В Аргентине, Румынии, Грузии. Сравнительный анализ политических режимов 1. Анализ трансформации политических режимов в указанных странах (с использованием индексов Freedom House, Polity IV и Bertelsmann Transformation Index). Аргентинская республика – государство Южной Америки, состоящее из 24 административных единиц — 23 провинций и федерального столичного округа Буэнос-Айрес. По форме государственно-территориального устройства – федерация. Форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма. Действует демократический политический режим. 1989 год характеризуется проектом неолиберальных экономических реформ, имевших целью создание свободного рынка и включавших приватизацию государственных предприятий, прекращение государственного регулирования экономики, либерализацию внешней торговли и поощрение иностранных инвестиций; кроме того, планировались реформы на рынке труда с целью урезать полномочия профсоюзов, которые по большей части контролировались перонистами. ____________________________ Freedom House (свобода прессы в мире): общее состояние свободы в стране оценивается на уровне от 1,5 (2001 год и ранее) и 2 (2004-2014 г.) – свободная страна до 3 (2002-2003) – частично свободная страна. Некоторое ослабление свободы в начале 2000-х г. можно связать с неустойчивостью обстановки в государстве и попытках нового правительства навести порядок в Аргентине. Организация FH определяет статус: «частично свободные».[1] Polity IV: согласно этому индексу, Аргентина с 1990-х гг. находится на высоком уровне развития и продолжает стремиться вверх. Оценивается в 8 баллов.[2] BTI: начиная с 2003 года, стартуя с 6,7, и достигает максимума в 2010 году, а потом постепенно снижается. Это можно связать с непростой экономической – а как следствие, политической – ситуацией в стране. [3] Республика Румыния– унитарное государство в Юго-Восточной Европе. Румыния стремится к децентрализации власти. С 1965г. новое название страны – Социалистическая Республика Румыния. В 1974г. Николае Чаушеску стал президентом Румынии. 1989г. Начинаются массовые выступления граждан под антикоммунистическими лозунгами. В следствии этого свершилось падение режима Чаушеску и образование Совета Фронта национального освобождения (ФНС). ФНС формировал политику страны вплоть до 1996 года. После побеждает на выборах партия Демократическая конвенция Румынии. 1998г. – тяжелая экономическая ситуация в стране, в следствии – экономический кризис. Смена премьер-министра. Безработица, рост внешних долгов и т.д. _____________________________ Freedom House(свобода прессы в мире): общий уровень свободы в Румынии был крайне низким в 1972- 1990 г., ситуация начала улучшаться в 1991 году и повысилась до «частичной свободы», а с 1996 года рейтинг показывает уровень «свободно». Организация FH определяет статус: «частично свободные».[4] Polity IV: Румыния в начале 1990-х гг. находилась в неблагополучной зоне, однако к 1997 году пересела условную границу и продолжила расти до настоящего времени. Оценивается вначале преобразований (1990г.) – 8,4 балла, на 2015г. – 9 баллов.[5] BTI: показатель возрастал с 2003 до 2012 года с 7,19 до 8,17, однако немного упал в 2014 году (7,9), что можно связать с политическими проблемами в районе Чёрного моря (Украина) и реакцией на это Европы. [6] Республика Грузия – унитарное государство, состоящее из 11 краев. Сильно централизованное государство, в отличие от Аргентины. 1991г. посредством референдума Грузия стала независимым государством. Политический режим: развивающаяся демократия. Направление развития в постсоветском периоде – укрепление прав и свобод граждан, переход к рыночной экономике, плюрализм. После выхода из состава СССР В 1991г. в стране произошел вооруженный мятеж, в следствии президент и правительство были изгнаны. Во главе встал Э. Шеварнадзе. ________________________________ Freedom House ( свобода прессы в мире): общий уровень свободы в Грузии был признан низким в 1991- 1992 гг., и «частичным» позднее до 2014 года, но всегда выше, чем в Аргентине. Это можно объяснить менее устойчивой политической обстановкой и стремлением к централизации. В СМИ ситуация в 2000-х гг. остается на уровне «частичная свобода», но всегда немного хуже, чем в Румынии и Аргентине, с тенденцией к несвободе. [7] Polity IV: Грузия в начале 1990-х г. находилась в неблагополучной зоне, но к 2003 году выбралась из нее, вновь опустившись в период 2008-2013 гг., что можно отнести к территориальным проблемам страны и правлению М. Саакашвили.