Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры русского языка и литературы (протокол №6 от 27.01.2016 г.) Ф.7.03-14 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История русской литературы 19 в. 1 половины», количество кредитов – 2; для студентов специальности 5В011800 – «Русский язык и литература» на 2015-2016 уч.г., 2 курс, ФИ 14-2р I уровень (10 баллов) 1. Антиромантическая позиция Грибоедова – комедиографа и критика. Творческая история комедии «Горе от ума». 2. Дельвиг – издатель альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты». 3. Комедии А.А. Шаховского (1777-1846), трагедии В.А. Озерова (1769-1816). Творческое содружество Грибоедова с А. Шаховским и П.А. Катениным (1792-1854). 4. Интерпретации комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова современниками (Пушкин, Вяземский и др.), критиками (Белинский, Григорьев, Гончаров и др.), режиссерами и литературоведами. 5. Года обучения А.С. Пушкина в Царьскосельском лицее (1811-1817), эпикурейская лирика. 6. Петербургский период (1817-1820). Пушкин и Арзамас. Политическая поэзия. Работа над поэмой «Руслан и Людмила». 7. Южный период в творчестве Пушкина (1820-1824). Пушкин и Романтизм. Романтические поэмы. Лирика периода южной ссылки. Начало работы над романом «Евгений Онегин». 8. Михайловский период в творчестве Пушкина (1824-1826). 9. Болдинский период в творчестве Пушкина (три Болдинских осени). Зрелый период творчества Пушкина. Проблема творческой эволюции. 10. Роман «Герой нашего времени». Творческая история. 11. Печорин как тип и характер, его сопоставление с Онегиным. 12. Сюжетная роль и идейная функция образов Бэлы, Максима Максимыча, княжны Мери, Веры, Вернера. Композиция романа «Герой нашего времени». 13. Тема Родины. Тема поэта и поэзии в лирике М. Лермонтова. 14. «Демон». Мотивы кавказского фольклора в «Демоне». 15. Поэма «Мцыри». Утверждение активного романтического героя. 16. Незаконченный роман «Княгиня Лиговская» М. Лермонтова. 17. Романтическая трактовка божественного и демонического искусства в повести «Портрет». 18. Работа Гоголя над вторым томом. Творческий кризис писателя. Концепция поэмы. Поэтика поэмы. 19. Героическая романтика, эпические традиции в «Тарасе Бульбе». 20. Стиль и жанр повести «Старосветские помещики». 21. Тема пошлости и измельчание характеров («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Роль гротеска в творчестве Гоголя. 22. Фантастическая повесть «Вий» в структуре сборника «Миргород». 23. Религиозно-психологическая интерпретация комедии «Ревизор» самим автором. 24. «Записки сумасшедшего» и их стилистическое своеобразие. 25. Поэтика сказа. «Шинель» как повесть о «маленьком» чиновнике. Эволюция фантастического в петербургских повестях Гоголя. Уровень (14 б.) 1. Романтизм. Своеобразие русского романтизма и его связь с западно-европейским. 2. Переводы В.А. Жуковского. 3. И.А. Крылов как новатор и преобразователь этого жанра. Темы и образы басен Крылова. Своеобразие версификации и стиля. 4. Становление романтизма в поэзии В.А. Жуковского. Романтика таинственного и чудесного. Романтическая трактовка темы любви, дружбы, природы. Жанры элегии и баллады. 5. Мотивы эпикурейства и анакреонтики в поэзии Батюшкова («Мои пенаты», «Вакханка»). 6. Особенности гражданской поэзии. 7. Поэма «Войнаровский» К.Ф. Рылеева. 8. Фантастические повести В. Одоевского. 9. Жанр светской повести в творчестве В. Одоевского, Н.Ф. Павлова. 10. Книга В.Ф. Одоевского «Русские ночи» как энциклопедия русского романтизма. 11. Поэма «Полтава» А. Пушкина. Историческое и романтическое в поэме. 12. «Медный всадник» как историческая, философская и фантастическая поэма А.С. Пушкина. 13. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина. 14. Взгляды Гоголя на театр. Комедия Гоголя «Женитьба». 15. «Ревизор». Сатирический пафос. Анекдотичность сюжета комедии и реализм характеров. Образ Хлестакова. Своеобразие развязки. Смысл «немой сцены». Миражные образы и миражная интрига. Религиозно-психологическая интерпретация комедии самим автором. 