МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Система коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.





История.

Начало систематического обучения слепых в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70-х гг. XIX века. Но первый опыт обучения слепых детей возник уже в начале XIX века.

Первая школа для слепых открыта основоположником Т. французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3—4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.

Но у нас не прижилась: “Заимствованная европейская модель специального образования, волюнтаристски перенесённая в отечество из продвинутого (третьего периода) эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в умственном и физическом развитии в предыдущий второй период не могла быть жизнестойкой…”.

Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г. Г. Дикгоф, А. И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К. К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века:

Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование… В таких условиях Попечительство о слепых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений.[2].

Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования для слепых.

Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. На рубеже XIX—XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Короче, до революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей.

В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля, в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом.

В настоящее время в России для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразовательных школ, дающих цензовое образование.

Общее.

Как раздел общей педагогики она развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.

В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологи(медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).

Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этик нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей; естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент; беседы; анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.).

Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическуюю и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Наиболее важная задача Т. - рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения, коррекции и компенсации нарушенного зрения.

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

Т. опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.

Проблема.Слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих. В связи с этим в школах введены факультативы, работа которых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, лечебной физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения).

Т. развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важные задачи Т - рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии путем специально направленной коррекционно-пед. работы

Долгое время тифлопед процесс строился на активном использовании осязательного восприятия, a остаточное зрение, сохранившееся у части учащихся, игнорировалось. В 20 в была осознана необходимость охраны и развития остаточного зрения, его рационального использования. За рубежом значит достижением в области развития зрительного восприятия в процессе спец тренировки явилась работа H Барраги (США). В России разработана система развития зрительного восприятия (Л II Григорьева), включающая в себя методики психофизиол. стимуляции и пси-хол –пед. приемы обучения.

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич. памяти и другим качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

Особое значение в Т придается специ-фич методам физич. воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат. сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания.

Система коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Говоря о компенсаторных процессах и коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих, следует отметить, что первоначально компенсация и коррекция нарушенных функций понимались как новые ветви восстановительного лечения и самостоятельные отрасли социальной медицины. В последующем стало ясно, что формирование компенсаторных механизмов сопряжено не столько с активацией поврежденного органа или замещением его другим органом, сколько с целенаправленным формированием активной личности слепого и слабовидящего в направлении социально обусловленной деятельности.

У человека компенсаторные перестройки проявляются не только на биологическом, но и на социальном уровне, который требует сознательного и целенаправленного обучения. Отметим роль социальных факторов в развитии детей, связанных с обучением и воспитанием. Ребенок с первых дней своего существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая выступает важным условием и источником его развития. Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекци-онную направленность.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.