МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Система нормативного регулирования, закономерности ее формирования.





МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

 

 

Кафедра истории и теории государства и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

Вариант № 4

 

Выполнила Губайдуллина Элиза Газимовна,

(1 «Б» курс, 109 учебный взвод)

Проверил старший преподаватель кафедры,

подполковник полиции, к.ю.н.

Н.В. Ямалетдинова

Уфа 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Классовое и общесоциальное в сущности государства……………........3

2. Система нормативного регулирования, закономерности ее формирования……………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………..........................21

 

 

1. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

В мире существуют множество государств, преследующих различные цели и задачи. Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Если говорить о государстве - определить его сущность - значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает, определить смысл государства, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность - самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства - достаточно устойчивая категория. Это не говорит о ее неизменности. Как и другие основополагающие характеристики государства - содержание, форма, сущность под влиянием различных факторов может изменяться. Эти изменения могут и не обнаруживать себя, и лишь по истечению времени возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержания.

По утверждению современной науки раннеклассовое государство имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

 

Первый подход(так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории не получило развития и было забыто.

 

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, необходимо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

В большинстве работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций – как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает такого уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система равного распределения общественного продукта становится невыгодной и для дальнейшего развития общества необходимо выделение элиты, занимающейся управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов.

 

Так, например, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней схожа технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории имеют свои плюсы, но обе они характеризуются антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Согласно марксистско-ленинской теории, сущность государства определяют классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создание ими государства как орудия своего господства. «Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[1]. «Государство есть особая организация силы, есть организация на­силия для подавления какого-либо класса», «Это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[2]. В эксплуататорском обществе сущность государства обуславливается антагонистическими противо­речиями между экономически господствующим и эксплуатируемым классами. В обществе, переходном от капитализма к социализму, сущность государства оп­ределяется антагонизмами между свергнутыми и победившими классами, а так­же содружеством всех трудящихся масс, а в социалистическом обществе сущ­ность государства состоит в союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Экономические, классовые и идеологические факторы, обусловливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение – ре­гулирование общественных отношений в интересах экономически господ­ствующего класса. Система политического господства классов в обществе с ан­тагонистическими отношениями охватывается понятием диктатуры, т. е. под­чинения деятельности всего населения интересам экономически господствую­щего класса. Таким образом, сущность эксплуататорского государства составля­ет диктатура экономически господствующего класса. Это прежде всего орудие классового господства, и лишь затем – аппарат общесоци­ального управления, необходимый для организации общественной жизни.

Однако следует отметить, что деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной части общества. Классовый подход дает возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии. Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Установление классового (сословного) характера государственной власти не охватывает все проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И наконец, самое важное: общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян – феодалов, без рабочих – капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс (или социальная группа) всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

 

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства определяется в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы, но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Как показывает опыт США, Англии, Франции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, не­предвзятом отношении государство не может уже характеризоваться как орудие для подавления рабочего класса. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюра­лизм, разделение властей, роль права в жизни общества, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют характеризовать совре­менные наиболее цивилизованные демократические государства Запа­да в качестве правовых[3].

 

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство помимо того, что является орудием подавления, машиной господства какого-то класса, оно также представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой,

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

Несмотря на противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти

Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится -либо классовое, -либо общесоциальное проявление сущности государства.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, – следует использовать положения и других теорий государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Таким образом, анализ сущности государства требует учета как классового, так и общесоциального начал. Игнорирование любого из них делает ее характеристику односторонней.

 

Система нормативного регулирования, закономерности ее формирования.

Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен особый специальный инструмент, который приводил бы его в действие. Таким инструментом в механизме действия права выступает правовое регулирование.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, включая принудительную силу государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Система нормативного регулирования — это вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей различных сферах жизнедеятельности.

Система нормативного регулирования состоит как минимум из двух подсистем:

1. Система технических норм;

2. Система социальных норм;

Система технических норм – это совокупность норм, определяющих правила обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира.

К техническим нормам относят нормы, регулирующие отношения типа «человек и орудие труда» (субъект - объект).

Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой), их «субъектный состав» связан не только с людьми.

Несмотря на различия, технические и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом.

Так, существует такая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве т.е. в системе социальных норм, получая при этом название норм технико-юридического характера - это технические условия, различные ГОСТы, правила техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного, воздушного транспорта, индексы загрязнения окружающей среды.

За нарушение этих правил установлена имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая юридическая ответственность .

Технические нормы, действующие, в частности, в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, никакой юридической ответственности за их нарушение не наступает, например, требования по эксплуатации различных бытовых приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов в случае выхода их из строя по причине неправильного с ними обращения, устранение ущерба возлагается на владельца.

 

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые влияют на развитие общественных отношений и поведение людей. Что значит "регулирование"? Это придание конкретных направлений, введение в конкретные рамки поведения и общественных отношений людей.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Нормативные регуляторы направлены на упорядочение общественных отношений, достижение определенного их состояния, в том числе с помощью механизма принуждения.

Социальное принуждение может быть:

- государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

- моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

- со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

- со стороны мирового сообщества - в случае нарушения норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные.

Выделяют три вида ненормативных регуляторов:

1. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок.

2. Директивный регулятор - способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

3. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ). Этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Система социальных норм представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов.

Социальная норма – это правило поведения членов общества.

Данная система отражает определенную ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти.

При выделении разновидностей норм учитывается сфера действия норм, само качество правила поведения, стимулы и гарантии реализации нормы, а также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм.

Количество социальных норм огромно, по содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения, здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

· Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

· Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

· Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

· Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о внешних проявлениях красивого и безобразного);

· Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями);

· Иные социальные нормы;

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

· Социально-автономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, например, моральные нормы.

· Социально-гетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне, например,юридические нормы.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является такая классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы, такие как, правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью и обеспечиваются силой государственного принуждения.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

· Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений;

· Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения;

· Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений;

Социальные нормы характеризуют следующие особенности:

· Предметом регулирования являются общественные отношения;

· Субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы;

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.