Одна из важнейших черт института является его соответствие «социальной потребности». Практически все теоретики общественных наук стремятся определить, в чем заключаются эти потребности. Наконец, более современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества: 1. Коммуникация между членами общества. Всегда есть разговорный язык. 2. Производство товаров и услуг. 3. Распределение товаров и услуг. 4. Защита членов общества от физической опасности, биологических организмов и врагов (других людей). 5. Замена выбывающих членов общества (путем биологического размножения и воспитания (социализация). 6. Контроль над поведением членов общества. àЭти потребности и удовлетворяют социальные институты. Производство потребность № 6.àпотребность № 5, правовые и правительственные институтыàпотребности № 2 и 3, семья и институты образования Из всего изложенного выше становится понятным, откуда берутся и функции социальных институтов. 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок, поддерживает соблюдение норм и правил. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так институт семьи стремится обеспечить состояние каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада ( в прежние времена даже партийные органы занимались этой проблемой). Общество стремится сделать процедуру развода как можно более болезненной. 2. Регулятивная функция. Она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения членов социальных групп. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов: а) консолидация и совмещение усилий; б) мобилизация (каждый вкладывает свои ресурсы в достижение целей); в) конформность личных целей индивидов с целями других. Интеграция – это одно из условий выживания организаций. 4. Транслирующая функция. Заключается в передаче социального опыта. Приходят новые поколения, в связи с этим в каждом институте есть механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам, ролям. 5. Коммуникативная функция. Суть этой функции состоит в распространении информации как внутри социального института так и во взаимоотношениях с другими институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. СМИ специально предназначен для передачи информации, другие имеют ограниченные возможности. Одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства). Когда институт не справляется с выполнением своих функций, его ждут дезорганизация и изменения: эти функции могут быть присвоены другим институтам. II. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые не планировались заранее и не являются желательными. Они могут иметь большое значение для общества. Так церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Но независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность, фанатики начинают гоне6ния на иноверцев и т.д. Семейное воспитание может приводить к конфликту индивида с культурной группой. Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929)хорошо показал действие латентных функций. Он писал: «Было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадилак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Эти вещи приобретаются не ради удовлетворения насущных потребностей». Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Образование – латентная функция – получение диплома и повышение социального статуса. |