16. Контраст между мечтой и действительностью в «Невском проспекте». 17. Спор славянофилов и западников и его отражение в русской литературе и критике. Политическая, философская и литературная позиция славянофилов. 18. Творчество С.Т. Аксакова (1791-1859). К.С. и И.С. Аксаковы как деятели славянофильского движения. 19. «Отечественные записки», «Современник», «Библиотека для чтения», «Москвитянин». «Молодая редакция» «Москвитянина» в общественной и литературной жизни Москвы. 20. Основные этапы творческого пути Лермонтова. 21. «Лермонтовская энциклопедия» как итог изучения творчества писателя. Содержание и структура книги. 22. «Песня про царя Ивана Васильевича…» как историческая поэма в народном духе. Традиции народно-поэтического творчества в поэме. 23. Лермонтов – создатель психологического романа. Незаконченные произведения Лермонтова. 24. Петербургская повесть «Пиковая дама». Новый «эгоистический» герой. 25. Тема поэта и светской толпы в «Египетских ночах» А. Пушкина. Уровень (16 б.) 1. Литературные общества, кружки, салоны («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Дружеское литературное общество», «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» и др.). 2. Жанры дружеского послания и элегии К. Батюшкова. 3. К. Батюшков как прозаик и теоретик литературы. 4. Баратынский как «поэт мысли». Философский характер трактовки природы в его лирике. Любовные элегии Баратынского. Своеобразие поэм Баратынского. 5. Элегии Давыдова и гусарская тема в его поэзии. 6. Жанры элегии и дружеского послания в лирике Вяземского. 7. Поэтика жанров идиллии и лирической песни в поэзии Дельвига. Оптимистические мотивы в лирике Языкова и переход его на славянофильские позиции в 40-е годы. 8. Сатиры, оды и элегии К.Ф. Рылеева. 9. Социальные и библейские мотивы В.К. Кюхельбекера. Трагическая лирика последних лет. 10. Элементы классицизма в художественной структуре комедии, жанровая многоплановость, романтические мотивы. Образы и сюжет комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 11. Романтические повести А.А. Бестужева-Марлинского (1797-1837), В.Ф.Одоевского (1803-1869). 12. «Маленькие трагедии» А. Пушкина. Композиция и структура цикла. Внутренние темы, сквозные мотивы. 13. «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Стиль прозы Пушкина. 14. Проблема народного восстания («Дубровский» и «Капитанская дочка»). 15. Замысел «Мертвых душ» как «национальной поэмы». Проблема жанра. Лирические отступления и образ автора в поэме. Типические характеры главных героев. Роль образа Чичикова в развитии сюжета. Приемы стиля поэмы, роль диалога, приемы построения образов (гипербола, ирония, портретные и бытовые детали). Полемика вокруг «Мертвых душ». 16. Тема Петра в поэмах Пушкина. 17. Роман «Кто виноват?» Герцена. 18. Романтическая повесть «Сорока-воровка» Герцена. 19. Философские повести Герцена. 20. Мемуары «Былое и думы». Творческая история произведения. Вечные темы. Исторические личности и жанр литературного портрета. 21. Жанры физиологического очерка, социальной повести, социального романа. Проблема «маленького человека» и изображение жизни городской бедноты. Книга «Физиология Петербурга». 22. Творчество Д.В.Григоровича (1822-1900), А.Ф. Писемского (1821-1871). Крестьянская тема. Проблема женской эмансипации. 23. Творчество В.И. Даля (1801-1872), А.В. Дружинина (1824-1864). Крестьянская тема. Проблема женской эмансипации. 24. Национально-историческая и фольклорно-мифологическая тематика «Вечеров…». Воссоздание колорита Малороссии. Народная фантастика, разноплановость, разнообразие жанров, сочетание романтизма и реализма в «Вечерах…» Композиция книги. Образы. 25. Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Сюжет и композиция романа. Стиховедческие характеристики романа. Образы-персонажи романа. Автор в структуре романного мира. Романный интертекст. Проблемы изучения романа в пушкинистике. Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры русского языка и литературы (протокол №6 от 27.01.2016 г.) Зав. кафедрой Ж.Ж. Жумагулова Лектор А.А. Джунисова |