ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Образование Таврической области как субъекта административно-территориального устройства Российской империи 1784-1796г. Крымский полуостров в соответствии с манифестом императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 г. вошел в состав Российской империи, Вместе с тем сохранялась угроза вторжения турецких войск с целью восстановления влияния над Крымом. В июне 1783 года в Карасубазаре, на вершине горы Ак-Кая, князь Потемкин принял присягу на верность России крымской знати и представителей всех слоев крымского населения. Крымское ханство перестало существовать. Было организовано земское правительство Крыма, в которое вошли князь Ширинский Мехметша, Гаджи-Кызы-Ага, Кадиаскер Mуеледин Эфенди. Должным оформлением, а также исторической предпосылкой создания присоединения Крыма, Тамана и Кубани выступил Акт «О присоединении к Российской Империи Крыма, Тамана и Кубани, заключённый между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою» от 28 декабря 1783 года, по которому Турция признала присоединение территории Крымского ханства к Российской империи. Именно данный акт стал фундаментом для последующих взаимоотношений и договоров с Турцией, поскольку Оттоманская Порта не раз пыталась вернуть Крым. Земское правительство просуществовало недолго и действовало совместно с временной военной администрацией, возглавляемой генералом Де Бальменом, которого в последствии сменил новый правитель генерал И. А. Игельстром. В этих условиях требовалась на наш взгляд централизованная система административно-территориального устройства, в соединении с сильным военным присутствием, на территории Крыма способная выполнять задачи по обеспечению интересов Российского государства. Поэтому действовавшее земское правительство совместно с военной администрацией было вскоре ликвидировано. В самом тексте манифеста от 8 апреля 1783 г. не указывалось об административно-территориальном устройстве на территории Крымского полуострова. Целью данной статьи является исследование образования Таврической области как субъекта административно-территориального устройства Российской империи. Вопросы истории областного управления в России исследовались учеными М. М. Богословским, Ю.В. Готье, П.Н. Мрочек- Дроздовским, Б. Чичериным вместе с тем вопрос о создании Таврической области как субъекта административно-территориального устройства и правового регулирования деятельности органов власти области является новым и до 2015 г. не исследовался. Таврическая область на территории Крымского полуострова была образована в соответствии с указом императрицы Екатерины II от 2 февраля 1784 г. «Об учреждении Таврической области». В указе было изложено: «По таковом благополучном окончании внешних дел мы признаем долгом царствования нашего обратить внимание наше, дабы сии подвластныя скиптру нашему земли устроены были в образе правления, вообще для всего государства гашего преднаписанном, и чтоб обитатели их, при свободном исповедании каждым природной его веры и при спокойном владении законно принадлежащим ему имением, воспользовалися всеми теми выгодами, каковыми прочие подданные наши под сению законов нащих спокойно и безопасно наслаждаются. Вследствие сего полуостров Крым с землею, лежащею между Перекопа и границ Екатеринославскаго Наместничества, и остров Тамань учреждая Областью, под именем Таврической, покуда умножение населения и разных нужных заведений подадут удобность устроить ея Губерниею, препоручаем оную в управление Нашему Генералу, Екатеринославскому и Таврическому Генерал-Губернатору Князю Потемкину, котораго подвигом и самое Наше о всех сих землях предположение исполнено, предоставляя ему разделить ту область на уезды, назначить города, приуготовить к открытию в течение нынешняго года и о всех подробностях, к тому относящихся, донести Нам и Сенату Нашему; что же касается до Кубанской стороны, оная по удобности имеет вступить в составление Кавказской Губернии, о которой не умедлим Мы дать Сенату Нашему повеления». [7, c. 17-18]. В области государственного устройства на территории Крыма следующим нормативным документом стал указ от 8 апреля 1783 г. « О составлении Таврической области из семи уездов и об открытии присутственных мест в городах оной». В указе как таковой административный центр не был определен. В состав области входило 7 уездов: Днепровский, Евпаторийский, Левкопольский, Мелитопольский, Перекопский, Симферопольский, Фанагорийский. Административный центр вновь созданной области первоначально располагался в городе Карасубазар (Белогорск) затем в г. Симферополе. В указе также было определено, «Вследствие чего и предоставили Мы Нашему Генерал-Фельдмаршалу, Екатеринославскому и Таврическому Генерал-Губернатору Князю Потемкину устроить города, областной и уездные, и в них открыть присутственныя места, которыя нужны будут по свойству жителей и по числу их, сообразно с учреждениями Нашими». [7, с. 20] С целью исследования административно-территориального устройства на территории Таврической области определим значение самого термина «область» и его возникновение на территории Российской империи. Согласно толкового словаря В. И. Даля область - страна, земля, государство, у нас край под особым управлением, вновь устраиваемая страна [3, с. 573]. По мнению Готье Ю.В. областное деление - это рамка, в, которую заключена местная жизнь, в которой протекает и развивается жизнь областных учреждений, и история областного деления империи тесно связана с первой 1708-1710 г.