ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Специфику лепки определяет материал. Программа занятий Студии «Мукосолька» (лепка из солёного теста) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют себя неуспешными. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию. Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Особенность программы «Мукосолька» в том, что обычно в детском саду на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы. Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Цели: 1) образовательные: расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству. освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры. 2) развивающие: развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии 3) воспитательные: ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности. Задачи программы: · обогащать и расширять художественный опыт дошкольников и школьников; · развивать мелкую моторику пальцев; · способствовать овладению основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов; · формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; · содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству; · развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов; · воспитать умение работать в коллективе. Принципы: · Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий. · Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей, соблюдая права ребенка. · Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей. · Не мешать ребенку творить. Структура: 1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Лепка детьми. 4. Физ. пауза. 5. Доработка изделия из дополнительного материала. 6. Рассматривание готовых работ. Способы лепки 1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе). 2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру. 3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки. 4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей. 5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ: · скатывание прямыми движениями; · скатывание круговыми движениями; · расплющивание; · соединение в виде кольца; · защипывание края формы; · лепка из нескольких частей; · пропорции; · оттягивание части от основной формы; · сглаживание поверхности формы; · присоединение части; · прижимание; · примазывание; · вдавливание для получения полой формы; · использование стеки. Учебно – тематический план для детей 4 – 12 лет 1. | 1. «ОТПЕЧАТКИ СВОИХ РУЧЕК» Знакомство с лепкой из солѐного теста. Учить детей замешивать тесто для лепки. 2. В корзине АРБУЗЫ и ДЫНИ. Учимся лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Использовать арбузные семечки научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей. 3. «ВЕТКА ВИНОГРАДА». Закрепляем у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки. 4. Декоративная тарелка «КАЛИНА». Учить из отдельных частей , лепить калину, раскатывать шарики, расплющивать, составлять композицию. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. 5. «ПОДСОЛНУШКИ – маленькие солнышки». Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски. Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни. 6. «УЛИТКА» Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка теста продольными движениями ладоней. Показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием; поддерживать интерес к поиску способов дополнения (рожки, глазки). 7. «ГУСЕНИЧКА» Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 8. Коллективная работа, как способ совместной творческой деятельности. Делаем вместе ДЕРЕВО С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ. 9. «ПЧЕЛКА» Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 10. «БОЖЬЯ КОРОВКА» Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. 11. «СВИНКИ» Научить лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. 12. «ЁЖИК» Учимся пользоваться ножницами. Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Вырезаем иголки ножницами. 13. «СНЕГОВИК». Научить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы; Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. 14. «НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА» Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с новогодними традициями. 15. «НАРЯДНАЯ ЕЛОЧКА» Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 16. «СИМВОЛ ГОДА петух» Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с восточным календарем, рассказать про символ года. 17. «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ». Использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. 18. «СНЕЖИНКА» Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. 19. УКРАШЕНИЯ (бусы, медальоны, серьги) Познакомить с декоративными украшениями. Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание колбасок, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение 20. «ПЛЮШКИ-ЗАВИТУШКИ» Учить детей лепить крендели, калачи, пироги, хлебцы, булки и другие хлебобулочные изделия. Учить пользоваться скалкой. Предложить выбрать вариант оформления изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). 21. «ПОДКОВКА НА СЧАСТЬЕ». Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. 22. «СЕРДЕЧКО К ДНЮ СВ. ВАЛЕНТИНА» Научится пользоваться формами металлическими и пластиковыми. 23. «ЛЮБИМЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ ПАПЫ» Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей. Изучить различные виды транспорта. Использовать в поделке нестандартный материал. 24. «КРУЖКА ДЛЯ ПАПЫ». Научить детей лепить кружку конструктивным методом. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды, лепить полые формы, с помощью стеки наносить узор на поверхность предмета. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость. 25. «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» Продолжать учить детей лепить из соленого теста, соединять детали, дополнять различными материалами. 26. «ФОТОРАМКА ДЛЯ МАМЫ» Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции.. Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста. 27. «КОРЗИНА С ЦВЕТАМИ» Упражняться в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей. 28. «СМАЙЛИКИ ИЗ ЦВЕТНОГО ТЕСТА» Учить располагать на картине несколько деталей, лепить из знакомых форм. Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. 29. «РАКЕТА С КОСМОНАВТОМ НА ПЛАНЕТЕ» Познакомить детей с планетами. Заинтересовать в изучении космоса. 30. «ИНОПЛАНЕТЯНИН» Развиваем абстрактное мышление. Не нужно торопиться опровергнуть представление малыша об устройстве Вселенной: гораздо больше пользы принесет поощрение детских фантазий. 31. «ЛЕПКА ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ» Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с пасхальными традициями. 32. «ПАСХАЛЬНЫЕ КУЛИЧИ». Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными. 33. «МЕДАЛЬ С ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЙ» Работая в данном направлении учащиеся с интересом будут изучать материал. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. 34. «ТАНК» из цветного теста, приуроченные к празднованию 9 Мая. Изучение военной техники. Патриотическое воспитание молодого поколения. Уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. 35. «МАТРЕШКИ» Учить детей лепить матрешку, раскатывать тесто делить на несколько частей, лепить отдельные детали (голову, платочек, фартучек) и соединять в целое. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. 36. «МЫШКИ НА СЫРЕ». Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. 37. «ЛЕТНЕЕ ДЕРЕВО» Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. 38. «ТАРЕЛОЧКА». Изображать тарелку, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно придумать форму края тарелки. 39. «КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ» (панно) продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его. Лепить курицу, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. 40. «УТОЧКА НА ОЗЕРЕ». Лепить уточку пластическим способом, передавая ее характерные особенности (овальное туловище с маленьким хвостиком, удлиненная шея и маленькая головка с клювом). Закреплять умение создавать красивый узор на крыльях. 41. «СЕРДЕЧКО С КРЫЛЬЯМИ». Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. 42. «КОШЕЧКА». Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. 43. «ЛЕПИМ СКАЗКУ» Изготовление плоскостных композиций на темы сказок. Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. 44. «РОМАШКА С ЛИСТИКАМИ НА МЕДАЛЬОНЕ» Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание колбасок, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). 45. «ЧЕРЕПАХА» Продолжаем лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. 46. «МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ» Развивать у детей познавательный интерес к морским обитателям. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объёме. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 47. «БРАСЛЕТ С РАКУШКАМИ» Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». 48. «ЛЕТНИЙ ОТДЫХ» Вспомнить все приобретенные навыки на год, научиться рассказать историю своего летнего отдыха. Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким. | 49. | | ПРИЛОЖЕНИЕ Тесто для лепки Мука - 300г (2 чашки) Соль – 3оог (1 чашка) Вода – 200мл. |