15. Кто из социологов Х1Х века стоял у истоков социологии конфликта? а) К. Маркс; б) Э. Дюркгейм; в) Г Зиммель; г) М. Вебер.
16. Центральным понятием социологии К. Маркса является а) общественно-экономическая формация; в) социальное пространство; б) социальное действие; г) классовая борьба.
17. Кому принадлежит определение «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»? а) К. Марксу; б) М. Веберу; в) Э. Дюркгейму; г) П. Сорокину.
18. Соотнесите парадигмы и теории: 1. Макропарадигма а) теория социального действия; 2. Микропарадигма б) теория конфликта; в) структурный функционализм; г) символический интеракционизм; д) феноменология.
19. Социология сочетает интерес к личности и группе с изучением социальных явлений и процессов во многом благодаря работам Г. Тарда и Г. Лебона. Какое из ниже перечисленных направлений стало попыткой соединить психологизм и органицизм? а) символический интеракционизм; в) структурный функционализм; б) феноменологическая социология; г) этнометодология.
20. Найдите положения, характерные для функционализма. а) конфликты между социальными группами – естественное состояние общества; б) общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль; в) дисфункциональные формы поведения подлежат контролю; г) задача социологии – выделение компонентов социального взаимодействия ми определение их значения в обществе.
21. Назовите понятие, предложенное Р. Мертоном, для обозначения последствий действия любого социального института, которые препятствуют сохранению общества. а) функция; в) девиация; б) дисфункция; г) аномия.
22. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма? А) Дж. Г. Мид; в) Р. Парк; г) Ю. Хабермас; ж) А. Шюц; Б) М. Мид; г) Т. Адорно; е) Т. Лукман; з) Дж. Хомас.
23. Какие предметы исследования являются основными для символического интеракционизма? а) общество в целом; в) власть; б) межличностные взаимодействия; г) социальные институты.
24. Социолог изучает роль образования и религии в интеграции общества. Какое направление он представляет? а) теорию действия; в) конфликтное направление; д) этнометодологию; б) структурное направление; г) функциональное направление; е) феноменологию.
25. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена. а) любое взаимодействие есть обмен; б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат; в) если вознаграждение уменьшается в два раза, то во столько же раз обязательно возрастает реальная отдача; г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем мене он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.
26. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир? а) феноменология; в) интернализация; д) классификация; б) этнометодология;. г) интерпретация; е) институционализация.
27. Термин «этнометодология» сконструировал: а) Г. Гарфинкель б) Э. Гидденс в) П. Аткинсон г) Дж. Хоманс
28. Этнометодология изучает: а) организацию повседневной жизни, «вечное, обычное сообщество»; б) генезис, сущность и функции этносов и межэтнических отношений; в) социальную обусловленность изменений в культуре народов; г) исторически сложившиеся на определенной территории совокупности людей.
29. Основным видом исследований в этнометодологии является: а) опрос б) анкетирование в) анализ разговоров г) анализ документов
30. Этнометодологический социологический подход ориентирован на рассмотрение: а) макроуровня б) мезоуровня в) микроуровня г) метауровня
31. Учет целей и намерений акторов предполагает: а) этнометодология в) теория обмена Дж. Хоманса б) теория обмена; г) теория рационального выбора
32. О себе он говорил: «Я – психологический редукционист» (редукционизм – демонстрация того, как положения одной науки логически вытекают из положений другой науки): а) Г. Гарфинкель б) Э. Гидденс в) П. Аткинсон г) Дж. Хоманс
33. «Чем чаще какое-либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек поступит так же» – это постулат: а) успеха б) стимула в) рациональности г) лишения-пресыщения
34. «Понять социальную структуру путем анализа социальных процессов, управляющих отношениями между индивидами и группами», – основная цель: а) теории рационального выбора в) теории обмена Дж. Хоманса б) теории обмена г) теории обмена П. Блау
35. Авторами теории рационального выбора являются а) Д. Фридман и М. Хечтер в) Ч. Кули и У. Томас б) А. Щюц и Г. Гарфинкель г) Р. Арон и Ж. Фурастье
Творческая часть 36.Вспомните какое-либо событие, где субъект действовал под давлением социальной структуры. Используя обобщающую модель Рональда Берта, приведенную ниже, проанализируйте действие субъекта в рамках социальной структуры.
Рис. 1. Обобщающая модель действия Р. Берта
37. В чем проявляется взаимосвязь теорий обмена, сетевой теории и теории рационального выбора?
38. В рамках этнометодологии представьте логическую схему процесса исследования следующих феноменов: А) идентификация и распознавание Б) инициирование смеха В) побуждение к аплодисментам Г) неодобрительные возгласы Д) сентенции и рассказы Е) формулировки Ж) вербальные действия З) нерешительность
|