МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Скорость звука в воде и других средах





Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука

Высота

Те­перь пе­рей­дем к об­суж­де­нию ха­рак­те­ри­стик звука. Пер­вая – это вы­со­та звука. Вы­со­та звука – ха­рак­те­ри­сти­ка, ко­то­рая опре­де­ля­ет­ся ча­сто­той ко­ле­ба­ний. Чем боль­ше ча­сто­та у тела, ко­то­рое про­из­во­дит ко­ле­ба­ния, тем звук будет выше. Да­вай­те вновь об­ра­тим­ся к ли­ней­ке, за­жа­той в тиски. Как мы уже го­во­ри­ли, мы ви­де­ли ко­ле­ба­ния, но не слы­ша­ли звука. Если те­перь длину ли­ней­ки сде­лать мень­ше, то мы будем слы­шать звук, но уви­деть ко­ле­ба­ния будет го­раз­до слож­нее. По­смот­ри­те на ли­ней­ку. Если мы по­дей­ству­ем на нее сей­час, звука ни­ка­ко­го мы не услы­шим, но зато на­блю­да­ем ко­ле­ба­ния. Если уко­ро­тим ли­ней­ку, мы услы­шим звук опре­де­лен­ной вы­со­ты. Мы можем сде­лать длину ли­ней­ки еще ко­ро­че, тогда мы услы­шим звук еще боль­шей вы­со­ты (ча­сто­ты). То же самое мы можем про­на­блю­дать и с ка­мер­то­на­ми. Если мы возь­мем боль­шой ка­мер­тон (он еще на­зы­ва­ет­ся де­мон­стра­ци­он­ный) и уда­рим по нож­кам та­ко­го ка­мер­то­на, то можем про­на­блю­дать ко­ле­ба­ние, но звука не услы­шим. Если возь­мем дру­гой ка­мер­тон, то, уда­рив по нему, услы­шим опре­де­лен­ный звук. И сле­ду­ю­щий ка­мер­тон, на­сто­я­щий на­стро­еч­ный ка­мер­тон, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для на­строй­ки му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов. Он из­да­ет звук, со­от­вет­ству­ю­щий ноте ля, или, как го­во­рят еще, 440 Гц.

Тембр

Сле­ду­ю­щая ха­рак­те­ри­сти­ка – тембр звука. Темб­ром на­зы­ва­ет­ся окрас­ка звука. Как можно про­ил­лю­стри­ро­вать эту ха­рак­те­ри­сти­ку? Тембр – это то, чем от­ли­ча­ют­ся два оди­на­ко­вых звука, ис­пол­нен­ные раз­лич­ны­ми му­зы­каль­ны­ми ин­стру­мен­та­ми. Вы все зна­е­те, что нот у нас всего семь. Если мы услы­шим одну и ту же ноту ля, взя­тую на скрип­ке и на фор­те­пи­а­но, то мы от­ли­чим их. Мы сразу смо­жем ска­зать, какой ин­стру­мент этот звук со­здал. Имен­но эту осо­бен­ность – окрас­ку звука – и ха­рак­те­ри­зу­ет тембр. Нужно ска­зать, что тембр за­ви­сит от того, какие вос­про­из­во­дят­ся зву­ко­вые ко­ле­ба­ния, кроме ос­нов­но­го тона. Дело в том, что про­из­воль­ные зву­ко­вые ко­ле­ба­ния до­воль­но слож­ные. Они со­сто­ят из на­бо­ра от­дель­ных ко­ле­ба­ний, го­во­рят спек­тра ко­ле­ба­ний. Имен­но вос­про­из­ве­де­ние до­пол­ни­тель­ных ко­ле­ба­ний (обер­то­нов) и ха­рак­те­ри­зу­ет кра­со­ту зву­ча­ния того или иного го­ло­са или ин­стру­мен­та. Тембр яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных и ярких про­яв­ле­ний звука.

Громкость

Еще одна ха­рак­те­ри­сти­ка – гром­кость. Гром­кость звука за­ви­сит от ам­пли­ту­ды ко­ле­ба­ний. Да­вай­те по­смот­рим и убе­дим­ся, что гром­кость свя­за­на с ам­пли­ту­дой ко­ле­ба­ний. Итак, возь­мем ка­мер­тон. Сде­ла­ем сле­ду­ю­щее: если уда­рить по ка­мер­то­ну слабо, то ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний будет неболь­шая и звук будет тихий. Если те­перь по ка­мер­то­ну уда­рить силь­нее, то и звук го­раз­до гром­че. Это свя­за­но с тем, что ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний будет го­раз­до боль­ше. Вос­при­я­тие звука – вещь субъ­ек­тив­ная, за­ви­сит от того, каков слу­хо­вой ап­па­рат, ка­ко­во са­мо­чув­ствие че­ло­ве­ка.

