Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи ШИИЗМ В ИСЛАМЕ Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи Оглавление Предисловие одного из студентов автора. 5 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ШИИЗМА.. 12 Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИИЗМА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.. 12 Глава 2. ПРИЧИНА ОТДЕЛЕНИЯ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА ОТ СУННИТСКОГО БОЛЬШИНСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ.. 13 Глава 3. ДВЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.. 14 Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ПО ИЗБРАНИЮ И НЕСООТВЕТСТВИЕ ЕГО ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ШИИЗМА.. 14 Глава 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ХАЛИФАТА ЭМИРА ПРАВОВЕРНЫХ АЛИ (ДБМ) И МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ЕГО СВЕТЛОСТИ.. 17 Глава 6. ДОСТИЖЕНИЕ ШИИЗМА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПРАВЛЕНИЯ АЛИ (ДБМ) 18 Глава 7. ПЕРЕХОД ХАЛИФАТА К МУАВИИ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В ЦАРСКУЮ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ДИНАСТИЮ... 19 Глава 8. ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ДНИ ДЛЯ ШИИТОВ.. 20 Глава 9. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОМАВИДОВ.. 21 Глава 10. ШИИТЫ ВО ВТОРОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 22 Глава 11. ШИИТЫ В ТРЕТЬЕМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 23 Глава 12. ШИИТЫ В ЧЕТВЕРТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 23 Глава 13. ШИИТЫ В ДЕВЯТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ.. 24 Глава 14. ШИИТЫ В 10-11 ВЕКАХ.. 24 Глава 15. ШИИТЫ В 12-13 ВЕКАХ.. 25 ФРАКЦИИ ШИИЗМА.. 26 Глава 1. ПРИНЦИП ФРАКЦИОНИЗМА.. 26 Глава 2. ШИИТЫ СЕКТЫ ЗЕЙДИЕ.. 26 Глава 3. ШИИТЫ СЕКТЫ ИСМАИЛИЕ И ЕЕ ПОДСЕКТЫ... 27 Глава 4. НАЗАРИЕ, МАСТАЛИЕ, ДАРУЗИЕ И МОГАННАЕ.. 28 Глава 5. ШИИТЫ-ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДВЕНАДЦАТИ ИМАМОВ И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ЗЕЙДИЕ И ИСМАИЛИЕ. 29 Глава 6. РЕЗЮМЕ ИЗ ИСТОРИИ ШИИЗМА ИМАМИЕ.. 30 РЕЛИГИОЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ШИИЗМА.. 31 Глава 1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.. 31 Глава 2. ПЕРВОИСТОЧНИК - РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ.. 31 Глава 3. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ МЕТОДЫ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 31 Глава 4. РАЗНИЦА В ТРЕХ ВЫШЕНАЗВАННЫХ МЕТОДАХ.. 32 Глава 5. МЕТОД ПЕРВЫЙ - ВНЕШНИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ. 33 Глава 6. ПРЕДАНИЯ О САХАБА.. 33 Глава 7. НОВАЯ ТЕМАТИКА В КНИГЕ БОЖЕСТВЕННОЙ И ТРАДИЦИЯХ.. 33 Глава 8. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ АСПЕКТЫ КОРАНА.. 34 Глава 9. ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА.. 35 Глава 10. В ЗАВЕРШЕНИИ ТЕМАТИКИ О ПРЕДАНИЯХ.. 36 Глава 11. МЕТОД ШИИТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПИСАНИЙ.. 37 Глава 12. ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ.. 37 Глава 13. ШИИТЫ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.. 38 МЕТОД ВТОРОЙ.. 40 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА.. 40 Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ И СХОЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.. 40 Глава 2. ИНИЦИАТИВА ШИИТОВ В ФИЛОСОФСКОМ И СХОЛАСТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ 40 Глава 3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ УСИЛИЯ ШИИЗМА В областИ ФИЛОСОФИИ И ДРУГИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАУК.. 41 Глава 4. ПОЧЕМУ ФИЛОСОФИЯ ОСТАЛАСЬ В ШИИТСКОЙ СРЕДЕ?. 41 Глава 5. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАУЧНЫХ ГЕНИЕВ ШИИТОВ.. 42 МЕТОД ТРЕТИЙ.. 43 ОТКРЫТИЕ.. 43 Глава 1. ЧЕЛОВЕК И МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.. 43 Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИСТИКИ В ИСЛАМЕ.. 43 Глава 3. СОВЕТЫ КНИГИ НЕБЕСНОЙ И ТРАДИЦИЙ ПУТИ МИСТИЧЕСКОГО ДУШЕВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И Ее ПРОГРАММЕ.. 44 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.. 46 ИСЛАМСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ ШИИТОВ ОТ 12 ИМАМОВ ТЕОЛОГИЯ.. 46 Глава 1. ОБЗОР МИРА БЫТИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ АЛЛАХА.. 