МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задания для самостоятельной работы





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

АВС и XYZ-анализ

Методические рекомендации

АВС-анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект.

Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж (реализованное количество) и получаемая прибыль (реализованная торговая наценка). АВС-анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли.

Практика показывает, что 20% позиций ассортимента (группа А) дают 80% товарооборота; 30% позиций ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота; 50% позиций ассортимента (группа С) дают 5% товарооборота.

Учитывая это, весь ассортимент производственного предприятия можно разделить на группы по степени важности.

Группа А – очень важные товары, которые всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары.

Группа В – товары средней степени важности.

Группа С – наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента и товары-новинки.

Первым этапом проведения АВС-анализа является определение цели. Если целью является сокращение ассортимента, то в качестве основных параметров выбирается объем продаж, прибыль. Если целью является выявление и сокращение расходов на поддержание запасов, то в качестве основных параметров выбирается коэффициент оборачиваемости, объем неликвидов и занимаемая складская мощность. Если нужно исследовать рентабельность, то в качестве основного параметра выбирается коэффициент оборачиваемости, уровень рентабельности. Данные АВС-анализа помогают оптимизировать товарный ассортимент.

При всех многочисленных плюсах этого вида анализа существует один значительный минус: данный метод не позволяет оценить сезонные колебания спроса на товары.

XYZ-анализ – это инструмент, позволяющий распределить продукцию по степени стабильности продаж и уровню изменений потребления.

Метод данного анализа заключается в расчетах каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расходов. Этот коэффициент показывает отклонение затрат от среднего значения и выражается в процентах.

В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ-анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

Категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

Категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.

Комбинация АВС и XYZ анализа выявляет безусловных лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ). Оба метода хорошо дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ-анализ позволяет оценить подъемы сбыта и его нестабильность. Рекомендуется делать совмещенный анализ, где в АВС-анализе используются два параметра – объем продаж и прибыль.

Для товарных позиций, входящих в группу AX, AY, AZ следует выработать и применить индивидуальные технологии управления запасами, поскольку, согласно классификации АВС, небольшая по численности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финансовых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ – необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии "точно в срок", объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции, входящие в группу AZ необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса для их сглаживания необходимо предусмотреть достаточный страховой запас. Планирование запасов по позициям, входящих в группу CX, CY, CZ – может осуществляться на более длительный период (квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличии запаса на складе. Обусловлено это тем, что эти запасы "замораживают" незначительную часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны. Запасы по позициям BX, BY, BZ составляют небольшую, но значимую группу. Управление запасами по этим позициям может осуществляться по одинаковым технологиям планирования и индивидуально. По колебаниям спроса сложно сделать какие-либо определенные выводы.

Результаты такого анализа можно использовать для оптимизации ассортимента, оценки рентабельности товарных групп, оценки логистики, оценки клиентов оптовой компании.

Использование совмещенного АВС и XYZ-анализов имеет ряд значительных преимуществ, к которым можно отнести следующие:

- повышение эффективности системы управления товарными ресурсами;

- повышение доли высокодоходных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;

- выявление ключевых товаров и причин, влияющих на количество товаров, хранящихся на складе;

- перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

 

Пример задания

С целью укрепления позиции на рынке руководство компании приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена ​​задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема средств, замороженных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.

1. Проведем АВС-анализ запасов. В качестве критерия классификации выберем показатель объем реализации за год.

№ позиции Количество наименований Реализация за год, грн.
Разом:

2. Распределим значения объема реализации в порядке убывания. Определим долю каждой позиции, долю с накоплением и отнесем каждую позицию к соответствующей группе.

• А – ценные, 20% – ассортимента; 80% – продаж;

• В – промежуточные, 30% – ассортимента; 15% – продаж;

• С – наименее ценные, 50% – ассортимента; 5% – продаж.

№ позиции Количество наименований Реализация за год, грн. Доля позиции, % Доля с накоплением, % Группа
26,06 26,06 А
24,35 50,41 А
13,28 63,69 А
11,75 75,44 А
8,41 83,86 В
6,13 89,99 В
4,09 94,07 С

 

Продолжение таблицы

3,20 97,28 С
2,18 99,46 С
0,54 100,00 С
Вместе: 100%    

Наибольшую выручка приносят товарные позиции, которые попали в группу А. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создание страхового запаса с избытком.

3. Проведем XYZ-анализ товарных позиций. В отличии от АВС-анализа, XYZ имеет целью использование единого критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

где Хi – i-e значение спроса по оценке позиции;

– среднее квадратичное значение спроса по оцениваемой позиции;

n – число периодов, за которые произведена оценка.

Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильные продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z.

В группу X – попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%.

В группу Y – товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%.

В группу Z – товары с коэффициентом вариации более 25%.

№ поз. Реализация за квартал, грн. Реализация в среднем за квартал, грн. Стандартное отклонение реализации Коэф. вариации, % Группа
  I II III IV        
3825,0 238,48 6% X
320,0 58,31 18% Y
600,0 187,08 31% Z
1950,0 855,86 44% Z
80,0 60,42 76% Z
470,0 15,81 3% X
1235,0 132,95 11% Y
1725,0 898,26 52% Z
3575,0 268,10 7% X
900,0 158,11 18% Y

В группу X вошли товарные позиции 1, 6 и 9. В группу Y – 2, 7 и 10. Другие попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.

Совместим результаты АВС и XYZ-анализа. При этом в общем случае формируется девять групп товаров. В нашем случае получилась следующая товарная матрица.

  A B C
X 1, 9  
Y   7, 10
Z 4, 8   3, 5

Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.

Товары группы BY (7 и 10) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Считается, что товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы AZ (8 и 4) отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса. Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной группы, в ряде случаев создаются избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса компании. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходованием этих товаров.

Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами. По товарам группы CY (2) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся в компании финансовых ресурсов.

В группу товаров CZ попали позиции 3 и 5. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, потому что именно из-за этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.

 

Задания для самостоятельной работы

 

С целью укрепления позиции на рынке руководство компании приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена ​​задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема средств, замороженных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами. Расчеты осуществляются в таблице ABC и XYZ-анализа.

Расчетная таблица ABC-XYZ-анализа

Исходная информация для проведения АВС и XYZ-анализа ABC-анализ XYZ-анализ
№ позиции ассортиментов средний запас по позиции доля позиции в общем запасе, % коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента № позиции в списке, упорядоченному по признаку доли в общих запасах доля позиции в общей сумме запасов доля нарастающим итогом группа № позиции по списку, упорядоченному по коэффициентом вариации Значение коэффициента вариации группа
                 
                 
…..                    
Итого   100,0 --- --- 100,0 --- --- --- --- ---

Обоснование решения по всем позициям ассортимента осуществляется с помощью матрицы ABC-XYZ-анализа.

Матриця ABC-XYZ-анализа

Группы А В С
X      
Y      
Z      

В результате анализа матрицы необходимо сделать соответствующие выводы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.