ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Твой свет течет во мне и через меня. Свет Исиды прикасается к моей голове — Да буду я Един с божеством; Свет Исиды прикасается к моему лбу — Да станет ясным мой разум; Свет Исиды прикасается к моему горлу — Да будет правдив мой голос; Свет Исиды прикасается к моему сердцу — Да будет любящей моя душа; Свет Исиды прикасается к моему животу — Да будут верными мои инстинкты; Свет Исиды прикасается к моему лону — Да будут праведными мои желания; Свет Исиды прикасается к моим ногам — Да будут благословенны мои пути; Свет Исиды прикасается к моим ступням — Да будет твердым мой шаг; Свет Исиды прикасается к моим рукам — Да будут мои труды приятны Богине. Пребудь со мною, Исида, Дай мне приобщиться к Славе Твоего Света Отныне и во веки веков. Сохраняйте неподвижность, пока поток энергии не начнет ослабевать. Ритуал помазания можно использовать в методиках очищения и исцеления светом, о которых говорится ниже. ОЧИЩЕНИЕ СВЕТОМ Когда вы лежите на зеленой траве, на песчаном пляже или даже на голой жесткой земле, при свете луны или в лучах солнца, благотворный эффект очищения удваивается. Сама планета автоматически «заземляет» все дурное и нечистое, а небесный свет очищает, вдохновляет и наполняет вас энергией. Этот вид очищения и «подзарядки» особенно полезен, когда вы исследуете солнечные, лунные или звездные аспекты культа Исиды. Его также можно включать в процедуру медитации или в другие ритуалы. В идеальном случае его выполняют обнаженным, но это не обязательно и, может быть даже неразумно, в зависимости от места и времени года. Но даже если вы лежите на полу перед окном, это помогает «заземлить» вашу энергию и очистить ауру — сеть тонких физических и духовных энергий, окружающую все живые существа. ОЧИЩЕНИЕ ОКРАШЕННЫМ СВЕТОМ Окрашенный свет тоже может очищать и исцелять. Витражные стекла служат прекрасным источником многоцветного света. В зависимости от ваших потребностей одни оттенки могут быть более эффективными, чем другие. Мексиканские шаманы наполняли водой бутылки из цветного стекла, оставляли их на солнце, а затем пользовались заряженной водой для целительства и очищения от негативной энергии, предписывая разные виды воды для различных обстоятельств. Зеленый цвет использовался для исцеления недугов, красный — для эмоциональных состояний, желтый — для интеллектуальных проблем, а синий — для избавления от страхов и беспричинной тревоги. РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ: КАМНИ И КРИСТАЛЛЫ Предметы, которыми вы пользуетесь для духовной работы, нуждаются в физическом и психическом очищении, когда вы получаете или приобретаете их, если только они не были специально заряжены для вас или вы хотите сохранить чужую энергию в этом предмете. В таком случае обычное физическое очищение предмета не устраняет намерение, которое было в него вложено. Ритуальные предметы, особенно кристаллы, которые долго лежали на витрине или на прилавке, обычно нуждаются в тщательном физическом и психическом очищении. Независимо от предмета, начинать надо с физического очищения. Руководствуйтесь своим опытом и здравым смыслом: не чистите наждачной бумагой хрупкий деревянный подсвечник. Некоторые камни со слоистой или зернистой структурой, такие, как лепидолит и некоторые разновидности песчаника, могут рассыпаться в воде. Как правило, их достаточно протереть влажной тряпкой. Духовное очищение ритуальных предметов можно производить разными способами. Вот несколько примеров. Свет Камни можно очищать, подвергая их воздействию солнечного света, лунного света или того и другого. Прозрачный кварц (горный хрусталь), который лучше всего сочетается с лунной энергией, нужно подвергать воздействию лунного света в течение трех ночей полнолуния. Чтобы усилить влияние луны, убирайте кристаллы, прежде чем лучи утреннего солнца коснутся их. Таким образом камень очищается и одновременно заряжается лунной силой. Это особенно полезно, когда вы изучаете аспект Исиды как лунной богини. Обычно предметы, сделанные из дерева или металла, нелегко очистить только светом. Их нужно выставлять на более долгое время (тогда приходится учитывать возможные повреждения от влаги ночью и от солнечных лучей днем) или применять дополнительное окуривание и подзарядку. Но даже тогда старые предметы, побывавшие в руках нескольких людей и неоднократно заряжавшиеся их энергией, не смогут полностью освободиться от нее. Окуривание Окуривание камней и других предметов с целью очищения или зарядки энергией практиковалось во многих культурах по всему миру. В египетской церемонии окуривания пользуются ладаном или миррой, которые сжигаются на древесном угле. Смола копалового дерева, растущего в Новом Свете, тоже подходит для окуривания из-за сходства с древними благовонными деревьями, многие из которых уже вымерли или относятся к редким видам. Если вы предпочитаете церемонию окуривания, то для окуривания можно пользоваться благовонием куфи, но следует помнить, что это сложная смесь, изготавливаемая из нескольких компонентов. Для церемонии окуривания лучше пользоваться простыми, натуральными ингредиентами. По той же причине следует избегать благовоний в виде свеч или палочек, поскольку в их состав часто входят синтетические вещества, ароматизаторы и добавки для более ровного горения. Омовение Кристаллам время от времени необходимо омовение в проточной воде. Если вам повезло и вы живете рядом с фонтаном, рекой, ручьем или водопадом, то положите камень туда, где вода может падать на него сверху или омывать его со всех сторон. С другой стороны, если расход воды не представляет для вас проблемы, можно оставить кристалл на ночь под тонкой струйкой из крана. Хотя ванночка с соленой водой не так полезна, как очищение проточной водой, в большинстве случаев это подходящий вариант. Одно предостережение: если камень или кристалл по каким-то причинам вызывает у вас негативные эмоции, нужно выбрать другой камень вместо того, чтобы пытаться очистить первый, который может быть просто несовместим с вами. ГЛАВА 3 ТРЕТИЙ ЧАС ДНЯ ИСИДА, ВСЕОБЩАЯ БОГИНЯ Культ Исиды имеет очень долгую и сложную историю; здесь мы даем лишь краткий очерк, позволяющий представить его масштабы от глубокой древности до наших дней. Любимая и почитаемая, Исида хранила свой родной Египет как Богиня Трона, Богиня Любви и Магии, Великая Целительница. Существование ее культа подтверждается в текстах пирамид времен Четвертой династии (около 2600г. до н. э.) и, возможно, уходит корнями в более далекое прошлое. Почитаемая отдельно, вместе со своим мужем Осирисом или другими богами, Исида внимала ритуалам в ее честь по всему Египту, от маленьких сельских алтарей до огромных храмов, где служили жрецы и жрицы только благородной крови. Зал Александрийской библиотеки (рисунок, фото). По мере того как египетские моряки налаживали судоходство в Средиземном море, а иностранные корабли приплывали в Египет, культ Исиды путешествовал по просторам западного мира. Исида со сложной и разнообразной природой порождала многочисленные парадоксы, которые впоследствии окружили ее имя покровом тайны и кривотолков. С одной стороны, ее жрецы пользовались всеобщим уважением благодаря их чистоплотности и целомудрию; с другой стороны, почитатели Исиды восхваляли ее как богиню эротической и романтической любви. Ее последователями в былые времена были императоры и простолюдины, свободные женщины и рабыни, торговцы и мореплаватели. И сегодня, и в те времена в ее храмы допускались представители любой расы, которые могли вступить в ряды ее жриц и жрецов. Исида, не отказывавшая никому в своей благосклонности, издавна почиталась как божество, стоящее над судьбой и способное переписывать предначертания звезд. Художники и ремесленники обращались к ней как к источнику своего вдохновения. Средневековые ученые ощущали ее присутствие среди своих плавильных тиглей и перегонных кубов и посвящали ей алхимические манускрипты. Изображение Исиды с сопроводительным текстом «О различных именах богини» на странице книги Афанасия Кирхера «Эдип Египетский» (Рим, 1652) доказывает, что даже во времена позднего средневековья память об Исиде продолжала жить (рисунок, фото). Вместе с Сераписом — динамичным аспектом ее умирающего и воскресающего мужа Осириса — Исида была покровительницей величественной Александрийской библиотеки и медицинской школы при ней. Эта школа установила стандарты образования для древних врачевателей. В то же время многие ее последователи исцелились от своих недугов, проведя лишь одну ночь в ее храме и уповая на целительный сон или видение, посланные Богиней. Культ Исиды путешествовал по всему свету вместе с римскими легионами. Ее почитали в древнем Лондоне и во многих областях Франции и Германии. В ее честь возводились храмы на Среднем Востоке и на островах Эгейского моря, хотя теперь большая их часть лежит в руинах. Когда храмы других Богов и Богинь разрушались и сжигались дотла во время бурного рождения новой веры, языческие жрецы искали убежища в святилищах Исиды, где им разрешали совершать свои обряды, иногда вместе с еретиками-христианами, которые тоже скрывались от гонений. Ей принадлежал последний языческий храм на священном острове Фила в Верхнем Египте. Но в 595г. н. э., спустя два века после запрета языческих верований римским императором Феодосием в 392г. н. э., это последнее святилище было закрыто силой, а его жрецы — казнены или рассеяны. Гравюра XIX в., изображающая руины храма на острове Фила Тогда Исида стала ISIS IMENTI, Скрытой Богиней, и отступила в тень тайны. Многие ее титулы перешли к Деве Марии, все более набирающей популярность, а статуи Исиды с младенцем Гором на руках переименовывались и устанавливались в церквях, которые часто строили на развалинах древних храмов. Даже после падения святилища на острове Фила культ Исиды продолжал существовать. В 756г. во Франции один христианский клирик признал тот факт, что люди по-прежнему собираются на склонах горы Ансин, где поклоняются Исиде и другим божествам. В измененном виде ритуалы Исиды могли сохраниться до X в. в Аравии, и, возможно, обряды в ее честь проводились Даже в Западном Китае во времена династии Тан. В одном средневековом манускрипте Исида упоминается как Владычица лекарственных растений; это свидетельствует о том, что целительная сила Богини не была забыта после того, как поднялась завеса Темных Веков. Осирис, брат и супруг Исиды (рисунок). В более позднее время присутствие Исиды ощущается в философии масонов и теософов, в обрядах церемониальной магии, в некоторых колдовских празднествах и в молитвах многих людей, обратившихся к вере в нее. В мире есть столько путей к Исиде, сколько существует ее почитателей. У каждого человека может быть свой путь, поскольку Исида принимает деятельное участие во всех аспектах жизни верующих. ИСИДА В ЕГИПТЕ Кемит ( или Хемит ), Черная Земля. Тамера, Земля Солнца. Так жители Египта называли свою страну. Египет восстал в древнем мире как чудо священного Нила. Каждый год эта древняя и суровая земля испытывала благословенную мощь нильских разливов, предвестником которых служил восход яркой звезды Сотис (Сириус), и пожинала плоды изобилия, дарованного водами великой реки. По-видимому, египтянам, зависевшим от ежегодного цикла засух и разливов Нила, было нетрудно вверить себя воле Богов, в которых сочетались тиранические и благожелательные черты, и вступить на путь религии, остававшейся неизменной в течение трех тысяч лет. Исида кормит грудью младенца Гора в камышовых болотах. Тот (слева) вручает ей эмблему магической защиты, а Ра (справа) протягивает анкх — символ жизни (рисунок). Египтяне, хотя и объединенные Нилом, придерживались разных религиозных верований. Многочисленные Боги и Богини, иногда считавшиеся эманациями из одного источника божественной силы, почитались в разных местах. Обряды в их честь обычно следовали одному и тому же образцу, где бы они ни выполнялись и независимо от божества-покровителя храма или святилища. Лишь немногие представители богатого египетского пантеона добились всеобщего признания - в том числе Исида и ее муж Осирис. По всей видимости, культы Исиды и Осириса существовали отдельно до тех пор, как они стали «супружеской четой» в египетском пантеоне. До начала правления Четвертой династии следы этих культов встречаются редко, а свидетельства о ритуалах, проводившихся в их честь, туманны и противоречивы. В древнейшие времена тронный символ Исиды безраздельно принадлежал ей; она была Владычицей Трона и определяла, какой фараон достоин сидеть на ее коленях. Происхождение Осириса представляется еще более неясным. Некоторые древние авторы полагали, что Исида и Осирис были людьми, царем и царицей Египта, которые благодаря их великим деяниям были обожествлены подданными и их последователями. Список благодеяний, которыми они осыпали свой народ, безусловно, заслуживал всяческих похвал: они подарили людям сельское хозяйство, письменность, медицину, покончили с каннибализмом, заложили начала религии, научили египтян ткачеству и искусству бальзамирования. Список включает в себя почти все аспекты человеческой деятельности. Хотя история Исиды и Осириса хорошо известна современным исследователям египетской культуры и мифологии, сами египтяне не уделяли ей особого внимания. Единственной почти полной версией мифа, дошедшей до наших дней, является сочинение греческого писателя Плутарха, подаренное им Клее, жрице Исиды и Осириса. Существуют также многочисленные варианты, сохранившиеся во фрагментах египетских папирусов. Если оставить в стороне глубинные религиозные и мифологические ассоциации, история Исиды и Осириса повествует о благородной царственной чете, пытающейся ускорить развитие цивилизации. Пока Осирис путешествует по миру, прививая египетскую культуру соседним народам, Исида правит одна. Их успех и любовь друг к другу возбуждает ревность Сета, он коварно убивает Осириса и замышляет отнять трон у Исиды, которая сообщает силу своего владычества любому, кто становится ее мужем. Исида обнаруживает, что она беременна Гором, и, с помощью своего советника Тота, находит убежище в нильских болотах, чтобы в одиночестве выносить и воспитать сына. Пользуясь знаниями, полученными ею за годы правления, она обучает Гора искусству политики и войны, чтобы он мог отомстить за своего отца и вернуть себе его трон. В многочисленных конфликтах, отягченных коварством Сета и сопровождавшихся хитроумными политическими маневрами, Гор неизменно одерживает верх с помощью Исиды, которая сражается рядом с ним и ведет переговоры от его имени. Наконец спор о престолонаследии разрешается в их пользу, и Гор становится фараоном, восстанавливая порядок и гармонию на многострадальной земле. Теперь настает очередь Исиды путешествовать по миру за пределами Египта. ГЛАВА 4 ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС ДНЯ ПОСЕЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ДОМА ИСИДЫ Храмы богов всегда были местами паломничества. Из ближних и дальних мест верующие приходили для того, чтобы провести несколько мгновений или несколько дней в средоточии божественной силы и откровения. В самих храмах посвященные переходили от одной ступени к другой и обретали доступ к внутренним святилищам только после того, как показывали себя достойными этой чести, пройдя через многочисленные телесные и духовные испытания. Священный дом — это «беспокойная гавань», которая защищает человека, но не сковывает его развитие, подобно тому как детский манеж защищает ребенка, делающего свои первые шаги. Исследуя религиозные альтернативы, уводящие нас в сторону от господствующего вероисповедания, люди часто возвращаются к вере, тесно связанной с их культурными и национальными традициями. Например, возрождение интереса к колдовству, шаманизму и другим природным религиям, происходящее в Западной Европе, совершается в основном благодаря людям, чьи предки жили на землях, где совершались соответствующие ритуалы. К сожалению, отчасти это подпитывается расовыми или культурными предрассудками и становится формой протеста против «чужаков», но главной движущей силой все же является естественное человеческое стремление найти свои корни и воспользоваться преимуществами генетической памяти, когда память о предыдущих воплощениях (инкарнациях) недоступна или отсутствует. Когда мы смотрим на древние религии сегодняшними глазами, они могут показаться экзотичными, таинственными, совершенно отличающимися от наших верований. Очень немногие люди говорят о своих древнеегипетских корнях, и еще меньше, за редким исключением, могут подтвердить свои заявления. Многим кажется, что нет и не может быть никакой генетической нити, связывающей их с храмами Исиды. Но вера в Исиду так широко распространилась в древнем мире, что практически каждый житель современной Западной Европы, Среднего Востока, Северной Африки и Британских островов может рассчитывать на то, что его далекие предки совершали обряды в храме Исиды. От низин Беркшира до берегов Северного моря, от Эфиопии и Нубии до Парижа и Кельна храмы Исиды процветали в течение столетий, а иногда и тысячелетий. Воспоминание о древнем храме, которое может найти полное или частичное подтверждение, — прекрасный духовный опыт, особенно если это воспоминание совсем не похоже на то, что вы знаете или слышали о древних храмах. Несколько раз у меня были «воспоминания» о храмах, детали которых казались настолько причудливыми, что я сочла их случайной игрой воображения, сочетающей обрывки когда-то усвоенной информации. Исида с систром (фото,рисунок) Но в каждом случае, когда я находила прямые или косвенные подтверждения, эти удивительные подробности оказывались правдой по отношению хотя бы к одному храму, существовавшему на самом деле. Поэтому перед тем, как «нагружать» ваши возможные воспоминания сведениями из этой книги, попробуйте выполнить простое медитативное упражнение, описанное в следующем разделе. Если вы не привыкли к визуализации, возможно, вам понадобится повторить это упражнение несколько раз. Лучше всего выполнять его поздно вечером, перед сном, но подойдет любое время, когда вы находитесь в тихом месте, где вас никто не будет беспокоить. ПУТЕШЕСТВИЕ В ХРАМ ИСИДЫ Для этого упражнения вы должны находиться в спокойном месте с минимальным количеством раздражающих факторов, к которым относятся шум, температура, присутствие других людей, насекомые и т. д. Домашние животные иногда начинают тревожиться, когда вы находитесь в состоянии медитации или легкого транса, и могут попытаться «вернуть вас обратно» лаем, мяуканьем или другими звуками. Возможно, таким образом они выражают свой протест, поскольку вы не берете их с собой в увлекательное духовное путешествие. Но другие животные интуитивно понимают, чем вы занимаетесь, и устраиваются поблизости, чтобы по медитировать на свой манер. Если позволяют обстоятельства, упражнение лучше выполнять обнаженным. В любом случае убедитесь, что одежда не мешает вам и не сковывает ваши движения. Когда вы успокаиваетесь и заглядываете внутрь себя, действие незначительных раздражителей усиливается. При наличии определенного опыта можно медитировать в любых условиях, но для начала нужно создать вокруг себя наиболее благоприятную обстановку. Держите под рукой записную книжку и несколько ручек или карандашей. Хорошо также подготовить легкую закуску, которая поможет вам «вернуться на землю» после путешествия. Если вам нравится эта идея, то еду следует накрыть салфеткой, иначе ее запах будет отвлекать вас. Когда вы убедитесь, что вам ничто не мешает, лягте на пол (если это неудобно, можно расстелить на полу одеяло или простынь). Не пользуйтесь подушкой; в крайнем случае, подложите под шею свернутое полотенце. Потянитесь и сделайте глубокий вдох. Обратитесь с мысленным призывом к проводнику Исиды и стражу иного мира Анубису за помощью в своем храмовом путешествии. Сначала Анубис может предстать перед вами в виде большого дружелюбного пса, часто черного цвета. Его имя по-египетски звучит как «Анпу» или «Анупу». Вы также можете визуализировать или ощутить его присутствие в другом облике — жреца под маской шакала или собаки, с обнаженной грудью и в узкой подоткнутой юбке на древнеегипетский манер. Иногда он держит в руке скипетр с головой Сета, указывающий на его превосходство над разрушительными силами ночи. Как и при исполнении любого ритуала, вы можете сделать этот призыв к Анубису сколь угодно сложным либо формальным. Но по сути, вы нуждаетесь лишь в устной или мысленной просьбе, обращенной к Анубису. Если хотите, можете обратиться за помощью непосредственно к Исиде. Анубис, бог мертвых и проводник в путешествиях в потустороннем мире (фото,рисунок) Помните, что обращение за советом или руководством к каждому из этих божеств возможно в любой момент вашего путешествия. ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К АНУБИСУ Анупу, Мудрый вестник и проводник, Веди меня по древним тропам, Где я ходил когда-то, Позволь мне быть твоим спутником. Анупу, Будь со мной в этом путешествии. Теперь успокойте свой разум. Следите за направлением ваших мыслей. Если они невольно обращаются к повседневным делам, мягко, но настойчиво устраняйте эти помехи. Сосредоточьтесь на образе любого храма, который вам нравится. Спросите себя, были ли вы когда-нибудь в похожем храме, и если ответ кажется отрицательным, сосредоточьтесь на другом образе. Вызвав образ храма, древнего здания или другого ритуального места (например, священной рощи или могильного кургана), старайтесь удерживать его перед собой. Внешний вид места часто бывает не так важен, как то, что вы обнаруживаете внутри. Обращайте внимание на физические черты, на особенности местности. Расположен ли храм рядом с морем, высоко на склоне горы, среди пологих холмов, или в центре пустынного оазиса? Типичный египетский храм состоял из прямоугольных залов, разделенных пилонами — воротами, как показано на рисунке (рисунок). Если детали туманны, попытайтесь расширить свою перспективу, поднявшись на высоту птичьего полета. Посмотрите, в каком состоянии находится храм. Выглядит ли он недавно построенным или превращается в руины? Если вы видите руины храма, то постарайтесь «исцелить» образ, восстановив его первоначальный вид. Помните, что вы путешествуете не только в пространстве, но и во времени — а каждый храм когда-то был новым. Обратите внимание на архитектурный стиль храма и на материал, использовавшийся при его строительстве. К примеру, сам храм может быть каменным, но хозяйственные постройки — из более недолговечных материалов, таких, как глиняный кирпич или дерево. Богато ли украшен храм? Есть ли внутри люди, и если да, то все ли они являются жрецами и жрицами, или там есть обычные прихожане, храмовые работники и верующие? Как они выглядят? Замечают ли они ваше присутствие? Если вам кажется, что в храме совершается какой-то ритуал или религиозное празднество, постарайтесь понять, в чем оно заключается. Позднее вы можете обратиться за разъяснениями к Исиде. Дата празднества по религиозному календарю может случайно совпасть с датой вашей медитации. Но не стоит забывать о том, что в вашем путешествии обычные ограничения пространства-времени исчезают и вы вполне можете попасть на весенний праздник зимой, когда за окном вашего дома идет снег. Прогуляйтесь по храму, изучите окружающую обстановку. Куда вы идете? Если вам приходится выбирать направление, в какую сторону вас больше тянет? Есть ли места, которые кажутся вам запретными, или наоборот, привлекательными? Если вы встречаетесь с препятствием — стеной или запертой дверью — или если образы становятся все более расплывчатыми, мысленно вернитесь обратно. Вы можете обнаружить, что вид храма изменился. Продолжайте фиксировать свои впечатления. Важно, чтобы вы постарались вернуться тем же путем, которым вошли в храм, и приняли твердое решение завершить видение. Пропилеи перед входом в храм на острове Фила. Гравюра XIX в. В противном случае вы будете видеть мимолетные образы еще некоторое время после медитации. Кому-то это может показаться интересным, но лучше, чтобы любая духовная работа была отделена от повседневной жизни. Если вы продолжаете регистрировать информацию после формального окончания упражнения, запишите ее, но подтвердите свое намерение: визит в храм завершен, вы простились с ним до следующего раза. Как и любые мысли, сильно занимающие ваш разум, остаточные эффекты медитации могут рассеивать ваше внимание. Кроме того, очень утомительно находиться в двух режимах восприятия одновременно, поэтому упражнение рекомендуется выполнять незадолго до отхода ко сну. В ЕГИПЕТСКОМ ХРАМЕ Почти во всех египетских храмах было священное озеро или большой пруд, который использовался для очищения и служил сценой для водных баталий во время мистерий Осириса. Постройки храмового комплекса, как и сам храм, были окружены стеной для защиты. Стены, как правило, возводились из необожженных глиняных кирпичей, поэтому их следы практически не сохранились. К египетскому храму чаще всего вела мощеная дорога с рядами сфинксов по обеим сторонам. Статуи сфинксов вдоль священной дороги к храму (фото,рисунок) Перед входом в храм стояли большие ворота, или несколько ворот, называемых пилонами. Возможно, первоначально они выполняли защитные функции, но позднее были включены в состав храмового ансамбля и их «защита» стала скорее духовной, чем физической. Обычно эти ворота покрывались декоративными барельефами, раскрашенными в яркие цвета. В наиболее простой форме египетский храм состоял из трех прямоугольных залов с серией дверей по центру. Каждый зал отделялся от другого высокой стеной, покрытой резьбой или настенной росписью. Размер залов уменьшался по мере того, как человек проходил из одного помещения в другое. За пилоном находился большой, или внешний, двор, окруженный колоннадой. Колонны увенчивались головой храмового божества, как в Дендере, где на них можно увидеть рельефное изображение головы богини Хатор. Стволы и капители колонн украшались декоративными барельефами, изображавшими свитки папируса или стебли лотоса. Далее располагался гипостиль, или многоколонный зал, завершавший анфиладу общедоступных храмовых помещений во время религиозных празднеств. Наиболее известный гипостиль в храме Амона-Ра в Карнаке состоит из шестнадцати рядов мощных каменных колонн, стволы которых покрыты углубленными раскрашенными рельефами. За гипостилем находились святилища, числом обычно не более трех: центральное посвящалось главному храмовому божеству, а соседние — его мужу, жене или ребенку. Внутреннее, наиболее закрытое помещение называлось «святая святых». В некоторых храмах к нему пристраивалось еще несколько дополнительных комнат. У Осириса, «чьи святилища имелись почти во всех египетских храмах, эти комнаты использовались для мистерий его смерти и возрождения. В святая святых стоял позолоченный деревянный саркофаг, содержавший статую божества. Перед ним располагалась священная церемониальная ладья, в которой саркофаг выносили наружу в дни религиозных церемоний. Храмами заведовали жрецы; обычные люди допускались только во двор и внешние помещения. Некоторые жрецы изобретали необычные способы для сохранения «святости» храма, открывая публичный доступ даже к наиболее священным местам. В храме Исиды, так называемом Исеуме, в храмовом комплексе Хатор в Дендере, пространство внешней стены, расположенное непосредственно перед священной статуей, было обозначено фальшивой дверью. Люди, которых не допускали во внутреннее святилище, могли оставлять дары у ног Богини — ведь материальные стены не были преградой для ее силы. Нечто подобное можно обнаружить и в большом храме Хатор, под крышей которого находилось несколько чертогов. Храм Хатор предназначался для мистерий Осириса. В храмовом комплексе также стояло два маммисеума, или "дома рождения", где совершались мистерии рождения Богов. Один из них имеет полностью египетское происхождение, а второй был построен уже в греко-римские времена. Храм в Дендере; колонны с головами Богини Хатор (рисунок, фото) Эти здания использовались и для ритуалов, имевших отношение к рождению Гора. Храмы росли вместе с укреплением культа божества в той или иной местности. Небольшое святилище, состоявшее из одной или нескольких комнат, постепенно обрастало новыми залами и дворами, превращаясь в храмовый комплекс. В ГРЕКО-РИМСКОМ ХРАМЕ Греко-римские храмы, посвященные египетским богам, имели различный вид, но в целом были меньше, чем их египетские аналоги. Храмы Исиды за пределами Египта часто представляли собой простые квадратные строения с четырьмя колоннами по фронтону. Само здание храма обычно возводилось из камня, но соседние храмовые постройки были сложены из менее долговечных материалов. Культовая статуя Исиды стояла в задней части храма, лицом к входу. В храмах, посвященных нескольким богам, главное божество обычно находилось слева, а родственные божества (такие, как Анубис, Серапис или Гарпократ)занимали подчиненное положение справа от главной статуи. --------------------- Гарпократ — египетский бог, изображенный в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта (бог молчания). В народе считался защитником от змеиных укусов. — Прим. ред. Храм Исиды часто располагался рядом с городским театром, в некоторых случаях он даже имел смежную с ним стену. Многие храмы, особенно во времена Древнего Рима, строились на окраинах, поскольку у римской аристократии имелись сомнения в подлинности «чужеземной» Богини. В греко-римских храмах существовали подземные помещения, которые предназначались для обрядов инициации, а в некоторых случаях затоплялись и служили местными «нилометрами» имитирующими животворные разливы Нила в далеком Египте. Нилометр в разрезе. Речные воды наполняли подземный резервуар, где уровень подъема воды измерялся по отметкам на стенах или колоннах (рисунок, фото). В храмах, где занимались целительством, обычно имелся длинный приемный покой, наподобие общей спальни, где пациенты могли отдыхать перед тем, как жрецы начнут врачевать их недуги. Наиболее важное различие между греко-римскими и египетскими храмами Исиды заключается в том, что в греко-римском мире храмы были гораздо более доступны для обычной публики. Хотя храмы других божеств греческого и римского пантеона не открывались для ежедневного посещения, в храмах Исиды, или Исеумах, как они еще назывались, проводились ежедневные обряды, открытые для верующих. Посторонние люди даже могли присутствовать на утренней церемонии пробуждения, когда статуя Богини показывалась в промежутке между занавесями — обычай, который пришел на смену египетским ритуалам, совершавшимся в священной усыпальнице. К храмам также примыкали общественные столовые, и количество прихожан увеличивалось благодаря взносам, поступающим за использование подсобных храмовых помещений для различных собраний. Как и многие другие храмы греко-римского периода, сразу же после постройки храм Исиды расписывался яркими красками. Поэтому здание ничуть не напоминало те бледные мраморные призраки, которые мы видим сейчас, много столетий спустя. НЕКОТОРЫЕ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИСИДЫ Исида владела сотнями храмов и святилищ, но разделяла гораздо большее количество храмов с Осирисом, Сераписом и другими божествами. Здесь упоминается лишь несколько мест, где находились главные святилища Исиды. Возможно, одно из них пробудит в вас давно забытые воспоминания. Абидос Таинственный храм Осириса в Абидосе, возможно, древнее первых пирамид. Монолитный стиль внутренних покоев сходен с конструкцией сфинкса и восходит к истокам египетской цивилизации. Некогда Абидос был храмовым комплексом, воссоздававшим первозданный «курган творения». Внутри храма, в центре овального бассейна был насыпан земляной курган, где, как считалось, был похоронен сам Осирис. Храмовые украшения в Абидосе, возможно, наиболее хорошо сохранившиеся из всех в Египте. Хотя храмовый комплекс был посвящен Осирису, Исида делила с ним священную территорию: сотни ее изображений можно видеть на стенах и колоннах. Омм Сети, современная жрица Исиды, в течение нескольких десятилетий неофициально осуществляла свое служение в Абидосе. Александрия В этом прекрасном городе, где здания сияли алебастровой белизной, у Исиды было много храмов. В поздние времена Александрия Египетская считалась ее избранным городом, и ее муж Серапис тоже пользовался здесь огромным почтением. Один из храмов Исиды в Александрии располагался в морской пещере под островом Фарос, где стоял знаменитый маяк, одно из «семи чудес света», в течение нескольких столетий направлявший мореплавателей в александрийскую гавань. Александрийский музей и библиотека были ведущими научными учреждениями древности. Они находились под особым покровительством Исиды и Осириса. Коптос Здесь Исиду почитали в храме Мина, бога плодородия. В истории о смерти Осириса утверждается, что Исида узнала эту весть, когда находилась в Коптосе, и сразу же отрезала прядь своих волос в знак скорби. На переднем дворе святилища Исиды в Коптосе стояла статуя писца с сопроводительным текстом, где ему приписывается роль посредника богини: «Я — посланец Владычицы Неба. Я принадлежу к ее внешнему двору. Подавайте мне свои прошения, чтобы я мог вручить их Владычице Двух Земель. Ибо она внимает моим словам». Возможно, в Коптосе существовал ритуал hieros gamos (священный брак, заключаемый символически или физически между жрецом и жрицей венчающихся божеств), исполняемый в честь Исиды и Мина. Лондон (Лондиниум) В римском Лондоне был по меньшей мере один храм Исиды, хотя его точное местонахождение еще предстоит установить. Ритуальные предметы культа Исиды были обнаружены в Йорке и Шилчестере, а также в некоторых других местах. В захоронениях жрецов Исиды в Англии обнаружены миниатюрные систры, сделанные из серебра. Менотис Этот храм Исиды был прославленным местом исцеления. После того как сам храм был разрушен фанатичными приверженцами нового культа, распространившегося по Среднему Востоку в начале нашей эры, жрецы и жрицы продолжали свое служение в частных домах около пятидесяти лет. Но в конце концов они были преданы и казнены. Христианская супружеская чета обратилась к жрице Исиды в надежде, что богиня излечит их от бесплодия. Жрица, чье имя не сохранилось, хорошо сознавала угрозу для своей жизни и отдала бездетной паре собственного ребенка. Родители вернулись в свою деревню, вознося хвалы богине, что привлекло внимание христианского духовенства в Менотисе. Подземный храм был выдан братом одного из монахов — человеком, которому отказали в участии в Высших Мистериях Исиды. Мы не знаем, что случилось с жрицей, которая отказалась от собственного ребенка. Однако из христианских рукописей известно, что жреца храма заставили называть каждую из многочисленных статуй богов, которые затем уничтожались у него на глазах. Когда список божеств был завершен, жреца казнили, хотя автор не уточняет, состоялась ли казнь немедленно или через некоторое время. Предатель храма Исиды, без сомнения, был удостоен великих почестей, поскольку лозунг того времени гласил: «Демон, который исцеляет, в тысячу раз опаснее того, который насылает порчу». Успешное исцеление пробуждало сочувствие в сердцах отчаявшихся людей, особенно если обращение к новой религии оказывалось безрезультатным. Париж Известно, что в каменную кладку собора Нотр-Дам включен алтарь Исиды, и вполне вероятно, что сам собор (частично) был построен над храмом Исиды. Некоторые авторы пытались доказать египетское происхождение названия «Париж» и древнего племени, населявшего эту местность. Per-Isi можно перевести с египетского как «храм Исиды». Подтверждает эту гипотезу то, что некоторые предметы, явно египетского происхождения, найденные в окрестностях Парижа, предшествуют более позднему распространению культа Исиды через греко-римские источники. Наполеон, любивший все египетское, верил в такую версию происхождения названия Парижа, и в течение некоторого времени символика Исиды демонстрировалась в официальной печати города. Известно, что в XVI в. одна женщина подверглась суровому наказанию за поклонение статуе Исиды, сохранившейся в Нотр-Даме. Когда в разговоре со священником она высказала предположение, что истинный духовный центр собора находится в алтаре Исиды, статуя была уничтожена. Судьба ее почитательницы осталась неизвестной. Петра Вход в Петру — город, высеченный из камня, — лежит крез узкую расщелину в скалах. В определенные часы лучи солнца, проникающие в расщелину, озаряют прекрасный розовый храм, который называется «сокровищницей фараона». Некоторые авторы считали это строение Храмом Исиды, где служили ее жрицы и жрецы. Фигура Богини, вырезанная из камня, возможно, изображает Исиду, но ее черты сглажены ветрами и обезображены выстрелами из ружей. Галльская статуэтка Исиды (рисунок,фото). В одной нелепой легенде повествуется о том, что каменный сосуд на голове статуи наполнен золотом, поэтому даже в наши дни кочевники иногда практикуют на нем свое искусство стрельбы. С большей уверенностью можно отождествить Исиду с набатейским божеством Аль-Узза, чей храм расположен дальше вверх по каньону. Крошечные головные уборы Исиды увенчивают причудливые резные изображения богини Аль-Узза, которую еще отождествляли с Афродитой. Кстати, священный камень Кааба в Мекке, ныне главной святыне ислама, первоначально был храмом Аль-Узза. Одна надпись указывает на жреца Исиды, работавшего в Петре, хотя не ясно, в каком храме он служил. Петра, скрытая в глубокой расщелине посреди пустыни, в течение некоторого времени была столицей набатейцев, о чем рассказывается в главе 8 «Исида как богиня войны». Фила Храм с острова Фила до сих пор очаровывает нас своей хрупкой красотой. Перенесенный на соседний остров, подальше от бурных вод Нила, перегороженного Асуанской плотиной, этот храм был последним, где прекратились официальные ритуалы в честь Исиды; он продержался до конца VI в. Предводители местных племен договорились с римлянами о свободном доступе на остров для проведения ритуалов, посвященных Исиде, в праздничные дни; по этому случаю статуя Богини ежегодно передавалась им, а затем изымалась обратно. В течение некоторого времени христианские обряды и ритуалы Исиды совершались здесь одновременно, но по истечении столетнего договора между Римской империей и местными племенами они были запрещены и больше не проводились. В течение многих десятилетий «красный ястреб» — очевидно, разновидность попугая — почитался в Филе как олицетворение бога Гора. Помпеи Культ Исиды процветал в Помпеях, и ее храм принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся зданий. Несмотря на небольшие размеры храма, число верующих, по-видимому, было сравнительно велико. В развалинах были обнаружены остатки трапезы последнего жреца. Некоторые ученые полагают, что фрески на стенах «Виллы Мистерий» изображают ритуалы посвящения Исиде. ХРАМЫ ИСИДЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ ЕГИПТА Во время спасения монументов Верхнего Египта перед заполнением искусственного озера Насер, расположенного за новой Асуанской плотиной, ряд малых храмов был предложен в качестве своеобразной премии для музеев и организаций разных стран. Если страна субсидировала ускоренную транспортировку большого храма в другое место в пределах Египта или оказывала иную материальную помощь, она могла получить в собственность один из малых храмов. Поскольку культ Исиды был очень распространен в Нубии, где строилась Асуанская плотина, некоторые из «вывезенных» храмов принадлежали ей либо были святилищами, где ее почитали наряду с одним из местных божеств. Несколько стран воспользовались преимуществами такой политики египетского правительства, и культ Исиды вместе с ее храмами снова отправился путешествовать по миру. В древние времена настенные росписи и барельефы из обветшавших храмов иногда перевозились в новое место, а статуи и ритуальные предметы совершали поездки от одного храма к другому. Однако даже наиболее ревностные служители Исиды, такие, как римская жрица, проплывшая вверх по Нилу до Мероэ в поисках чистой воды для ритуального омовения, не могли и подумать о том, чтобы увезти с собой целый храм — во всяком случае, насколько нам известно. Руины храма Исиды на острове Фила Более подробные сведения о храмах, вывезенных из Египта, можно найти в книге «Храмы и гробницы Древней Нубии: международная спасательная кампания в Абу-Симбел, Филе и других местах» под редакцией Торгни Сейв-Содерберга. Храм из Дебода Муниципальный парк, Мадрид, Испания. Этот храм III в. до н. э. был украшен, а возможно, и построен меройским царем Азехерамоном. В храме есть пристройки птолемейского периода, по одним источникам, посвященные Амону, а по другим — Исиде. Храм в Дебоде был «промежуточной станцией», или местом отдыха, во время ежегодного путешествия статуи Исиды через северные районы Нижней Нубии для благословения и освящения окружающих земель. Храм из Дендеры Нью-Йоркский музей искусств «Метрополитен», это небольшое святилище когда-то обслуживалось жрецами из храма Исиды в Филе. Оно состоит из трех комнат и было построено возле утеса, где находилась гробница двух братьев — Педеси и Пихора, сыновей нубийского союзника Рима. Император пожелал вознаградить преданность вассала постройкой храма в память о его сыновьях. Посетителям не разрешается входить в храм, сооруженный из хрупкого песчаника, но они могут осматривать его внешние стены и видеть часть внутреннего убранства через открытые двери. Говорят, что лучше всего храм выглядит вечером, при наиболее эффектном освещении. Храм из Таффы Музей античности, Лейден, Голландия (рисунок, фото).
Этот изящный храм некогда стоял на берегу Нила. Посвященный Исиде, он пережил натиск времени, необдуманную попытку реставрации, предпринятую в начале XX в., и неумышленный демонтаж при перевозке, когда транспортное судно столкнулось с другим кораблем. Помимо этого храма Исиды, в Лейдене находится одна из лучших египетских коллекций во всем мире. Там также расположена штаб-квартира издательства Е. Дж. Брилла, которое специализируется на египтологии. СОЗДАНИЕ ВАШЕГО ЛИЧНОГО ХРАМА Входя в прочный контакт с Исидой, вы обнаруживаете, что физическое окружение становится вашим храмом. Хотя немногие из нас могут построить настоящий храм или хотя бы выделить отдельную комнату для ритуалов и магической работы, ваш дом тем не менее может стать храмом для вас. В качестве общего правила, чистота, опрятность, порядок и красота жизненно необходимы в доме, выполняющем функции храма. Но если бы содержание дома в безупречном порядке было категорическим требованием для того, чтобы стать жрицей Исиды, то меня бы никогда не приняли. В моем храме еще многое предстоит достроить! Задолго до того, как ваш дом станет храмом Исиды, в нем начнут появляться предметы, олицетворяющие для вас связь с Богиней. Алтари, статуэтки и ювелирные украшения с изображением Исиды находят свои места, потом кто-то приносит подсвечник или масляную лампу; вы приобретаете алтарную ткань, а коллекция камней, благовоний и лекарственных трав пополняется как будто сама собой, без вашего ведома. Для служения Исиде не нужно ничего, кроме разума и сердца, желающего служить ей. Большинство из нас собирает ритуальные предметы для того, чтобы было легче настроить свой разум на общение с Богиней. Для простого алтаря Исиды необходимо ее изображение или скульптура, курильница для благовония и источник света. Это может быть свеча или лампа; если у вас есть маленькие дети, домашние животные или вы опасаетесь пожара, воспользуйтесь маленьким изящным светильником для освещения алтаря. В магазинах восточных товаров иногда продаются светильники в форме лотоса с цветными лампочками, которые вполне подходят для этой цели. (Во время исполнения определенных ритуалов предпочтительнее пользоваться свечой или масляной лампой, но электрическую лампочку можно оставить в качестве «вечного огня».) Источник света нужно поместить перед изображением или по обе стороны от него. Большинство современных алтарей, предназначенных для занятий магией или колдовством, довольно низкие, поэтому, чтобы дотянуться до предметов на алтаре, приходится наклоняться или опускаться на колени. Это неудобно, да и не нужно для ритуалов Исиды, где традиционно используется алтарь высотой по пояс, расположенный в центре помещения или у стены. Верхняя крышка книжной полки или этажерки, прислоненной к стене, вполне годится для алтаря. Можно также построить квадратный алтарь из двух деревянных упаковочных ящиков, поставленных один на другой, и положить сверху мраморную крышку. Вы можете украсить крышку алтаря символами и образами, но простая чистая поверхность меньше отвлекает внимание. Если вы все же склонны к украшениям, то можнo взять алтарный покров, который создаст фон, отвечающий цели ваших ритуалов. Ткань может быть простой, узорной или с вышивкой. Египетская усыпальница обычно состоит из саркофага, ниши встроенного шкафа для статуи Бога или Богини, а так же церемониальной ладьи, на которую кладется саркофаг. Во время религиозных процессий ладья и саркофаг выносятся наружу, и двери усыпальницы открываются, чтобы все могли видеть статую божества. Обычно алтарь или усыпальница расположены на востоке, в том направлении, где восходит солнце. Их положение можно менять в зависимости от устройства помещения. Даже в Египте храмовые комплексы иногда ориентировались в соответствии с течением Нила на данном участке, а не с путем солнца по небосклону. Нил считался более важным источником жизни для храма. Кроме того, некоторые храмы ориентировались по звездам, что также изменяло положение храмовой структуры. Греко-римские храмы Исиды, как правило, строились с учетом особенностей ландшафта, без строгой ориентировки по направлениям. Здесь выбор остается за вами. ПОСВЯЩЕНИЕ АЛТАРЯ ИЛИ СВЯТИЛИЩА Независимо от того, как вы устраиваете свой алтарь или святилище, на определенном этапе возникает необходимость в его формальном посвящении Исиде. Иногда бывает достаточно произнести: «Эта (комната, стол, полка и т. д.) теперь будет моим святилищем/алтарем Исиды. Богиня научит меня ощущать ее силу в этом месте». Вы также можете очистить и освятить каждый ритуальный предмет по отдельности, с последующим посвящением Исиде. Для общей церемонии посвящения алтаря или святилища возложите цветы и совершите воскурение ладаном. Кстати, хорошо ежедневно украшать алтарь свежими цветами. ПОСВЯЩЕНИЕ СВЯТИЛИЩА Приди в свой дом, Великая Исида, Приди в свой дом. Твои священные предметы готовы и ждут тебя здесь — В твоем доме, В Святом Доме Исиды. Приди в свой дом, Святая Исида, Приди в свой дом. Двери святилища открыты, Я жду, когда ты почтишь своим присутствием Святой Дом Исиды. Приди в свой дом, Великая Владычица, Приди в свой дом, Великая Богиня! Твой жрец/жрица взывает к тебе: Приди в свой дом! (Повторяйте, пока энергия не станет осязаемой.) Слава Исиды здесь. Сила Исиды здесь. Любовь Исиды здесь. Дом Исиды живет! Пусть твой жрец/жрица всегда найдет тебя здесь — Здесь, в Доме Исиды! Пусть твой жрец/жрица всегда знает, что ты обитаешь здесь — Здесь, в Доме Исиды! Пусть твое святилище всегда будет озарено Твоей Славой, Пусть твое святилище всегда будет звенеть Твоей Энергией, Пусть твое святилище всегда будет наполнено Твоей великой Любовью, Здесь, в Храме Исиды! Здесь, куда приходит твой жрец/жрица, Здесь, в Доме Исиды! Живи в своем доме, Исида, Живи в своем доме! (При необходимости повторите церемонию, чтобы увеличить силу присутствия богини.) ГЛАВА 5 ПЯТЫЙ ЧАС ДНЯ ОДЕЯНИЕ ДЛЯ БОГИНИ В египетских и греко-римских храмах ритуальное омовение, помазание и одевание священных статуй было неотъемлемой частью храмовых ритуалов. В зависимости от богатства и размеров храма, статую богини переодевали ежедневно, еженедельно или один-два раза в год, во время религиозных празднеств или перед празднованием Нового года. Хранитель одеяния (жрец или жрица) отвечал за священные одежды и украшения и составлял подробный список предметов, который часто воспроизводился на одной из колонн храма. Когда наставало время одевать статую, в усыпальницу приносили мерит — прямоугольную коробку, украшенную по углам перьями страуса. В коробке находились масла, притирания и другие предметы, необходимые для ритуального очищения и умащивания статуи. Богатые верующие часто жертвовали храму ювелирные украшения и дорогие ткани для статуи богини. В списке украшений, принадлежащих святилищу Исиды в Испании, перечислено много предметов, включая золотые серьги с изумрудами и диадему, украшенную шестью жемчужинами двух