[8] BTI: показатель в Грузии ниже остальных сравниваемых государств – от 4,06 в 2003 году постепенное возрастание до 6,16 в 2014 году с небольшим спадом в 2012 году. [9] 2. Сравнительный анализ политических институтов, определяющих типы политических режимов в настоящее время (какая конституция и какие порядки она устанавливает, кто и как осуществляет власть, как осуществляется разделение власти/властей, как и какие партии конкурируют, т.е. особенности партийной системы, как гарантируются права и свободы и какие имеются практики их реализации, положение СМИ и т.п.) Аргентина: В стране действует Конституция 1853 года. Права и свободы гражданина являются высшей ценностью. «Законодательную Власть Республики осуществляет Конгресс, состоящий из двух палат – Палаты депутатов, представляющих Республику, и Палаты сенаторов от провинций и города Буэнос-Айреса».[10] (статья 44 Конституции) Высшая исполнительная власть: президент, который избирается сроком на 4 года. Исполнительную власть осуществляет Генерал-Губернатор Аргентины и Правительство Аргентины. Политические партии. Исторически в 20 веке сильнейшими партиями были ХП (Хустисиалистская партия) и ГРС (националистические и радикальные направления). ХП – партия Х. Перона. Борьба между этими двумя партиями была особенно остра в 80-х гг., и это дало основу двухпартийной системе. В 90-х гг. на волне стремления к либеральным реформам появилась партия ФРЕПАСО, которая быстро завоевала популярность. В начале 2000-х противоречия между коалициями, объявленными курсами (социалистический) и реальными действиями (продолжение неолиберального развития) вызвали социальный взрыв и расколы в ХП и ГРС. После этого в стране так и не появилось крупных партий, сейчас конкуренция идет между небольшими образованиями. После этого кризиса страна пыталась нащупать путь выхода из потрясений, в начале 2000-х гг. в Аргентине у власти побывало несколько президентов, порядок стал восстанавливаться при Э. Дуальде в 2002 году (еще один актор). Он придерживается социал-демократического направления развития. Румыния: Действует Конституция 1991 года. Румыния – правовое, демократическое и социальное государство, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм представляют собой наивысшие ценности и гарантируются. Законодательная власть: Парламент, состоящий из Сената и Палаты депутатов. «Законодательная инициатива принадлежит Правительству, депутатам, сенаторам, а также не менее чем 250 000 граждан, обладающих правом голоса. Граждане, осуществляющие законодательную инициативу, должны происходить не менее чем из одной четверти уездов страны, а в каждом из этих уездов или в муниципии Бухарест в поддержку данной инициативы должны быть зарегистрированы не менее 10 000 подписей».[11] Высшая исполнительная власть: президент, ему подчинены премьер-министр и правительство. Политические партии. Социал-демократическая партия (правящая), выступает за свободную экономику, частную собственность, социальное равенство, приватизацию, целостность границ, хотя и приветствует вступление в ЕС. «Великая Румыния» - националисты, выступают за усиление власти президента, ценности – христианско-демократические, хотя неофициально призывают к межнациональной вражде. Демократическая партия – ее программа во многом напоминает СДП, но находится в оппозиции. Национал-либеральная партия. Демократический союз венгров. Грузия: 1921г. – принятие Конституции. «Парламент Грузии является высшим представительным органом страны, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия. Президент Грузии является главой грузинского государства и главой исполнительной власти. Президент Грузии направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией».[12] Верховный суд Грузии. Политические партии. «Новые Правые» (прозападные) «Республиканская Партия» «Консервативная партия Грузии» «Демократическое движение Единая Грузия» «Промышленность спасет Грузию» (выступают за свободный рынок). 3. Анализ, связывающий характер изменения политического режима с деятельностью конкретных игроков: Аргентина • Опишите характер деятельности политической элиты в «старом режиме». И. Иригойен (1832—1933) - президент Аргентины в 1916—1922 и 1928—1930 гг., лидер крупнейшей политической партии Аргентины — ГРС (Гражданский радикальный союз), сыграл главную роль в установлении первого в истории страны политического режима представительной демократии, провел социальные реформы; Х. Перон (1895—1974) - президент Аргентины в 1946—1955 и в 1973—1974 гг., генерал. • Какие действия элиты спровоцировали подъем протестных настроений среди населения. Опишите процесс восстаний/революций/беспорядков? На рубеже 70-80-х гг. в Аргентине установилась жесткая военная диктатура, но она не смогла организовать жизнь в стране, к тому же развязав и проиграв войну с Великобританией. Румыния Важнейшими акторами можно признать Н.