 

Тема: Ме­ха­ни­че­ские ко­ле­ба­ния и волны. Звук

Урок 37. Ско­рость звука. От­ра­же­ние звука. Эхо

Ерют­кин Ев­ге­ний Сер­ге­е­вич

Скорость звука в воздухе

Тема урока – рас­про­стра­не­ние звука, ско­рость звука. Также мы по­го­во­рим об от­ра­же­нии звука и об­су­дим такое яв­ле­ние, как эхо. На­пом­ним, что звук – про­доль­ная ме­ха­ни­че­ская волна, ко­то­рая рас­про­стра­ня­ет­ся в упру­гой среде и вос­при­ни­ма­ет­ся ор­га­на­ми слуха че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ет зву­ко­вые ощу­ще­ния. На­ли­чие среды – необ­хо­ди­мое усло­вие рас­про­стра­не­ния звука. Как свя­за­на ско­рость рас­про­стра­не­ния зву­ко­вых ко­ле­ба­ний со сре­дой? Пер­вые экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые были про­ве­де­ны по опре­де­ле­нию ско­ро­сти звука в воз­ду­хе, от­но­сят­ся к 1636 году. Фран­цуз­ский уче­ный Мер­сенн в ре­зуль­та­те экс­пе­ри­мен­та, свя­зан­но­го с из­ме­ре­ни­ем вре­ме­ни на­блю­де­ния за вспыш­кой при вы­стре­ле из ружья и услы­шан­ным зву­ком, опре­де­лил, что ско­рость звука в воз­ду­хе со­став­ля­ет 343 м/с. При 20 °С ско­рость звука в воз­ду­хе со­став­ля­ет 343 .

После уточ­не­ний уда­лось вы­яс­нить, что ско­рость звука в воз­ду­хе опре­де­ля­ет­ся на се­го­дняш­ний день как 340–330 . Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что есть неко­то­рый раз­брос, свя­зан­ный с тем, в каком со­сто­я­нии на­хо­дит­ся наша ат­мо­сфе­ра. В даль­ней­шем стало ясно, что ско­рость звука за­ви­сит, во-пер­вых, от тем­пе­ра­ту­ры: чем выше тем­пе­ра­ту­ра, тем ско­рость звука боль­ше. И еще, ока­зы­ва­ет­ся, ско­рость звука в газах за­ви­сит от того, ка­ко­вы сами эти газы, мо­ле­ку­лы этих газов. Чем мо­ле­ку­лы, атомы газов мень­ше, тем ско­рость звука боль­ше. Чем масса мо­ле­кул газа мень­ше, тем ско­рость звука боль­ше.

На­при­мер, в во­до­ро­де, мо­ле­ку­лы – ма­лень­кие объ­ек­ты, ма­лень­кие ча­сти­цы, ско­рость звука со­став­ля­ет 1284 . В кис­ло­ро­де мо­ле­ку­лы этого газа боль­ше, чем мо­ле­ку­лы во­до­ро­да, ско­рость звука со­став­ля­ет 316 . Можно су­дить о том, как из­ме­ня­ет­ся ско­рость звука в за­ви­си­мо­сти от свойств того, ка­ко­вы ча­сти­цы дан­но­го газа.

Скорость звука в воде и других средах

По­го­во­рим те­перь о ско­ро­сти звукав жид­ко­сти. В част­но­сти, в воде. В жид­ко­сти из­ме­рить ско­рость звука было, ко­неч­но, слож­нее. Но в 1826 году в Же­нев­ском озере был про­ве­ден сле­ду­ю­щий экс­пе­ри­мент: в воду был опу­щен ко­ло­кол и вме­сте с этим под­ни­мал­ся факел над водой.

 

Рис. 1. Опре­де­ле­ние ско­ро­сти звука в воде

 

Ис­сле­до­ва­те­ли в лодке уда­ря­ли в ко­ло­кол, ко­то­рый на­хо­дил­ся под водой, мо­лот­ком. В ре­зуль­та­те звук, ко­то­рый рас­про­стра­нял­ся по воде и под водой, до­сти­гал на­блю­да­те­ля и в этот мо­мент под­ни­ма­ли дру­гой факел, на дру­гой лодке. За­се­ка­ли время, в те­че­ние ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло это на­блю­де­ние. Итак, ско­рость звука в воде имен­но в этом экс­пе­ри­мен­те со­ста­ви­ла 1440 . Ско­рость звука в воде при 8 °С со­став­ля­ет 1440 .

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в дан­ном слу­чае тоже есть за­ви­си­мость от тем­пе­ра­ту­ры воды. Ко­неч­но, самая боль­шая ско­рость рас­про­стра­не­ния звука – это рас­про­стра­не­ние звука в твер­дых телах. На­при­мер, в стали ско­рость рас­про­стра­не­ния звука со­став­ля­ет 5000 , т.е. 5 км в се­кун­ду. В за­ви­си­мо­сти от того, какая сталь по со­ста­ву, ско­рость может из­ме­нять­ся. Она может быть и боль­ше и со­став­лять даже 6000 .

Можно сде­лать сле­ду­ю­щий вывод о ве­ли­чи­нах, от ко­то­рых за­ви­сит ско­рость звука в раз­лич­ных ве­ще­ствах. Во-пер­вых, огром­ную роль иг­ра­ет плот­ность ве­ще­ства. Да­вай­те по­смот­рим на таб­ли­цу и про­на­блю­да­ем, как ме­ня­ет­ся ско­рость звука в за­ви­си­мо­сти от ве­ще­ства.

Ве­ще­ство Ско­рость звука
Вода 1483
Сви­нец 2160
Де­ре­во 5000
Стек­ло 5500
Медь 4700
Сталь 5000 – 6100

Вто­рой па­ра­метр, опре­де­ля­ю­щий ско­рость звука в среде, – это тем­пе­ра­ту­ра. Об этом мы го­во­ри­ли выше.

Отражение звука

От­ра­же­ние звука

Как можно пред­ста­вить себе от­ра­же­ние звука? Пред­ста­вить можно сле­ду­ю­щим об­ра­зом: если зву­ко­вая волна рас­про­стра­ня­ет­ся в ве­ще­стве и до­хо­дит до гра­ни­цы с дру­гим ве­ще­ством, то при вза­и­мо­дей­ствии ча­сти­цы вто­ро­го тела тоже на­чи­на­ют со­вер­шать ко­ле­ба­ния. В свою оче­редь ча­сти­цы вто­ро­го ве­ще­ства на гра­ни­це раз­де­ла будут пе­ре­да­вать свои ко­ле­ба­ния не толь­ко внутрь своей среды, но и пе­ре­да­вать среде, из ко­то­рой волна при­ш­ла. Вот таким об­ра­зом и со­зда­ет­ся волна от­ра­жен­ная. От­ра­жен­ная волна, при­ня­тая на­блю­да­те­лем, может нами вос­при­ни­мать­ся как эхо.

Эхо

Эхо – от­ра­жен­ная от ка­ко­го-ли­бо пре­пят­ствия зву­ко­вая волна, ко­то­рая вос­при­ни­ма­ет­ся на­блю­да­те­лем.

Рис.2. От­ра­же­ние звука. Эхо

 

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что эхо мы можем слы­шать не все­гда, а толь­ко в том слу­чае, если от мо­мен­та со­зда­ния звука до мо­мен­та вос­при­я­тия от­ра­жен­но­го звука прой­дет не мень­ше 0,06 с. Если время будет мень­ше, то ни­ка­ко­го эха мы не услы­шим. Наш слу­хо­вой ап­па­рат не вос­при­ни­ма­ет сиг­нал как два от­дель­ных звука. Имен­но по­это­му мы не слы­шим эха в ма­лень­ких по­ме­ще­ни­ях. Огром­ную роль иг­ра­ет еще и то, много ли вещей на­хо­дит­ся в ком­на­те, ко­то­рые по­гло­ща­ют звук. На­при­мер, мяг­кие по­ри­стые ве­ще­ства хо­ро­шо по­гло­ща­ют звук, в этом слу­чае ни­ка­ко­го эха не со­зда­ет­ся.

Эхо яв­ля­ет­ся одной из ос­нов­ных про­блем при про­ек­ти­ро­ва­нии кон­церт­ных и те­ат­раль­ных залов. По­это­му спе­ци­аль­ная обив­ка этих залов про­из­во­дит­ся таким об­ра­зом, чтобы ни­ка­ко­го от­ра­же­ния не было или это от­ра­же­ние было ми­ни­маль­но. Но есть об­ла­сти, где мы долж­ны обя­за­тель­но со­зда­вать это от­ра­же­ние, уси­ли­вать его.

 

Рис. 3. Рупор

 

 

На­при­мер, всем из­вест­ный рупор ра­бо­та­ет ис­клю­чи­тель­но на прин­ци­пе от­ра­же­ния звука. Это либо круг­лая, либо квад­рат­ная труба, в ко­то­рую мы про­из­но­сим что-то, и звук в ре­зуль­та­те от­ра­же­ния от сте­нок ру­по­ра со­би­ра­ет­ся в один пучок, ко­то­рый в опре­де­лен­ном на­прав­ле­нии рас­про­стра­ня­ет­ся с боль­шой ин­тен­сив­но­стью. В этом слу­чае этот звук слыш­но го­раз­до даль­ше.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.