Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант № 4 Часть 1. ________________________________________________ С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения. _________________________________________________ С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком. Часть 2. ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. (1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке. (4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел. (7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину. – (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе? – (15)Конечно! – радостно смеялась мама. (16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать. – (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют. – (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь? (22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала. – (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят? – (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка. (28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет. (По А. Лиханову) Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания Прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком. А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему мать рассказчика с таким восторгом вспоминает о театре?» 1) Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. 2) Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. Я её такой за всю войну не видел. 3) Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. А сам театр! Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… 4) И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. А2. Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «подтянулась»(предложение 17). 1) стала легче 2) выпрямилась 3) стала дисциплинированнее 4) окрепла А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6). 2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2). 3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7). 4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32). А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ЕЩЁ (предложение 16) количество звуков и букв одинаково. 2) В слове РЕДКО (предложение 16) буква Д обозначает звук [ т ]. 3) В слове КОНЕЧНО (предложение 15) буква Ч обозначает звук [ ш ]. 4) В слове ВЫЯСНИЛОСЬ (предложение 16) мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). А5. Укажите слово с чередующейсягласной в корне. 1) танцуют 2) положила 3) развеселилась 4) стоят А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный,то на конце её пишется З». 1)разводила 2)расхаживала 3)рассказывала 4)выскакивала А7. В каком слове правописание суффиксаявляется исключением из правила? 1)белоснежный 2)золочёный 3)отдалённая 4)стеклянный |