ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Бестелесное существование. В прошлый раз мы начали разговор о смерти. Смерть это, то, что является неизбежным для каждого человека. Некто высказал очень верную мысль: «Есть вещи, которых невозможно избежать, но которые важно встретить достойно». В наших жизнях что-то может совпадать, что-то нет, но смерть это то, что произойдёт с каждым. Поэтому важно церкви напоминать об этом опыте, который по сути своей является не уничтожением личности в яме с червями, чего так страшится атеистически настроенное человечество, а встречей этой личности со своим Творцом. Надо сказать, результаты этой встречи могут быть только двух видов: «войди в радость господина твоего» и «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю». Отсюда у человека осознающего эту перспективу, серьёзная мотивация жить на земле достойно, чтобы достойно сдать предстоящий экзамен. Основной акцент в наших рассуждениях мы сделали на преждевременной смерти человека, выяснив, что мы как христиане, верующие в промыслительную деятельность Бога на земле, за объективными причинами смерти человека усматриваем таинственный промысел Бога. И это на самом деле благая весть, так как ни слепой случай, ни болезнь, ни сатана, никакая друга тварь, но Бог, который есть любовь, решает или своей совершенной волей или попущением в какой момент и в каких обстоятельствах закончить мою жизнь. И этот момент и обстоятельства всегда продиктованы Божьей любовью, которая всегда ищет пользу спасения моей души. Сегодня же мы попытаемся заглянуть, так сказать за порог смерти, и увидеть, а что происходит с человеческой личностью или как у нас принято говорить, что происходит с душой человека после смерти. Опыт всех дохристианских религий подтверждает веру людей в посмертное существование души. Все народы и все религии говорят о какой-то, хотя бы призрачной, но жизни человека после смерти, достаточно вспомнить египетские и китайские захоронения. Мысль о полном уничтожении личности со смертью тела встречается очень редко, наиболее абсолютно она высказана в атеистическом мировоззрении. Так уже в Ветхом Завете мы видим утверждение веры в существование души вне тела: Быт.35:16-18. «И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином». Таким образом, здесь говорится об исходе души из тела. Ещё один библейский текст, подтверждающий идею, что душа или дух, а эти понятия очень часто используются в Библии как синонимы, по смерти человека выходит из тела и предстаёт перед Богом: Еккл.12:7. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Из приведённых текстов мы видим, что душа имеет существование вне тела. Несмотря на традиционность мнения, что душа человека по смерти в течение 40 дней находится на земле, с ним трудно согласиться, и прежде всего потому что, Христос говорит висящему рядом разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лук.23:43). Но это вопрос не принципиальный. Нас же более интересует другой вопрос, и он на самом деле принципиальный: в каком состоянии пребывает душа человека после отделения от тела, то есть это состояние сознательное или бессознательное. Например Свидетели Иегова и Адвентисты Седьмого Дня настаивают на том, что после смерти самосознания личности не существует, но есть некое состояние сна или забвения души. Их аргументация в основном строится на: Еккл.9:10. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Этот текст интерпретируется ими как бессознательное посмертное состояние души, в котором отсутствует память, и мыслительный процесс, то есть отсутствует самосознание личности. Но это не традиционная интерпретация, причём входящая в противоречие со свидетельством на этот счёт Евангелия: Лк.9:29-31. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Данный отрывок Евангелия совершенно определённо указывает на то, что после физической смерти человеческая личность продолжает существовать, причём не в состоянии некого сна, а в активном состоянии: явились, говорили, рассуждали – мыслили. Французский философ Рене Декарт идею существования обусловливал мыслительным процессом: «Мыслю – значит существую». Поэтому мы должны дать иную интерпретацию словам Екклесиаста, нежели дают Свидетели Иегова и Адвентисты. То есть слова Екклесиаста о том, что в могиле, нет работы, нет размышления, нет знания, нет мудрости, следует понимать буквально. Да в могиле, куда помещается мёртвое тело, этого всего действительно нет, а вот в области, куда попадает душа человека, все атрибуты личностности, как мы видели в иллюстрации с Моисеем и Илией продолжают сохраняться.Надо сказать, что библейские свидетельства жизни личности после смерти, не являются сегодня единственными свидетельствами, так один западный исследователь, доктор философии Раймонд Моуди, в силу определённых жизненных обстоятельств неоднократно сталкивался с людьми, пережившими клиническую смерть. В результате он систематизировал полученные от этих людей свидетельства и написал книгу «Жизнь после смерти». Книга исполнена многочисленными историями людей, выходивших во время клинической смерти из своих тел, при этом продолжающих себя осознавать точно также как и в теле. Из рассказа одного юноши: «Это случилось около двух лет тому назад, мне перед этимтолько что исполнилось девятнадцать. Я вез приятеля в своей машине. Когда я подъезжал к перекрестку в центре города, яостановился и посмотрел в обе стороны, но ничего не увидел. Яначал пересекать перекресток и, в этот момент, я услышалпронзительный крик моего товарища. Я посмотрел и увиделслепящий свет фар автомобиля, мчавшегося на нас. Я услышал этотжуткий звук и скрежет ломающегося автомобиля и, затем, былмомент, когда я, как мне казалось, несся через темное замкнутоепространство. Это произошло очень быстро. Затем, я словно парилна высоте около пяти футов над улицей и примерно в пяти ярдах встороне от машины. Я бы сказал, что я слышал, как звук скрежетазамирает вдали. Я видел, как люди бежали и толпились возле машины и как из нее вытащили моего приятеля, судя по всему, в шоке. Я видел среди обломков свое собственное тело, окруженноелюдьми, и как они пытались вытащить меня. Мои ноги были всеперекручены и повсюду была кровь». Некий К.Икскуль, описывая момент своей клинической смерти, сообщает, что сначала он испытывал тяжесть, какое-то давление, а потом вдруг испытал лёгкость и свободу. Затем, увидев своё тело, начал догадываться, что оно мертво: «В наших понятиях со словом смерть неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни. Как же я мог думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, всё слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться думать, говорить. Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказывалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщённость со всем окружающим, своё странное одиночество и панический страх охватил меня. Я всячески пробовал и старался заявить о себе, но попытки эти приводили меня лишь в полное отчаяние. Неужели же они не видят меня – с отчаянием думал я, и снова и снова, приближался к стоящей над моею койкой группе лиц, но никто из них не оглядывался, не обращал на меня внимания, и я с недоумением осматривал себя, не понимая, как могут они не видеть меня, когда я такой же, как был. Но делал попытку осязать себя, и рука моя снова рассекала лишь воздух». «Я был вне моего тела и смотрел на все с расстояния,примерно ярдов десять, но я ощущал себя также, как в обычнойжизни. То, в чем помещалось мое сознание, по объему было таким же, как и мое прежнее физическое тело. Но я не был в теле как таковом. Я мог ощутить местонахождение моего сознания каккакую-то капсулу или нечто похожее на капсулу и обладающее,впрочем, отчетливой формой. Я не мог отчетливо разглядеть это,оно было как бы прозрачным или невещественным. Все выглядело так, что я именно там, в этой капсуле и находился, а она представляла собой просто сгусток энергии. В этом состоянии я не испытывал обычных телесных ощущений, например, температуры или чего-нибудь в этом роде». Возникает вопрос: какую роль играет мозг человека, если душа человека и без него продолжает мыслить. Анри Бергсон – известный французский философ конца 19 века – говорил, что мозг человека это всего лишь телефонная станция, которая передаёт, но не является источником информации. Информация в мозг приходит откуда-то, а восприниматься и передаваться им может по-разному. Он может и хорошо работать, и барахлить, и совсем отключаться. Но он только передаточный механизм, а не генератор сознания человека. Сегодня огромнейшая совокупность научно достоверных фактов, полностью подтверждает эту мысль Бергсона. Таким образом, мы приходим к выводу, что именно душа, а не мозг является генератором сознания человека, поэтому человек и после смерти продолжает чувствовать себя человеком. Мы можем сказать, что физическое тело человека это то, чем человек и соответственно его душа соприкасается с физическим миром и действует в нём. По смерти же тела душа продолжает своё бытие, но как мы убедились из приведённых свидетельств, без тела не может соприкасаться и влиять на мир физический. Итак, мы уже сказали, что человеческая личность - душа находится в сознании, но вопрос какое качественное состояние переживает личность в духовном мире. Евангелие рисует нам следующую картину: Лк.16:22-26. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Из этого текста следует, что человека по смерти ожидает два возможных и противоположных по качеству состояния – это состояние блаженства и состояние страданий. Кто-то скажет, что это всего лишь притча, не передающая объективной реальности. Но давайте снова перенесёмся от этого библейского опыта к опыту наших современников: Другой исследователь – врач кардиолог Мориц Роолингз рассказывает историю, случившуюся с его пациентом, когда тот делал ему массаж сердца в момент его клинической смерти. Больной иногда возвращался к жизни, с удивительными словами: «Я в аду не переставайте. Когда вы перестаёте делать массаж, я оказываюсь в аду. Не давайте мне туда возвращаться». Роолингз говорит, что лишь в тот момент, когда я взглянул на его лицо, меня охватила настоящая тревога. Выражение его лица было гораздо хуже, чем в момент смерти. Лицо искажала жуткая гримаса, олицетворявшая ужас, зрачки расширены, и сам он дрожал и обливался потом, - словом всё это не поддавалось описанию. В своей книге Роолингз, исходя из свидетельств пациентов переживших клиническую смерть, сообщает, что если около половины воскрешённых людей говорят, что там очень хорошо, им не хочется оттуда уходить, и они возвращались неохотно, без радости, то другая половина реанимированных, напротив рассказывает, что они видели там огненные озёра, страшных чудовищ и испытывали тяжелейшие переживания и страдания. Вместе с тем Роолингз свидетельствует, что большинство его пациентов, рассказавших о пережитых ими духовных муках в клинической смерти, решительно меняли свою нравственную жизнь. Таким образом, мы заглянули сегодня так сказать за завесу смерти и увидели, что ожидает человека в том духовном мире. И для нас принципиальным становится вопрос: а чем обусловлены блаженство или страдания человеческой личности в загробной жизни: 2Кор.5:1-10. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». 1. Залог Духа – благодать дана нам, чтобы смертное поглощено было жизнью, то есть, чтобы греховные страсти, живущие в душе человека, были побеждены стремлением к исполнению заповедей Божьих приносящих жизнь. 2. Жизнь по заповедям должна носить ревностный характер, чтобы быть угодными Богу. 3. Каждый предстанет пред Богом на суд и получит соответственное состояние блаженство или страдание. Сегодня нам предоставлено время: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22-24). |