сон. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8. Затрудненное дыхание. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10. Напряжение или дрожание мышц. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11. Головные боли. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13. Иное (напишите сами или оцените):___________________________________ Таблица 4. Результаты анкетирования № п/п | общее количество баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |