История посещений (history) История посещений страниц World Wide Web позволяет пользователю вернуться к странице, которую он просматривал ранее в данном окне браузера. История посещений в JavaScript трансформируется в объект window.history. Этот объект указывает на массив URL-страниц, которые пользователь посещал и которые он может получить, выбрав из меню браузера режим Go. Методы объекта history позволяют загружать страницы, используя URL из этого массива. Чтобы не возникло проблем с безопасностью браузера, путешествовать по History можно, только используя индекс. При этом URL, как текстовая строка, программисту недоступен. Чаще всего этот объект используют в примерах или страницах, на которые могут быть ссылки из нескольких разных страниц, предполагая, что можно вернутся к странице, из которой пример будет загружен: <FORM><INPUT TYPE="button" VALUE="Назад" onClick="history.back()"></FORM> Данный код отображает кнопку "Назад", нажав на которую, мы вернемся на предыдущую страницу. Аналогичным образом действует методhistory.forward(), перенося нас на следующую посещенную страницу. Существует также метод go(), имеющий целочисленный аргумент и позволяющий перескакивать на несколько шагов вперед или назад по истории посещений. Например, history.go(-3) перенесет нас на 3 шага назад в истории просмотра. При этом методы back() иforward() равносильны методу go() с аргументами -1 и 1, соответственно. Вызов history.go(0) приведет к перезагрузке текущей страницы. Тип браузера (navigator) Часто возникает задача настройки страницы на конкретную программу просмотра (браузер). При этом возможны два варианта: определение типа браузера на стороне сервера, либо на стороне клиента. Для последнего варианта в арсенале объектов JavaScript существует объектwindow.navigator. Важнейшие из свойств этого объекта перечислены ниже. Таблица 4.2. Основные свойства объекта window.navigator | Свойство | Описание | userAgent | Основная информация о браузере. Передается серверу в HTTP-заголовке при открытии пользователем страниц | appName | Название браузера | appCodeName | Кодовое название браузера | appVersion | Данные о версии браузера и совместимости | Рассмотрим простой пример определения типа программы просмотра: <FORM><INPUT TYPE=button VALUE="Тип навигатора" onClick="alert(window.navigator.userAgent);"></FORM> При нажатии на кнопку отображается окно предупреждения, содержащее значение свойства navigator.userAgent. Если это значение разобрать по компонентам, то может получиться, например, следующее: navigator.userAgent = "Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 6.0; SLCC1)" navigator.appName = "Microsoft Internet Explorer" navigator.appCodeName = "Mozilla" navigator.appVersion = "4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 6.0; SLCC1)" У объекта navigator есть еще несколько интересных с точки зрения программирования применений. Например, чтобы проверить, поддерживает ли браузер клиента язык Java, достаточно вызвать метод navigator.javaEnabled(), возвращающий значение true, если поддерживает, и false в противном случае. Можно проверить, какие форматы графических файлов поддерживает браузер, воспользовавшись свойством navigator.mimeTypes (оно представляет собой массив всех типов MIME, которые поддерживаются данным браузером): <SCRIPT> if(navigator.mimeTypes['image/gif']!=null) document.write('Ваш браузер поддерживает GIF<BR>'); if(navigator.mimeTypes['image/tiff']==null) document.write('Ваш браузер не поддерживает TIFF'); </SCRIPT> К сожалению, такая проверка не позволяет определить наличие возможности автоматической подгрузки графики. Методы объекта window Что можно сделать с окном? Открыть (создать), закрыть (удалить), положить его поверх всех других открытых окон (передать фокус). Кроме того, можно управлять свойствами окна и свойствами подчиненных ему объектов. Сосредоточимся на простых и наиболее популярных методах управления окнами. Alert() Метод alert() позволяет выдать окно предупреждения, имеющее единственную кнопку "OK": <A HREF="javascript:window.alert('Внимание')"> Повторите запрос!</A> Нужно лишь иметь в виду, что сообщения выводятся системным шрифтом, следовательно, для получения предупреждений на русском языке нужна локализованная версия ОС. Confirm() Метод confirm() позволяет задать пользователю вопрос, на который тот может ответить либо положительно (нажав кнопку "OK"), либо отрицательно (нажав кнопку "Отмена" или "Cancel", либо просто закрыв окно запроса). В соответствии с действиями пользователя методconfirm() возвращает значение true либо false. Пример: <FORM NAME=f> <INPUT TYPE=button NAME=b VALUE="Нажмите эту кнопку" onClick="if(window.confirm('Вы знаете JavaScript?')) document.f.b.value='Да. Спросить еще?'; else document.f.b.value='Нет. Спросить еще?';"> </FORM> Все ограничения для сообщений на русском языке, которые были описаны для метода alert(), справедливы и для метода confirm(). Prompt() Метод prompt() позволяет принять от пользователя cтроку текста. Синтаксис его таков: prompt("Строка вопроса","Строка ответа по умолчанию") Когда пользователь введет свой ответ (либо оставит неизменным ответ по умолчанию) и нажмет кнопку OK, метод prompt() возвратит полученную строчку в качестве значения, которое можно далее присвоить любой переменной и потом разбирать ее в JavaScript-программе. <FORM NAME=f> <INPUT TYPE=button VALUE="Открыть окно ввода" onClick="document.f.e.value= window.prompt('Введите сообщение','Сюда');"> <INPUT SIZE=30 NAME=e> </FORM> Window.open() Метод open() предназначен для создания новых окон . В общем случае его синтаксис выглядит следующим образом: myWin = window.open("URL","имя_окна","параметр=значение,параметр=значение,...", заменить); Первый аргумент задает адрес страницы, загружаемой в новое окно (можно оставить пустую строку, тогда окно останется пустым). Второй аргумент задает имя окна, которое можно будет использовать в атрибуте TARGET контейнеров <A> и <FORM>. В качестве значений допустимы также зарезервированные имена _blank, _parent, _self, _top, смысл которых такой же, как у аналогичных значений атрибута TARGET. Если имя_окна совпадает с именем уже существующего окна (или фрейма), то новое окно не создается, а все последующие манипуляции с переменной myWin будут применяться к этому окну (или фрейму). Третий аргумент есть не содержащая пробелов строка, представляющая собой список параметров и их значений, перечисленных через запятую. Указание каждого из параметров необязательно, однако значения по умолчанию могут зависеть от браузера, поэтому всегда указывайте явно те параметры, на которые рассчитываете. Возможные параметры перечислены в таблице 4.3. Вместо значений yes и noможно использовать 1 и 0. Последний аргумент " заменить " является необязательным, принимает значения true и false и означает: следует ли новый URL добавить в history в качестве нового элемента или заменить им последний элемент history. Метод window.open() возвращает ссылку на вновь открытое окно, т.е. объект класса Window. Его можно присвоить переменной (что мы и сделали выше), с тем чтобы потом можно было управлять открытым окном (писать в него, читать из него, передавать и убирать фокус, закрывать). Таблица 4.3. Параметры метода window.open() | Параметр | Значения | Описание | width | число | Ширина окна в пикселах (не менее 100 ) | height | число | Высота окна в пикселах (не менее 100 ) | left | число | Расстояние от левого края экрана до левой границы окна в пикселах | top | число | Расстояние от верхнего края экрана до верхней границы окна в пикселах | directories | yes / no | Наличие у окна панели папок (Netscape Navigator) | location | yes / no | Наличие у окна поля адреса | menubar | yes / no | Наличие у окна панели меню | resizable | yes / no | Сможет ли пользователь менять размер окна | scrollbars | yes / no | Наличие у окна полос прокрутки | status | yes / no | Наличие у окна поля статуса | toolbar | yes / no | Наличие у окна панели инструментов | Приведем два примера открытия нового окна: <FORM> <INPUT TYPE=button VALUE="Простое окно" onClick="window.open('', 'test1', 'directories=no,height=200,location=no,'+ 'menubar=no,resizable=no,scrollbars=no,'+ 'status=no,toolbar=no,width=200');"> <INPUT TYPE=button VALUE="Сложное окно" onClick="window.open('', 'test2', 'directories=yes,height=200,location=yes,'+ 'menubar=yes,resizable=yes,scrollbars=yes,'+ 'status=yes,toolbar=yes,width=200');"> </FORM> При нажатии кнопки "Простое окно" получаем окно со следующими параметрами: · directories=no - окно без панели папок · height=200 - высота 200 px · location=no - поле адреса отсутствует · menubar=no - без меню · resizable=no - размер окна изменять нельзя · scrollbars=no - полосы прокрутки отсутствуют · status=no - статусная строка отсутствует · toolbar=no - системные кнопки браузера отсутствуют · width=200 - ширина 200 px При нажатии кнопки "Сложное окно" получаем окно, где: · directories=yes - окно с панелью папок · height=200 - высота 200 px · location=yes - поле адреса есть · menubar=yes - меню есть · resizable=yes - размер изменять можно · scrollbars=yes - есть полосы прокрутки · status=yes - статусная строка есть · toolbar=yes - системные кнопки браузера есть · width=200 - ширина 200 px Window.close() Метод close() позволяет закрыть окно. Чаще всего возникает вопрос, какое из окон, собственно, следует закрыть. Если необходимо закрыть текущее, то: window.close(); self.close(); Если мы открыли окно с помощью метода window.open(), то из скрипта, работающего в новом окне, сослаться на окно-родитель можно с помощью window.opener (обратите внимание, здесь window ссылается на объект нового, созданного окна, т.к. оно использовано в скрипте, работающем в новом окне). Поэтому, если необходимо закрыть родительское окно, т.