Задание 10. «Использование солнечной энергии» Задание 7. «Биогеоценоз леса» 1. Дайте определение биогеоценозу. 2. Что такое биоценоз? 3. Что такое биотоп? 4. Какие организмы относятся к продуцентам? Кто относится к продуцентам в данной экосистеме? 5. Назовите консументов 1-го порядка в данной экосистеме. 6. Какие организмы можно отнести к консументам 2-го порядка? 7. Какие организмы относятся к редуцентам? Какие редуценты изображены на рисунке? 8. Сколько ярусов у растений данного биогеоценоза? 9. Каково отношение к свету у растений различных ярусов? Задание 8. «Биогеоценоз водоема» 1. Перечислите основных продуцентов пресноводного водоема. 2. Назовите консументов первого и второго порядка водоема. 3. Какие организмы относятся к редуцентам водоема? 4. Составьте цепь питания в данном водоеме, состоящую из 5 звеньев. Задание 9 «Биогеоценоз. Экосистема» Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа Тест 1. Российский ученый, предложивший в 1924 г. термин биогеоценоз: 1. В.Н.Сукачев. 2. И.И.Шмальгаузен. 3. А.Н.Северцов. 4. В.И.Вернадский. Тест 2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема: 1. Биогеоценоз. 2. Биоценоз. 3. Биотоп. 4. Экосистема. Тест 3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов: 1. Биогеоценоз. 2. Биоценоз. 3. Биотоп. 4. Экосистема. Тест 4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов: 1. Биогеоценоз. 2. Биоценоз. 3. Биотоп. 4. Экологическая ниша. Тест 5. Аквариум — пример: 1. Биогеоценоза. 2. Биоценоза. 3. Биотопа. 4. Экосистемы. **Тест 6. Источником энергии в экосистемах могут быть: 1. Солнечный свет. 2. Энергия окисления органического вещества. 3. Энергия окисления неорганического вещества. 4. Вода. **Тест 7. К гетеротрофам относятся: 1. Продуценты. 2. Консументы 1-го порядка. 3. Консументы 2-го порядка. 4. Редуценты. Тест 8. К консументам относятся: 1. Растения. 2. Бактерии и грибы. 3. Животные. 4. Все гетеротрофы. **Тест 9. К редуцентам относятся: 1. Грибы. 2. Бактерии. 3. Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви). 4. Все гетеротрофы. Тест 10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода: 1. Гетеротрофы. 2. Автотрофы. 3. Консументы. 4. Редуценты. Задание 10. «Использование солнечной энергии» 1. Какая часть солнечной энергии запасается продуцентами дубравы в форме химических связей образованного органического вещества? 2. Какая часть образованного органического вещества окисляется при дыхании самими растениями? 3. Каков ежегодный прирост биомассы в дубраве? 4. Какие два типа пищевых цепей различают в биогеоценозе дубравы? 5. Можно ли утверждать, что в биогеоценозе происходит круговорот веществ и энергии? 6. Что, в конце концов, происходит с энергией, аккумулированной в органическом веществе экосистемы? Задание 11. «Экологическая пирамида» 1. Масса дельфина 50 кг. Пусть только 10% энергии пищи переходит во вновь построенное вещество организма, а 90% расходуется на различные процессы жизнедеятельности. Посчитайте массу съеденной дельфином рыбы, массу зоопланктона и фитопланктона в данной пищевой цепи 2. С уровня на уровень переходит около 10% энергии. Какое количество энергии дойдет до пятого уровня от энергии образованного в результате фотосинтеза органического вещества продуцентов (считать образованную биомассу за 100%, причем 50% от этой биомассы расходуется растениями при дыхании). 3. Чем можно объяснить тот факт, что в большинстве морских экосистем с повышением трофического уровня биомасса не уменьшается, а увеличивается. Биомасса фитопланктона меньше, чем биомасса зоопланктона, биомасса зоопланктона меньше, чем биомасса животных, которые им питаются. |