МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом





 

Из вос­по­ми­на­ний участ­ни­ка стро­и­тель­ства Ста­лин­град­ско­го трак­тор­но­го за­во­да С. 3. Гин­збур­га:

 

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку. <...> Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек. <...>

Стра­на была охва­че­на па­фо­сом стро­и­тель­ства. По­ра­зи­те­лен ге­ро­изм стро­и­те­лей в годы пер­вой пя­ти­лет­ки. Ты­ся­чи и ты­ся­чи людей от­да­ва­ли ре­во­лю­ции, со­ци­а­лиз­му все силы и саму жизнь.

...Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись­ лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей. <...> И вся их „тех­ни­ка" со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты. <...>

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: ,До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад. <...>

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки — не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем „за­ве­та отцов"».

 

 

Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, свя­зан­ный с пер­вой пя­ти­лет­кой, участ­ни­ком ко­то­рой был автор тек­ста? Каковы были хронологические рамки первого пятилетнего плана? Кто был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в эти годы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) опи­сан­ный в тек­сте про­цесс — ин­ду­стри­а­ли­за­ция 2) первый пятилетний план – 1928-1932 3) ру­ко­во­ди­тель стра­ны — И. В. Ста­лин    
Правильно указан процесс, дата первого пятилетнего плана и фамилия руководителя СССР
Правильно указаны любые два элемента
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Какие черты, спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти были при­су­щи опи­сан­но­му в тек­сте про­цес­су в СССР? Ука­жи­те не менее трёх черт, осо­бен­но­стей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие черты или особенности индустриализации: — фор­си­ро­ван­ный ха­рак­тер ин­ду­стри­а­ли­за­ции — боль­шая роль эн­ту­зи­аз­ма, со­ци­а­ли­сти­че­ско­го со­рев­но­ва­ния — пар­тий­ный кон­троль над ин­ду­стри­а­ли­за­ци­ей — из­на­чаль­но низ­кий уро­вень тех­ни­че­ской оснащённо­сти стро­ек, боль­шая роль руч­но­го труда — вы­со­кий уро­вень про­из­вод­ствен­но­го трав­ма­тиз­ма, вы­зван­ный пре­не­бре­же­ни­ем к тех­ни­ке без­опас­но­сти на удар­ных строй­ках — ис­поль­зо­ва­ние при­ну­ди­тель­но­го труда (труд за­ключённых ГУ­ЛА­Га) — ин­ду­стри­а­ли­за­ция про­ис­хо­ди­ла за счёт пе­ре­кач­ки средств и ра­бо­чей силы из де­рев­ни   Могут быть указаны другие особенности  
Правильно указаны три особенности
Правильно указаны две особенности
Правильно указана одна особенность ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх при­чин не­до­воль­ства части ра­бо­чих своим по­ло­же­ни­ем.  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны: — не­до­воль­ство ра­бо­чих по­вы­ше­ни­ем тру­до­вых норм и вве­де­ни­ем не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли — тяжёлые бы­то­вые усло­вия участ­ни­ков удар­ных стро­ек — ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов при­нуж­де­ния при ин­ду­стри­а­ли­за­ции — низ­кая за­ра­бот­ная плата участ­ни­ков удар­ных стро­ек    
Правильно указаны три причины
Правильно указаны две причины
Правильно указана одна причина ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
                     

 

Со­глас­но ле­то­пис­ной ле­ген­де, перед кня­зем Вла­ди­ми­ром стоял во­прос о вы­бо­ре ре­ли­гии между хри­сти­ан­ством за­пад­ным, во­сточ­ным (пра­во­сла­ви­ем), ис­ла­мом и иуда­из­мом. В ре­зуль­та­те он оста­но­вил­ся на пра­во­сла­вии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го вы­бо­ра.
 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)   Баллы
Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния: - при вы­бо­ре ре­ли­гии ре­ша­ю­щую роль сыг­ра­ли проч­ные связи Руси с Ви­зан­ти­ей; - Ви­зан­тия была самым раз­ви­тым государством того вре­ме­ни, на­след­ни­цей ан­тич­ной ци­ви­ли­за­ции, что пред­опре­де­ли­ло выбор ре­ли­гии, ис­по­ве­ду­е­мой византийцами; - при­ня­тие хри­сти­ан­ства поз­во­ля­ло ис­поль­зо­вать цер­ков­ную ор­га­ни­за­цию в ин­те­ре­сах кня­же­ской вла­сти. - согласно летописному рассказу, послов князя Владимира привлекла торжественность и красота православного богослужения - к концу Х века православное христианство уже было достаточно распространено на Руси, о чем, например, свидетельствует крещение княгини Ольги Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объ­яс­не­ния.  
Правильно приведены три объяснения
Правильно приведены два объяснения
Правильно приведено одно объяснение
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке на характер экономического развития России в конце XIX в.

 

В конце XIX в. перед Рос­си­ей сто­я­ли серьёзные эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, её эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие было не­ста­биль­ным.

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:   Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние, на­при­мер: —Рос­сия серьёзно от­ста­ва­ла от раз­ви­тых стран в про­из­вод­стве про­мыш­лен­ной про­дук­ции на душу на­се­ле­ния; — низ­кий уро­вень внут­рен­не­го по­треб­ле­ния ста­вил под во­прос даль­ней­шее раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти (что по­ка­зал кри­зис 1900—1903 гг.); — рост внеш­ней за­дол­жен­но­сти; — не был пре­одолён аг­рар­ный кри­зис (ма­ло­зе­ме­лье кре­стьян, низ­кая уро­жай­ность и др.); — вы­со­кие не­про­из­во­ди­тель­ные рас­хо­ды тор­мо­зи­ли раз­ви­тие эко­но­ми­ки; — в вы­во­зе Рос­сии пре­об­ла­да­ли хлеб и сырьё, со­хра­ня­лась за­ви­си­мость от ино­стран­ных машин и про­мыш­лен­ных то­ва­ров Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: — для Рос­сии в конце XIX в. были ха­рак­тер­ны вы­со­кие темпы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия; — раз­ви­тие новых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти (неф­те­до­бы­ча, хи­ми­че­ская, элек­тро­тех­ни­че­ская и др.); — быст­рые темпы же­лез­но­до­рож­но­го стро­и­тель­ства (вто­рая по про­тяжённо­сти же­лез­но­до­рож­ная сеть в мире); — ин­тен­сив­ный про­цесс ак­ци­о­ни­ро­ва­ния пред­при­я­тий; — ста­биль­ное эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии было обес­пе­че­но бо­га­тей­ши­ми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми; — бла­го­да­ря де­неж­ной ре­фор­ме С.Ю. Витте Рос­сия по­лу­чи­ла ста­биль­ную де­неж­ную си­сте­му; — в стра­ну при­те­ка­ли ино­стран­ные ин­ве­сти­ции; — росли го­су­дар­ствен­ные до­хо­ды, что поз­во­ля­ло обес­пе­чить про­фи­цит бюд­же­та; Могут быть приведены другие аргументы  
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 4

 

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1093—1113 гг.; 2) 1855—1881 гг.; 3) 1964—1982 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.  
Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий (явлений, процессов)
Правильно указаны два события (явления, процесса)
Правильно указано одно событие (явление, процесс)
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно
К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны
К3 Причинно-следственные связи
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны
К4 Историческая оценка событий
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана
К5 Использование исторических терминов, понятий
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
Допущена одна фактическая ошибка
Допущены две или более фактические ошибки
К7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Максимальный балл
           




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.