е. окно, из которого было открыто текущее, то: window.opener.close(); Если необходимо закрыть произвольное окно, то тогда сначала нужно получить его идентификатор: id=window.open(); ... id.close(); Как видно из последнего примера, закрывают окно не по имени (значение атрибута TARGET тут ни при чем), а используют указатель на объект. Методы focus() и blur() Метод focus() применяется для передачи фокуса в окно, с которым он использовался. Передача фокуса полезна как при открытии окна, так и при его закрытии, не говоря уже о случаях, когда нужно выбирать окна. Рассмотрим пример. Открываем окно и, не закрывая его, снова откроем окно с таким же именем, но с другим текстом. Новое окно не появилось поверх основного окна, так как фокус ему не был передан. Теперь повторим открытие окна, но уже с передачей фокуса: <HTML> <HEAD> <SCRIPT> function myfocus(a) { myWin = window.open('','example','width=300,height=200'); // открываем окно и заводим переменную с указателем на него. // Если окно с именем 'example' существует, то новое окно не создается, // а открывается поток для записи в имеющееся окно с именем 'example' if(a==1) { myWin.document.open(); //открываем поток ввода в уже созданное окно myWin.document.write('<H1>Открыли окно в первый раз'); //Пишем в этот поток } if(a==2) { myWin.document.open(); myWin.document.write('<H1>Открыли окно во второй раз'); } if(a==3) { myWin.focus(); // передаем фокус, а затем выполняем те же действия, // что и в предыдущем случае myWin.document.open(); myWin.document.write('<H1>Открыли окно в третий раз'); } myWin.document.write('</H1>'); myWin.document.close(); } </SCRIPT> </HEAD> <BODY> <a href="javascript:myfocus(1);">Откроем окно и напишем в него что-то</a>, <BR><BR> <a href="javascript:myfocus(2);">напишем в него же что-то другое, но фокус не передадим</a>, <BR><BR> <a href="javascript:myfocus(3);">опять что-то напишем в него, но сперва передав ему фокус</a>. </BODY> </HTML> 4.1. Передача фокуса в новое окно Поскольку мы пишем содержание нового окна из окна старого (родителя), то в качестве указателя на объект используем значение переменной myWin. Чтобы увести фокус из определенного окна myWin, необходимо применить метод myWin.blur(). Например, чтобы увести фокус с текущего окна, где выполняется скрипт, нужно вызвать window.blur(). Эффект будет тот же, как если бы пользователь сам свернул окно нажатием кнопки в правом верхнем углу окна. Метод setTimeout() Метод setTimeout() используется для создания нового потока вычислений, исполнение которого откладывается на время (в миллисекундах), указанное вторым аргументом: idt = setTimeout("JavaScript_код",Time); Типичное применение этой функции - организация периодического изменения свойств объектов. Например, можно запустить часы в поле формы: <HTML><HEAD><SCRIPT> var Chasy_idut=false; function myclock() { if(Chasy_idut) { d = new Date(); document.f.c.value = d.getHours()+':'+ d.getMinutes()+':'+ d.getSeconds(); } setTimeout("myclock();",500); } function FlipFlag() { Chasy_idut = !Chasy_idut; document.f.b.value = (Chasy_idut)? 'Остановить' : 'Запустить'; } </SCRIPT></HEAD> <BODY onLoad="myclock();"> <FORM NAME=f> Текущее время:<INPUT NAME=c size=8> <INPUT TYPE=button name=b VALUE="Запустить" onClick="FlipFlag();"> </FORM></BODY></HTML> 4.2. Часы с использованием setTimeout() Обратите внимание, что поток порождается (т.е. вызывается setTimeout() ) всегда, даже в том случае, когда мы остановили показ часов. Если бы он создавался только при значении переменной Chasy_idut = true, то часы бы просто не запустились, так как в самом начале исполнения скрипта мы установили var Chasy_idut = false. Но даже если бы мы установили в начале var Chasy_idut = true, то часы бы запустились при загрузке страницы, а после остановки поток бы исчез, и при последующем нажатии кнопки "Запустить" часы продолжали бы стоять. Метод clearTimeout() Метод clearTimeout() позволяет уничтожить поток, вызванный методом setTimeout() . Очевидно, что его применение позволяет более эффективно распределять ресурсы вычислительной установки. Для того чтобы использовать этот метод в примере с часами, нам нужно модифицировать функции и форму: <HTML><HEAD><SCRIPT> var Chasy_idut=false; var potok; function StartClock() { d = new Date(); document.f.c.value = d.getHours()+':'+ d.getMinutes()+':'+ d.getSeconds(); potok = setTimeout('StartClock();',500); Chasy_idut=true; } function StopClock() { clearTimeout(potok); Chasy_idut=false; } </SCRIPT></HEAD><BODY> <FORM NAME=f> Текущее время:<INPUT NAME=c size=8> <INPUT TYPE=button VALUE="Запустить" onClick="if(!Chasy_idut) StartClock();"> <INPUT TYPE=button VALUE="Остановить" onClick="if(Chasy_idut) StopClock();"> </FORM></BODY></HTML> 4.3. Часы с использованием setTimeout() и clearTimeout() В данном примере для остановки часов используется метод clearTimeout(). При этом, чтобы не порождалось множество потоков, проверяется значение указателя на объект потока. |