ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. 3. Гинзбурга: «Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...> Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь. ...Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. <...> И вся их „техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...> С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: ,Догнать и перегнать американские темпы в строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...> Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением „завета отцов"». | | Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Каковы были хронологические рамки первого пятилетнего плана? Кто был руководителем страны в эти годы? | | | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | | | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) описанный в тексте процесс — индустриализация 2) первый пятилетний план – 1928-1932 3) руководитель страны — И. В. Сталин | | | | Правильно указан процесс, дата первого пятилетнего плана и фамилия руководителя СССР | | | | Правильно указаны любые два элемента | | | | Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный | | | | Максимальный балл | 2 | | | | Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей. | | | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | | | Могут быть названы следующие черты или особенности индустриализации: — форсированный характер индустриализации — большая роль энтузиазма, социалистического соревнования — партийный контроль над индустриализацией — изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда — высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках — использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа) — индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни Могут быть указаны другие особенности | | | | Правильно указаны три особенности | | | | Правильно указаны две особенности | | | | Правильно указана одна особенность ИЛИ Ответ неправильный | | | | Максимальный балл | 2 | | | На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части рабочих своим положением. | | | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | | Могут быть названы следующие причины: — недовольство рабочих повышением трудовых норм и введением непрерывной рабочей недели — тяжёлые бытовые условия участников ударных строек — использование методов принуждения при индустриализации — низкая заработная плата участников ударных строек | | | Правильно указаны три причины | | | Правильно указаны две причины | | | Правильно указана одна причина ИЛИ Ответ неправильный | | | Максимальный балл | 2 | | | | | | | | | | | | | Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора. | | | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Могут быть приведены следующие объяснения: - при выборе религии решающую роль сыграли прочные связи Руси с Византией; - Византия была самым развитым государством того времени, наследницей античной цивилизации, что предопределило выбор религии, исповедуемой византийцами; - принятие христианства позволяло использовать церковную организацию в интересах княжеской власти. - согласно летописному рассказу, послов князя Владимира привлекла торжественность и красота православного богослужения - к концу Х века православное христианство уже было достаточно распространено на Руси, о чем, например, свидетельствует крещение княгини Ольги Могут быть приведены другие объяснения. | | Правильно приведены три объяснения | | Правильно приведены два объяснения | | Правильно приведено одно объяснение | | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на характер экономического развития России в конце XIX в. В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Аргументы в подтверждение, например: —Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения; — низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900—1903 гг.); — рост внешней задолженности; — не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.); — высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики; — в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров Аргументы в опровержение, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что: — для России в конце XIX в. были характерны высокие темпы экономического развития; — развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.); — быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяжённости железнодорожная сеть в мире); — интенсивный процесс акционирования предприятий; — стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами; — благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему; — в страну притекали иностранные инвестиции; — росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета; Могут быть приведены другие аргументы | | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | | Максимальный балл | 4 | | Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1093—1113 гг.; 2) 1855—1881 гг.; 3) 1964—1982 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. | | | Критерии оценивания | Баллы | | | К1 | Указание событий (явлений, процессов) | | | | Правильно указаны два события (явления, процесса) | | | | Правильно указано одно событие (явление, процесс) | | | | События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | | | | К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России | | | | Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | | | | Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | | | | Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны | | | | К3 | Причинно-следственные связи | | | | Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | | | | Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | | | | Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | | | | К4 | Историческая оценка событий | | | | Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | | | | Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана | | | | К5 | Использование исторических терминов, понятий | | | | При изложении корректно использованы исторические термины, понятия | | | | При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | | | | К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 | | | | В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | | | | Допущена одна фактическая ошибка | | | | Допущены две или более фактические ошибки | | | | К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | | | | Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | | | | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | | | | Максимальный балл | | | | | | | | | |