г. и второй областной реформой 1719 г. Петра І положившими начало делению Российского государства на области [2, т.1 с. 102]. В 1784 г. Российская империя делилась на 38 наместничеств, 3 губернии и Таврическую область (на правах наместничества), которые по своему статусу представляли высшую форму административно-территориального деления, в Российской империи начиная с 1776 года. Правовой основой создания присутственных мест Таврической области на территории Крыма была губернская реформа от 7 (18) ноября 1775 г. когда императрицей Екатериной II был издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Вся территория Российской империи была поделена на губернии и уезды, при этом за основу бралась численность населения. Вместе с тем при создании Таврической области ситуация была несколько иная и пределы Таврической области не ограничивались территорией Крымского полуострова, а включали в себя Днепровский и Мелитопольский уезды практически до границ реки Днепр. Вторым фактором, который учитывался при создании Таврической области, было количество населения. Так как по данным камерального описания Крыма 1784 года на территории Крыма проживало 55023 лиц мужского пола, что по нашему мнению и было взято за основу при учреждении формы административно-территориального устройства в виде области, а не наместничество, которое требовало не менее 300 тысяч душ [1, c. 100]. Дамбаева О.П. которая исследовала область в системе государственного устройства и управления Российской империи 18 век – начало 20 века делает вывод, что основной задачей, которую предполагалось решить введением нового административно-территориального порядка, является повышение эффективности управления [5, c. 55]. Можно согласиться с этим мнением, но с учетом специфических условий, в которых создавалась Таврическая область как административно-территориальное образование Российской империи на вновь присоединенной территории. С этой целью создание Таврической области необходимо рассматривать в нескольких аспектах: 1) на территории Крыма не существовало никаких административных органов Российской империи, 2) законодательство империи на протяжении определенного времени, который можно назвать переходным предстояло распространить на всех жителей, проживавших на территории Крыма, 3) необходимо было решить вопрос о правовом статусе местной знати и населения, 4) решить вопрос о собственности, особенно в земельной сфере, и защитить имущественные права христианской части населения. По нашему мнению в переходный период 1783- 1795 г. Российской империей принимается ряд законодательных актов направленных на защиту прав жителей проживавших на территории Крыма до присоединения к России и обеспечения стабильности и спокойствия в новой административно-территориальной единице. Таковыми являются: Указ № 15.798 от 28 июля 1783 г. Новороссийскому генерал-губернатору князю Потемкину «О принятии Крымских жителей и прочих Татарских народов в Российское подданство». В указе указываются особенности прохождения воинской службы татарами, а также ряд вопросов о податях: «..Между разпоряжениями возлагаем Мы на вас о доходах учредить таким образом, чтоб в сих новоприкосновенных землях подати в казну на нужные по тому краю издержки были, как то: таможенные, с соли с озер той, с земли вместо поголовных , наблюдая, дабы оные отнюдь не были в тягость народную. Из сих доходов повелеваем определил надлежащее и нескудное содержание мечетям и служащим в оных школам их и на тому подобные полезные дела; на разные нужные публичные здания и особливо на - для выгоды народной, из коих один на память толь знаменитого , каково есть присоединение Крыма и всех земель Татарских к Империи Всероссийской, основать и в пристойном месте по вашему. В службу воинскую сих новых наших подданных без собственной его доброй воли и желания не брать и не принуждать, вы не представлять о всем, что на пользу того края и его жителей устроить и особливо о нуждах и желаниях вам от них представляемых». [7, с. 985-986] Указ от 22 февраля 1784 г. №15.936«О позволении Князьям и Мурзам Татарским пользоваться всеми преимуществами Российского Дворянства» Наше желание есть, дабы всяк, какого бы он рода и закона ни был, пользовался неотъемлемо преимуществами, к коим порода его, от заслуженных предков происходящая, или же отменные личные заслуги дают ему право; то, следуя сему, Всемилостивейшую волю Нашу объявляем, чтоб все те, кои из так называемых Князей и Татарского происхождения, в каком бы они законе от праотцов своих ни , предъявят жалованные предкам их - грамоты на недвижимые имения и другие виды, утверждающие благородство, с явным доказательством, что они от тех родов произошли, восставлены были в состояние им свойственное, и по написании их в особым списком, - всеми теми вольностями, выгодами и преимуществами, каковыми от щедроты предков Наших и Нашей Императорской Российское дворянство пожаловано, исключая только право покупать, приобретать и иметь крепостных или подданных исповедания, коим никто в Империи Нашей, не будучи законе, пользоваться не может. Сенат Наш предпишет Генералам-Губернаторам и правящим ту должность, дабы в каждой , где подобные Князья и жительствуют..». [8, с.51-52] Указ от 9 ноября 1794 г. № 17.265 «Об оставлении владельцев Таврической области в свободном распоряжении их поместьями, вотчинами и тому подобными дворянскими имениями с распространением права сего и на их наследников». рассматривает возникшие противоречия между действовавшим на тот момент законодательством Российской империи и местным обычаем, что порождало неопределённость и лишало ряд слоев населения собственности: «..