Чаушеску, И. Илиеску (первый президент после 1991 года, был вновь избран в 2000 году), нынешнего президента страны Т. Бэсеску (второй срок). Грузия После выхода из состава СССР Грузия начала самостоятельное развитие. В 1991 году в стране произошел вооруженный мятеж. В результате президент и правительство были изгнаны. Во главе страны встал Э. Шеварнадзе. В 1992 году страна вступила в ООН. В том же году разразилась грузино-абхазская война. В 1993 году прежний президент попытался отыграть власть, в стране вспыхнула гражданская война, победу в которой с российской помощью одержал Шеварнадзе. Он пообещал России, что Грузия присоединится к СНГ. В 1995 году президентом стал Э. Шеварнадзе. Он был переизбран в 2000 году, но в 2003 снял с себя полномочия после скандала с фальсификацией подсчета голосов на выборах в Парламент – Революция роз. Целью ее была смена политического режима. Ей способствовал низкий уровень жизни граждан и расцвет коррупции, а также стремление Осетии и Абхазии присоединиться к России. Главными акторами данных изменений стали, помимо Шеварнадзе, Н. Бурджанадзе, М. Саакашвили и З. Жвания. 4. Анализ внешних по отношению к данным государствам факторов на развитие политических режимов в них. Аргентина В 1991 году была создана организация стран Южной Америки МЕРКОСУР, в которой Аргентина играет важную роль. Организация подписала соглашение о сотрудничестве с ЕС, где большой акцент сделан на экономическую интеграцию стран-членов. Споры у страны есть с соседями – Аргентина и Чили долго пытались поделить несколько островов и территории в Антарктиде и в начале 90-х гг. пришли к соглашению. Аргентина входит в ООН, МВФ и ОАГ (Организация американских государств). Членство в ООН и ОАГ устанавливает обязательства власти в стране следовать идеям демократии, безопасности соблюдения прав человека и прогрессивного развития. Румыния На международной арене Румыния приняла международные нормы и принципы прав человека, в чем сказывается влияние ЕС, ассоциация с которым была оформлена в 1995 году. С 1955 года страна состоит в ООН. С этого времени Румыния шла на сближение с западными странами. Также является ассоциированным членом ЕС, входит в Европейскую ассоциацию свободной торговли и Черноморский консорциум по экономическому развитию. 29 марта 2004 года Румыния вступила в НАТО, 1 января 2007 года — в ЕС. Грузия На данный момент Грузия идет по пути вступления в НАТО. Однако самое сильное влияние – экономическую и политическую зависимость – Грузия испытывает со стороны США. Американцы проводят в стране программы помощи в разных сферах жизни, в том числе в военной и экономической (очень крупные вливания). Следует отметить, что не все европейские страны поддерживают вхождение Грузии в НАТО. в 2009 году страна вышла из СНГ, а позже разорвала дипломатические отношения с Россией, считая ее агрессором и потенциальным врагом . В 2010 году Грузия начала переговоры по ассоциации с ЕС. В 2013 году оно было парафировано. Заключение Сравнивая данные страны, можно констатировать, что все они достигли определённых успехов в процессе трансформации и политических режимов и экономических систем. Самой удачной среди них является Аргентина, которой удалось подняться вверх и перейти от слабой демократии в категорию демократических стран, соблюдающих принцип верховенства закона. Вполне удачен и опыт Румынии, которая постепенно становиться не номинальным, а полноценным членом ЕС. Что касается Грузии, то здесь период политических потрясении ещё наверно не пройдён до конца. Новой власти вряд ли полностью удастся дистанцироваться от американского влияния, но то, что сделан первый шаг к нормализации отношений с великим соседом, исчезла антироссийская риторика, не может не радовать. Есть вероятность, что власть не увлечется игрой «посади всех» по отношению к проигравшей команде Саакашвили. Тем более уже есть негативный опыт, что массово применяемое избирательное правосудие в итоге приводит к правительственным кризисам и, как следствие, к падению существующего режима. |