46 Глава 2. ВЗГЛЯД НА СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И МИРА.. 46 ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗДЕЛА ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА.. 47 Глава 3. СУТЬ И ПРИЗНАКИ.. 48 Глава 4. ЗНАЧЕНИЕ ГОСПОДНИХ ПРИЗНАКОВ.. 48 Глава 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРИЗНАКОВ.. 49 Глава 6. ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ.. 49 Глава 7. ПРЕДОПРЕЛЕНИЕ.. 50 Глава 8. ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА ВЫБОРА ДЕЙСТВИЯ.. 51 ПОЗНАНИЕ ПРОРОЧЕСТВА.. 52 Глава 1. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ - ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.. 52 Глава 2. ОСОБАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.. 52 Глава 3. УМ И ЗАКОН.. 53 Глава 4. ТАИНСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ИМЕНУЕМОЕ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ 54 Глава 5. ПРОРОКИ - ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕЛОМУДРИЯ ПРОРОЧЕСТВА.. 54 Глава 6. ПРОРОКИ И НЕБЕСНАЯ РЕЛИГИЯ.. 54 Глава 7. ПРОРОКИ, ПРЕДВЕСТИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ И ПРОРОЧЕСТВО.. 55 Глава 8. ЧИСЛО БОЖЕСТВЕННЫХ ПРОРОКОВ.. 56 Глава 9. ПРОРОКИ И ВЕЛИКИЕ СОСТАВИТЕЛИ СВОДА ЗАКОНОВ.. 56 Глава 10. ПРОРОЧЕСТВО МУХАММАДА (ДБАР) 56 Глава 11. ВЕЛИКИЙ ПРОРОК (ДБАР) И КОРАН.. 58 ПОЗНАНИЕ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.. 60 Глава 1. ЧЕЛОВЕК- СОЧЕТАНИЕ ДУШИ И ПЛОТИ.. 60 Глава 2. ВОПРОС О СУТИ ДУХА С ИНОГО УГЛА ЗРЕНИЯ.. 60 Глава 3. СМЕРТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМА.. 61 Глава 4. ПРЕИСПОДНЯЯ.. 61 Глава 5. ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА - ВОСКРЕСЕНИЕ.. 61 Глава 6. ВЫРАЖАЯСЬ ИНЫМИ СЛОВАМИ.. 63 Глава 7. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОЦЕССА ТВОРЕНИЯ.. 64 ПОЗНАНИЕ ИМАМА.. 65 Глава 1. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА ИМАМ... 65 Глава 2. ИМАМАТ И ПРЕЕМНИЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ПРОРОКА И ИСЛАМСКАЯ ВЛАСТЬ. 65 Глава 3. В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫШЕСКАЗАННОГО.. 67 Глава 4. ИМАМАТ В БОЖЕСТВЕННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ.. 68 Глава 5. РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРОРОКОМ И ИМАМОМ... 69 Глава 6. ИМАМАТ ПО СУТИ ДЕЛА.. 69 Глава 7. ИСЛАМСКИЕ ИМАМЫ И ПРЕДВОДИТЕЛИ.. 71 Глава 8. КРАТКИЙ ОБЗОР ЖИЗНИ 12 ИМАМОВ.. 71 Глава 9. ОБЩАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОКРУГ ВОПРОСА ПОЯВЛЕНИЯ МАХДИ.. 82 Глава 10. ЧАСТНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОКРУГ ВОПРОСА ПОЯВЛЕНИЯ МАХДИ.. 82 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ.. 83 ЭПИЛОГ: МОРАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ШИИТОВ.. 83 Предисловие одного из студентов автора Книга, предлагаемая вашему вниманию, составляет часть программы, находящейся на стадии реализации, которая предусматривает ознакомление мира Запада с шиизмом. Хотя в прошедших столетиях учеными Запада предпринимались значительные попытки в изучении различных аспектов ислама и исламской цивилизации, тем не менее большинство этих трудов носит яркий отпечаток фанатической настроенности против ислама и отчетливо прослеживается курс на его извращение. Кроме того, все источники, которыми пользовались европейцы в исламоведческих исследованиях, были суннитского происхождения и когда речь шла о Коране, преданиях, истории жизни пророка, исламском законоведении (фикх - пер.) или схоластике (калам - пер.), то подразумевалась прежде всего сунна и сунниты и даже эти две точки зрения были полны извращений и враждебного пристрастия. В существующих на европейских языках трудах шиизм представлен в виде секты и все ее мировоззрения и мотивы возникновения были ограничены политической и социальной борьбой и очень мало уделено внимания религиозному аспекту возникновения шиизма. Даже в исследованиях по поводу шиизма, в целом, основная доля приходится на изучение исмаилизма и шиизму от двенадцати имамов не было уделено внимания даже на уровне учения фракции исмаилизма. Причиной этого ограничения, возможно, служит исторический процесс развития Запада. До сего времени Запад имел с шиизмом всего лишь два непосредственных контакта: с арабами в Андалузии и Сицилии и с турками - на востоке Европы. В обоих этих контактах ислам был представлен суннитами и связь с шиитами была ограничена сравнительно ограниченными и тайными контактами с некоторыми духовными центрами исмаилитской фракции в Палестине во времена крестовых походов и, возможно, в некоторых районах Андалузии. Мир Запада никогда до новых времен не сталкивался с миром шиизма и, в частности, иранским шиизмом и впервые ознакомился с иранской исламской культурой в Индии. Так или иначе, эти мотивы и, возможно, усилия европейцев, направленные на принижение тех аспектов ислама, а именно, интеллектуальных, в которых силен был ислам, привели к тому, что шиизм за пределами мира последователей этой веры не был распознан таким, каким он был на самом деле в истории ислама и сейчас также является религией десятков миллионов иранцев, арабов, пакистанцев, индийцев и других национальностей. На Западе бытовали признанные в большинстве кругах мнения востоковедов прошлого века, считавших шиизм нововведением в исламе или же выдумкой врагов ислама в последующих веках. Достаточно изучить несколько известных имеющихся в распоряжении книг, связанных с шиизмом или же в которых имеются некоторые указания на него, чтобы убедиться в достоверности этого утверждения. Учитывая вышесказанное и новый образ мышления, постепенно устанавливающийся в необходимости проводить исследования в области религии на Западе и, в частности, в англо-саксонских странах, с каждым днем все больше чувствуется необходимость проведения ряда фундаментальных исследований в области шиизма После второй мировой войны постепенно в США и затем в Англии пришли к такому мнению, что наилучшим представлением религии является личность, рассматривающая религию из чрева самой религии и совершенно недостаточным и некомпетентным является мнение так сказать "очевидца", который сам совершенно не верит в религию или же определенную религию, являющуюся предметом его изучений, считает пустой и безосновательной. Раскрытие этой истины связано со всевозрастающей потребностью ученых Запада и, в частности, молодежи пользоваться религиями Востока с тем, чтобы восполнить пробел, созданный ослаблением христианства и удивительной победой материализма. Это привело к тому, что в США были созданы центры, предметом деятельности которых были фундаментальные изучения в области религий и, по мере возможности, к делу привлекались ученые и источники из самой религии и, конечно, ислам, в целом, и шиизм, в частности, не были исключением. Одним из начинателей этого движения был американский ученый колгейтского университета профессор Коне Морган, который часть своей жизни провел на Востоке и имел непосредственный контакт с виднейшими учеными, преподавателями и мыслителями религий Востока. Этот профессор, получивший популярность в исламском мире за составление книги "Ислам прямой линии", написанной группой мусульманских ученых и раздел о шиизме которой написал профессор Махмуд Шахаби, несколько лет тому назад в колгсйтском университете создал центр, в котором могли собираться представители исконных мировых религий и сейчас он возглавляет его и ведет лекции об истории религий для самых талантливых студентов. Профессор Морган во время публикации важных восточных религиозных источников и представления их миру Запада всегда пользовался мнениями истинных последователей этих религий. Восемь лет назад, когда автор этих строк посетил этот центр, речь шла о нехватке исконных книг о шиизме и шиитах. Конечно, профессор Генри Карбон из сарбонского университета сделал очень многое для ознакомления Запада с шиитским образом мышления, но во-первых, его труды на французском языке были написаны на очень высоком уровне и, во-вторых, он имел дело с философией и догматикой и не затрагивал самых общих аспектов религии. Две или три, написанные на английском языке книги, представляют собой вдохновение христианских проповедников, посвятивших жизнь делу отвержения и искоренения шиизма. К счастью, через один - два года летом 1964 года профессор Морган приехал в Иран. В то время я имел честь быть студентом почтенного профессора сейид Мухаммад Хусейна Табатабаи и в неделю несколько раз посещал его дом в Дараке и восполнял пробелы своих знаний у живого источника его преосвященства. Однажды я с господином Морганом посетил дом алламе Табатабаи. С первых минут духовно-нравственное присутствие алламе Табатабаи произвели на профессора Моргана чрезвычайное воздействие и он сразу почувствовал, что находится в присутствии такой крупной личности, в котором знания и мудрость из состояния мысли перешли в область практического воплощения в жизнь. Возвращаясь после встречи с профессором по узким и пыльным улочкам Дараке, он сразу же запланировал написание профессором Табатабаи и моем содействии ряда книг, которые могли бы ознакомить мир Запада с шиизмом. Была составлена программа работы и достопочтенный профессор в течение трех лет написал две ценные книги, одной из которых является настоящая книга, а другая - "Коран с точки зрения шиитов", чем оказал огромную услугу исламской науке. Текст этой книги был переведен на английский язык и некоторое время был предметом обучения в американских университетах и скоро, после окончания этого испытательного срока и оценки реакции студентов в усвоении этого произведения, написанного крупным исламским ученым, будет окончательно издан. Второй том книги о Коране находится в состоянии перевода и третья книга из этой серии, имеющая целью представить шиизм на мировой арене, представляет переводной сборник высказываний шиитских имамов (духовных предводителей - пер.), неизвестных и скрытых от Запада. Таким образом, книга "Шиизм в исламе" представляет собой новое исследование с новой целью, имеющей ввиду ознакомление не знакомых с исламским образом и. шиизмом людей, которые всеохватывающе желают взглянуть на общее мировозрение этого важного звена ислама. Уважаемый автор книги эту цель преследовал без нанесения оскорбления суннизму и суннитам и в то же время выступил в защиту исконности шиизма и высказал причины и мотивы его возникновения. Он старался показать, что шиизм имеет совершенно исконные корни в исламе, не предусматривая при этом создать малейший раскол между шиитами и суннитами. Напротив, защищая исконность шиизма, он облегчил диалог между этими основными составными частями ислама, ибо действительное сближение возможно лишь при сохранении исконности сторон. Удивительным качеством нашего времени является то, что потребность в этой книги на персидском языке, возможно, не меньше английского. Тысячи молодых иранцев на сегодняшний день находятся в состоянии неведения и невежества по отношению к своей религии и в то же время чувствуют в себе потребность познать ее, но уровень их познаний нс позволяет им пользоваться религиозными книгами. За истекшие годы вопрос религиозного обучения среди различных классов общества обрел удивительное состояние, тогда как религиозные меньшинства и иностранцы, проживающие в Иране, в своих домах и школах прилагают максимум усилии для того, чтобы передать своим детям свою культуру и религию. Это происходит в условиях, когда среди мусульман, составляющих подавляющее большинство иранского общества, в некоторых социальных прослойках религиозное обучение полностью предано забвению. Родители в этом смысле полностью лишили себя ответственности и надеется, что школа самым удивительным образом сможет взять на себя эту важную и тяжелую ответственность, тогда как школы, имеющие в свою очередь нехватку в учителях обычных предметов, естественно, не могут иметь никакой компетентности для воплощения в жизнь этого весьма важного дела. Таким образом, постепенно воспитываются люди, которые располагают всеми материальными средствами жизни и могут приобрести все, что им захочется за исключением морали и целенаправленности. Они знают как двигаться, но не знают куда им идти, но ввиду того, что человек является существом, нуждающимся иметь цель и определенную направленность и не может всю жизнь посвящать пустому материальному времяпрепровождению и сладострастию, поэтому некоторые из них мучаются своим бездельем и бесцельностью и многие из них находятся в состоянии поиска своего рода духовного и религиозного обучения. В то же время найти учителя или даже книгу, которая могла бы на их языке разъяснить религиозные истины, историю и образ мышления шиизма очень трудно. В таких условиях публикация подобной книги, которая в первую очередь написана для студентов и исследователей Запада, имеет большое значение и следует сказать, что это произведение является беспрецедентным в своем роде. Алламе Табатабаи самым простым и доступным языком изложил почти все аспекты шиизма, начиная от истории и кончая философией и догматикой и в рамках небольшого объема книги раскрыл многие важнейшие истины исламского просвещения и шиизма. В результате публикации этого труда впервые персо-язычные читатели получили возможность постичь основы шиитского мышления и обрести ключи к последующим познаниям и исследованиям. Фактически, этот ценный труд является путеводителем, с помощью которого человек, для которого нравственный и духовный мир шиизма был неощутим, сможет встать и пойти по этому пути и с опорой на этот заслуживающий внимания путеводитель, может быть уверен, что не впадет в заблуждения и точно придет к назначенной цели. Все этапы шиитской науки и просвещения, начиная от его истории, законоведения и шариата и до тончайших духовных и моральных истин, изложенных самым простым языком и могут принадлежать лишь действительному профессору-преподавателю, сконцентрированы в четырех частях. Впервые на простом и весьма доступном персидском языке вниманию иранского читателя, сейчас больше всего нуждающегося в самопознании и ориентации, была предложена подобная обширная тематика. Эта работа со всем его обширным охватом могла принадлежать лишь мысли и перу алламе Табатабаи. Биография автора Алламе сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи является выходцем из крупной ученой семьи, члены которой род от рода были видными учеными Тебриза. Родился он в конце 1321 лунного года, соответствующего 1282 солнечному году (1903 г) в Тебризе и там же получил среднее образование. В 1304 с. г. после завершения начального периода образования отправился в священный город Неджеф и в этом крупном центре шиизма в течение десяти лет пополнял свои знания различными сферами исламских наук. Исламское законоведение и методологию он изучал у известных преподавателей Наини и Компани, а философию - у сейид Хусейна Бадкуби, который сам был учеником Джелве и Али Мударреса, математику изучал около сейид а Абульгасема Хансари, а этику - у Хадж Мирза Али Гази, который считался виднейшей личностью в практической философии и мистике. В 1314 г он возвратился на родину. Учеба алламе Табатабаи не ограничивалась обычными рамками фикха. Он помимо глубоко изучения арабской грамматики и литературы, законоведения и правоведения прошел полный курс древней математики, начиная от "Начала" Евклида и до "Великого математического построение астрономии" или же "Магесты" Пталомея, а также философию, догматику и комментирование Корана и в этих научных областях достиг высшей научной степени. Популярность алламе Табатабаи в Тегеране и в других научных кругах началась с того времени, когда он после политических событий во второй мировой войне и их последствий в 1325 с. г. из Тебриза переселился в Кум и без всяких церемоний приступил к преподавательской деятельности в области философии и комментирования Корана. В своих поездках в Тегеран он встречался с любителями исламской философии и просвещения. Он не отказывался также от встреч с противниками религии и благодаря своему разуму и логическому суждению наставил на путь истинный и побудил познать религиозные истины и философию многих из тех, кто впал в глубокое заблуждение. Он в течение двадцати с лишним лет труда оставил после себя глубокий след не только среди духовенства, но и среди широкой аудитории образованных людей Запада. В течении ряда лет каждой осенью он в присутствии группы ученых и мыслителей встречался с профессором Генри Карбоном и на этих встречах обсуждались актуальные проблемы религии и философии, вопросы, которые пытается раскрыть каждый мыслящий человек. Эти собрания имели весьма важные результаты. Несомненно, те заседания на том высоком уровне и с теми обширными горизонтами в настоящее время являются беспрецедентными и можно сказать, что со времен средневековья, когда прекратились действительные идейно-нравственные контакты между исламом и христианством, подобные контакты между исламским Востоком и христианским Западом не были достигнуть. В кумской высшей духовной академии большой услугой алламе Табатабаи было возрождение интеллектуальных наук и комментирование Корана. Он постепенно ввел в предмет обучения основные положения философии, а именно книги "Шафа" и "Асфар". Высокая эрудиция и добрый нрав профессора привлекали к нему все больше и больше слушателей и талантливых студентов. Он за двадцать с лишним лет воспитал много ученых-богословов, которые сейчас являются профессорами философии. Возможно, важнейшей его услугой философии, достигнутой подготовкой и воспитанием большого числа студентов и изданием книг, было то внимание алламе Табатабаи, которое он уделял значению нравственного воспитания и душевного очищения среди студентов. Он, фактически, создал новую школу воспитания личностей, которые сочетали в себе знания и нравственность и дал обществу достойных людей. Он постоянно настаивал на сочетании обучения и воспитания, что всегда было одним из важнейших принципов исламской культуры Ирана и что, к сожалению, на сегодняшний день в новой школьной системе и даже в школьной системе прошлого в некоторой степени предано забвению. Труды алламе Табатабаи Алламе Табатабаи создал большое научное наследие следующего содержания: 1- Комментарий к "Аль-мизан" - 14 томов на арабском языке, переведенные на персидский язык. 2- "Принципы философии реализма" - с комментариями господина Муртада Мотаххари, три тома из пяти которых до сего времени опубликованы, а остальные имеются в рукописи, опубликован также один том на арабском языке. 3- Глосса к "Асфар" Садраддина Ширази" - написанная к новому изданию "Асфар", подготавливаемая к печати под руководством алламе Табатабаи, и 6 томов которых до сего времени изданы. 4- Беседы с профессором Карбоном - в двух томах, один том которого издан в ежегоднике "Школа шиизма" в 1339 с. г. и второй том подготавливается к изданию. 5- "Трактат об исламской власти" - опубликованный на персидском, арабском и немецком языках. 6- "Глосса к "Аль-кифая" 7- "Трактат о силе и действии" 8- "Трактат о доказательстве сути" 9- "Трактат о качествах" 10- "Трактат о действиях" 11- "Трактат о средствах" 12- "Человек до религии" 13- "Человек в религии" 14- "Человек после религии" 15- "Трактат о пророчестве" 16- "Трактат о преемственности" 17- "Трактат о производных" 18- "Трактат об аргументации" 19- "Трактат о паралогизме" 20- "Трактат об аналитическом суждении" 21- "Трактат о структурах" 22- "Трактат о доверии" 23- "Трактат о пророчестве и постах" 24- "Стихотворение о каллиграфическом почерке наста'лик" 25- "Али и божественная философия" - переведена на персидский язык 26- "Коран в исламе" 27- "Шиизм в исламе" - имеется ввиду настоящая книга и несколько других трактатов и статей. Кроме того, большое число статей алламе Табатабаи издано различными изданиями, такими как "Мактабе ташайу" (школа шиизма- пер), "Дарсхаи аз мактабе эслам" (исламские уроки - пер.) и др. Важнейшим произведением алламе Табатабаи, несомненно, является вышеназванный труд "Комментарий к "Аль-мизан", семнадцать томов которого до сего времени изданы и составляют комментарий к более чем половине Корана.[1] Это ценное произведение является крупнейшим комментарием Корана нашего века и для нынешнего поколения представляет ту же услугу, которые оказали комментарии прошлого с учетом уровня знаний и философии в осознании Корана для мусульман тех времен. Помимо того, алламе Табатабаи в своем комментарии использовал новый метод, опирающийся на текст преданий и комментирование коранических стихов другими стихами из Корана. На сегодняшний день алламе Табатабаи все свое время посвящает созданию этого колоссального труда и надеемся, что он сможет довести его до конца. Алламе Табатабаи с большим упорством, не обращая внимания на блеск окружающей жизни, свой простой образ жизни посвящает услужению науке, религии, воспитанию учеников и написанию своего ценного труда. Конечно, нет нужды представлять его иранским научным кругам и, если бы уважаемые читатели этой книги были бы из этого числа, то я не посмел бы так малословно представить эту великую личность. Но ввиду того, что новая группа читателей через эту книгу впервые знакомится с выдающимся профессором богословия, я, долгие годы имевший честь быть его учеником и свой долг перед ним исполнивший переводом этой книги на английский язык, считаю свой обязанностью сказать несколько слов об алламе Табатабаи и своим недостойным слогом в некоторой степени представить Вам величайшего профессора философии нашей эпохи. Конечно, перо затрудняется описать эту великую личность и словами очень трудно описать степень совершенства, мудрость и его духовное положение. Эти строки описания являют собой каплю в море, в котором он долгие годы молчаливо и терпеливо служил