Процесс организации выставки Тема 8. Участие в выставках и ярмарках В настоящее время термины "выставка" и "ярмарка" приобрели настолько близкое смысловое значение, что используются часто как слова-синонимы. Международное бюро выставок определяетвыставку как "показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив". "Торговая ярмарка - краткосрочное, периодически и , в основном, в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого большое количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) представляют объективный масштаб товаров/услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки". Процесс организации выставки Процесс организации выставки представляет собой сложный комплекс организационных, договорных, в некоторых случаях — дипломатических мероприятий. Иногда организация крупной международной выставки занимает более одного года. Выставочная деятельность должна быть четко определена необходимостью решения основных маркетинговых задач фирмы. В качестве таковых могут выступать: § поиск новых рынков; § расширение числа покупателей; § внедрение нового товара на рынок; § поиск новых посредников; § позиционирование своей продукции относительно товаров конкурентов; § определение возможного спроса на новый товар; § завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки; § формирование благоприятного имиджа фирмы на конкретном рынке; § интенсификация рекламы нового товара; § непосредственный сбыт продукции (в ходе выставки заключаются контракты, поэтому участие в ней может рассматриваться как один из каналов распределения). Затраты крупных фирм на участие в выставочных мероприятиях могут составлять 15...30 % всех средств, расходуемых на маркетинговые коммуникации. Причем для предприятий, производящих товары индивидуального потребления, этот показатель, как правило, несколько ниже - около 5...10%, а для производителей средств производства выше - 30...35 %. Типичная структура затрат на участие в выставке выглядит в большинстве случаев так: арендная плата-15...20 %; монтаж экспозиции - 40...50 %; демонтаж экспозиции – 5...10 %; расходы на рекламоносители "5...10 %; представительские расходы - 15...25 %. После монтажа экспозиции и официального открытия выставки наступает самый напряженный и ответственный этап работ. Для этого целесообразно: § провести комплексную рекламную кампанию в местных средствах массовой информации; § обеспечить наличие наружной рекламы фирмы по пути следования посетителей на выставку; § заблаговременно разослать приглашения представителям местных деловых кругов; § обеспечить наличие достаточного количества носителей рекламы у стенда фирмы. Особая роль в обеспечении успеха в выставочной деятельности фирмы принадлежитстендистам - сотрудникам фирмы, работающим в публичной зоне экспозиции, у стенда фирмы. Помимо высоких требований к индивидуальным качествам стендиста (привлекательная внешность, высокий уровень коммуникабельности) при отборе кандидатов на эту работу следует уделить самое серьезное внимание их профессиональной компетентности, определенным психологическим навыкам и, если необходимо, — знанию языка страны-организатора выставки. Если очень коротко говорить об основных функциях стендиста, то они сводятся к установлению первичных контактов с посетителями выставки, выявлению среди них потенциальных заказчиков и обеспечению дальнейших их контактов с коммерческими представителями фирмы уже в зоне переговоров. Опытный стендист безошибочно определяет тип посетителя стенда и имеет свой собственный алгоритм общения с каждым из них. Среди наиболее распространенных типов можно назвать такие: рационалисты, неуверенные в себе, своевластные, нервозные, новаторы, консерваторы, случайные, "воображалы", "проспектоеды", "грубияны", "шпионы", "зануды", "собиратели сувениров" и др. Содержание "EXHIBIT" обходится IBM в сумму более 10 млн. фунтов стерлингов в год. Подытоживая сказанное в данном разделе, необходимо отметить, что участие фирмы в работе выставок/ярмарок является эффективным и мощным средством формирования маркетинговых коммуникаций. Особенно это касается фирм, которые уже достигли достаточно прочных позиций на своем рынке. Давно уже став самостоятельным направлением коммуникативной деятельности, участие в выставочной деятельности представляет собой сложный единый комплекс приемов и средств таких основных элементов СМК. как реклама (печатная: листовки, буклеты и т.д.; наружная: щиты, вывески,на транспорте; в средствах массовой информации и т.д.); паблик рилейшнз (презентации, работа со СМИ и т.п.); прямой маркетинг (работа стендистов, коммерческих представителей); сейлз промоушн (раздача сувениров, предоставление скидок при реализации экспонировавшихся товаров и т.п.). |