различных видов. СВЯЩЕННОЕ ОДЕЯНИЕ Наша одежда всегда что-то говорит о нас или о том, кем нам хотелось бы стать. Одежда отражает условия окружающей среды, наш общественный статус и степень согласия с нормами культуры, в которой мы живем. Она играет важную роль и в религиозном опыте, когда мы обращаемся к нашему чувству священного. Правильный выбор одежды может иметь немаловажное значение как для людей с хорошо развитым вкусом, так и для тех, кто общается с ними. Для одних непривычная одежда, даже надетая по случаю религиозного ритуала, кажется стесняющей и мешает сосредоточиться; другие обнаруживают, что во время ритуала любая одежда стесняет и отвлекает их. Все эти чувства вполне оправданы. Большинство из нас привыкло к ощущению силы и тому особому удовольствию, которое доставляет возможность «принарядиться». В детстве мы подражали взрослым в одежде, желая придать себе ту силу и значимость, которой еще не обладали. Одежда позволяла нам испытывать чувство общности в группе сверстников или производить благоприятное впечатление на людей, пользующихся нашим уважением. С другой стороны, принимая установленные правила, мы осознаем опасность конформизма и стараемся избежать ее, внося подчас самые незначительные изменения в свой стиль одежды. Статуя Венеры (Афродиты) Книдской. Рисунок XIX в. Хорошая ритуальная одежда должна создавать чувство священного, подчеркивать отдельность от мира повседневных дел на время совершения обряда. Как и другие элементы ритуала, особая одежда является орудием для достижения цели — полезным, хотя и не абсолютно обязательным дополнением. Ее можно сравнить с инструментом краснодеревщика, который подбирает для работы самые лучшие материалы, содержит свои орудия труда в безупречном порядке и досконально разбирается в особенностях каждого из них. Мастер ценит свои инструменты и гордится ими, но его мастерство не зависит от них; даже с кремневым орудием и куском обычного дерева он сможет изготовить полезную и красивую вещь. В зависимости от цели обряда и того впечатления, которое вы собираетесь создать, вам понадобятся разные виды одежды. Если ваша вера достаточно прочна, то молитвенный восторг или ощущение контакта с божественным может возникнуть даже в тех случаях, когда вы носите деловой костюм или домашний халат. Духовный опыт не исчезает с огнем задутой свечи и не приходит как по мановению волшебной палочки вместе с ритуальным одеянием. Формальная сторона ритуала усиливает его воздействие, но это не единственный способ, позволяющий вам приблизиться к божественному и испытывать духовное просветление. Современная копия статуэтки Исиды из гробницы Тутанхамона характерна для египетского стиля, с почти полным отсутствием одежды. Обратите внимание на амулет джед (позвоночник Осириса) у ее ног. Из коллекции автора За долгую историю культа Исиды в разных странах верующие пользовались многими видами ритуальной одежды. Статуи Исиды-Афродиты часто изображают богиню обнаженной, как и некоторые египетские статуэтки; лишь искусство скульптора дает намек на тонкую оболочку шелка или хлопка, покрывающую ее тело. Часто стиль одежды, используемый в изображении Исиды, принадлежит к эпохе, предшествующей ее созданию, чтобы произвести впечатление «древности». Для греков и римлян это было не менее важно, чем для некоторых язычников, и, возможно, представляло сходную проблему. Как облачиться в римскую тогу? Что, кроме молитвы, удерживает воздушное одеяние жрицы на ее теле? Носили ли египетские жрецы Исиды что-либо кроме юбочек-кил-тов эпохи Старого Царства? Существует несколько основных соображений по поводу ритуальной и храмовой одежды. Важно провести различие, поскольку во все времена существовали почитатели Исиды, которые были паствой — простые верующие или храмовые работники, — а также жрецы и жрицы, не занимавшиеся храмовой работой, но служившие богине. Был и другой класс жречества, служивший одновременно нескольким божествам; их одеяния отличались большим разнообразием и эклектичностью, сочетая несколько традиций. В дополнение к этой и без того сложной структуре можно отметить, что жрецы и жрицы одевались в соответствии с их рангом в религиозной иерархии. На протяжении истории культа Исиды наиболее предпочитаемым материалом был лен, особенно белое льняное полотно. У древних авторов встречаются многочисленные упоминания об «облаченных в лен жрицах Исиды». Часто льняная ткань упоминается как предмет храмового убранства. Хлопок тоже использовался довольно широко. В отдельные периоды жрецам и жрицам Исиды запрещалось носить шерстяную одежду — это было частью общего запрета на все материалы животного происхождения. Причины этого запрета не вполне ясны, но, возможно, связаны с грубостью тогдашних шерстяных тканей, колючая шерсть (вызывала раздражение кожи и плохо подходила для носки в жарком климате. В римскую эпоху шелк перевозился верблюжьими караванами по Великому шелковому пути из Китая в Индию. Культ Исиды, распространившийся по этому маршруту, вероятно, достиг Чанъань — космополитической столицы Китая времен династии Тан. Изображения Исиды сильно различаются; особенно хорошо это заметно на примере египетских и греко-римских статуй и фресок. Часто идентификация изображения становится затруднительной, если это не сопровождается соответствующей надписью, прямо указывающей на Исиду. Исида в Египте Чаще всего Исида изображалась с диском и полумесяцем на голове или увенчанная тронной эмблемой, которая была ее особым символом. На изображениях нередко можно встретить и лотосовый скипетр, или урей, обвивающий голову богини. Египетская Исида. Слева: Крылатая Исида с головным убором в виде диска и полумесяца. Справа: Исида, увенчанная тронной эмблемой. Из коллекции автора Другим распространенным, по более поздним образом Исиды была Исида Лактанская, или Галактрофоза, когда Богиня изображалась с младенцем Гором (или правящим фараоном) на коленях. Возможно, это послужило прототипом для более поздних статуй Девы Марии, баюкающей младенца Христа. Крылатую Исиду часто можно видеть на картинах, изображающих воскрешение Осириса. Мощный взмах ее крыльев, наполняющий воздухом легкие Осириса, оживляет его. Греко-римская Исида Типичная Исида греко-римского периода держит систр в одной руке и вазу — в другой, как показано на рисунке. На других изображениях Исиды греко-римского периода она опирается на руль корабля: знак ее власти над судоходством, а также символ ее способности вести верующих через жизненные бури. Образы, связывающие ее с Деметрой-Церерой, включают рог изобилия, переполненный яствами, что напоминает о власти богини над растениями и животными и о ее благожелательном отношении к человечеству. Простая ритуальная одежда для женщин и мужчин Ритуальная одежда может быть простой или сложной, по вашему усмотрению. Обычный балахон очень легко изготовить, и он хорошо будет служить вам. Его покрой сходен с гатбией, которую носят и в современном Египте. |