Г. - Фельдцейхмейстер, Генерал - Губернатор и Кавалер полагал своим мнением, всех тех Таврической Области обитателей, как Магометанского духовного звания, так разных наций купцов, простых Татар и других, кои ныне имеют у себя поместья, вотчины и тому подобные имении, им в собственность по наследству, или по иным законным правам, оставить в свободном владении, распространяя сию свободу и на наследников их: каковые имении за ними утвердить, и за наследниками их утверждать на законном основании, предоставив им на волю продавать оные имении, закладывать, или другим образом отдавать, но не иным, как тем, кои по Российским имеют право владеть дворянским имением из природных тамошних жителей, или же из Российских и других наций Дворян и чиновников, и на таковые продаваемые ими имении совершать и крепости; присовокуплять же к тем ими ныне имениям что-либо покупкою вновь, или же другим подобным им не имеющим дворянского достоинства, покупать впредь дворянских имений отнюдь не дозволять, и на таковые ими вновь имении купчих и крепостей не совершать. Сим образом исполнится, по мнению его Г. - Фельдцейхмейстера, Генерал - Губернатора и Кавалера, Высочайшая Её Императорского Величества воля, изображенная в помянутом Манифесте, где обещано свято охранять н защищать жителей Таврической Области лица и имущество, и между тем без нарушения права собственности имения в той Области, которыми владеют теперь духовные и других званий люди, не имеющие на то права, мало помалу перейдут в руки тех, кои владеть ими по законам могут; по времени же многие из таковых и сами достигнуть могут службою дворянского, и владеть уже тогда будут имениями своими но общим ; а чрез все о- средства, владение в Таврической Области имениями, наконец в порядок, общими законами предписанный. Нынешние же владельцы, не будучи к продаже имений, и оставаясь в полной свободе пользоваться ими, не могут не стараться о размножении своих заведений, а чрез то край сей скорее может устроиться, и приведен быть в цветущее состояние. Впрочем все оное он Г. Генерал-Фельдцейхмейстер, Генерал-Губернатор и Кавалер предал Правительствующему Сенату на . Сенат рассматривая предписанное его Г. Генерал-Фельдцейхмейстера, Генерал-Губернатора и Кавалера представление и мнение, хотя и нашел оное с обстоятельствами, в нем включенными, и Высочайшим Её Императорского Величества Манифестом, изданным при случае присоединения к Российской Империи Апреля 8 1783 года и Именным указом, данным Сенату Февраля 2 дня 784 года, сообразным; но поелику Сенат сам собою к утверждению сего положения, не донеся о том Её Императорскому Величеству, приступить не мог, то представляя об оном Её Величеству, просил Высочайшего указа. На котором докладе минувшего Октября 19 дня собственною Её Императорского Величества рукою написано Быть по сему..». [9, с. 588] Примечательно, что вопрос об административно-территориальном образовании на территории Крымского полуострова решен был последовательно только после принятия двух законодательных актов о присоединении Крыма к Российской империи и принятии жителей проживавших на территории Крыма в российское подданство. [4, c. 1-2] Следующим шагом стало изучение Крымского полуострова и описание границ и территории составления карты, так согласно ордера князя Потемкина от 19 мая 1786 г. No 187 «Отряженныя по повелению обмежевания области Таврической и делания оной карты, Генерального Штаба Обер-Квартирмейстры Афанасей Федоров, Фон Тизенгаузен, Капитан Андрей Шостак, Порутчики: Семен Тюреминков, Христофор Сакович и Иван Казарин исполняя препорученное им дело с Июля месяца семь сот восемьдесят четвертаго года, оказали во оном опыты своего усердия». Анализ последующих указов императрицы Екатерины ІІ свидетельствует о мерах по формированию среди местной знати управленческих кадров способных на выполнение задач стоящих перед областными и уездными органами власти. По сути, вместе с созданием административно-территориального образования - Таврической области решался вопрос и о нормативно-правовом регулировании посредством издания указов и ордеров наместника по обеспечения стабилизации и устойчивого развития Крымского полуострова с учетом местной специфики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783 – 1998 гг. Справочник / [Гарагуля В. К., Губова Л. В., Каракач Е. В., Кондратенко Т. Д., Кравцова Л. П.]. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. – 170 с. 2.Готье, Юрий Владимирович. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II / Акад. Ю. В. Готье. - М. ; Л. : Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1913 - 1941. - т.2, 472 c. 3. Даль, Владимир Иванович. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль. - М. : ЭКСМО, 2008. - 896 c. 4. Киреенко Г.К. Ордера князя Потемкина. 1786 г. (Продолжение) // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Том 4. 1888 , Симферополь: Таврическая губернская типография. 5. Область в системе государственного устройства и управления Российской Империи: XVIII - начало XX вв.. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Дамбаева О.П. - Екатеринбург, 2006. - 245 c. 6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Том ХХ. 1775 - 1780. – Спб, Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. – 1830. – 1034 с. 7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Том ХХI. 1781 - 1783. – Спб, Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. – 1830. – 1086 с. 8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Том ХХII. 1784 – 1788 гг. – Спб, Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. – 1830. – 1174 с. 9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. Том ХХIII. 1789 – 1796 гг. – Спб, Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. – 1830. – 972 с. |