исламскому и иранскому обществу и ввиду того, что достиг степени приближения к Господу, подобно факелу осветил все вокруг себя и определил путь многим своим ученикам и читателям своих произведений и придал их идейно-нравственной жизни новое вдохновение, целенаправленность и новое содержание. Эта книга, названная "Шиизм в исламе", повествует о действительной сути шиитского вероиспове-дования, составляющее одно из двух крупных вероиспрведований ислама (шиизм и суннизм). Книга рассматривает условия зарождения и проявления, шиитский образ мышления, исламское просвещение с точки зрения шиизма. Религия - нет сомнения в том, что каждый человек общества в своей жизни, естественно, имеет склонность к себе подобным и совершает определенные дела в рамках своей общины и общества и совершаемые им дела неотделимы от дел других членов общества. Дела, которые совершает человек, такие как есть и пить, спать и будить, говорить и слушать, сидеть и ходить, дружеские встречи и раздоры и др., хотя на первый взгляд внешне отличаются друг от друга, тем не менее, они имеют тесную взаимосвязь. Нельзя совершить любое дело в любом месте и один вслед за другим, ибо в каждом деле имеется свой счет. Значит, дела, совершаемые человеком на его жизненном пути, претворяются в жизнь согласно определенным законам, которых нельзя обойти и, фактически, имеют определенный первоисточник, а именно то, что человек хочет иметь счастливую жизнь, где ему будет сопутствовать успех и он может достичь своих пожеланий. Иными словами, он по мере возможности, хочет для своего существования полностью устранить свои потребности. Именно поэтому человек постоянно согласовывает свои действия с законами и положениями, которые он составил по своему усмотрению или же принял от других, и выбирает себе на жизненному пути определенный метод. Он работает, чтобы приобрести средства для жизни, ибо средства для жизни он считает одним из законов. Он для того, чтобы постичь наслаждение, утолить голод и жажду ест и пьет воду, ибо обед и воду считает необходимыми для продолжения и сохранения счастливой жизни и т. д. Названные законы и положения, господствующие в человеческой жизни, основываются на одну основополагающую веру и человек в своей жизни опирается на нее и это есть то представление, которое имеет человек о мире бытия и сам является частью этого мира и, фактически, есть суждение, которое выносится о нем. Этот вопрос с учетом различных суждении людей о действительности мира бытия совершенно ясен. Те, кто считают мир бытия этим материальным и ощутимым миром и человека рассматривают как стопроцентно материальное существо, своим принципом в жизни считают удовлетворение материальных потребностей и достижение краткосрочных мирских наслаждений и все их усилия на этом пути сводятся к тому, чтобы подчинить себе все условия и природные факторы. Те, кто подобно идолопоклонникам, считают природу творением сверх природного Бога, сотворившего мир и, в частности, человека и одарившего его всевозможными благами с тем, чтобы пользовались его дарами, свой жизненный принцип составили таким образом, чтобы привлечь к себе удовлетворение божье и не допустить его гнева, ибо если они достигнут божьего удовлетворения, то он вдоволь и долго будет одарять их своими благами, а если они вызовут его гнев, то он отберет у них эти блага. Те, кто помимо веры лишь в Бога предусматривают для человека вечную жизнь и считают его ответственным за добродеяния и злодеяния и, в итоге, подтверждают существование дня Воскресения и дня Воздаяний (день Страшного суда) подобно огнепоклонникам и евреям, христианам и мусульманам, по своему жизненному пути идут так, чтобы этот принцип веры был соблюден и обеспечено счастье на этом и в потустороннем мире. Комплекс этих убеждений и принципов (вера в человеческую и мирскую действительность) и соответствующие им законы и положения, реализуемые на жизненном пути, именуется религией и, если в религии возникнут разветвления, то каждую религиозную фракцию называют верой или вероисповедованием. К примеру, суннитская и шиитская вера в исламе и протестантская и католическая вера в христианстве. Итак, подводя итог сказанному, можно сказать, что человек никогда не может быть (если даже не имеет веры в Бога) отделим от религии (жизненной программы, основывающейся на принципе вероисповедования). Значит, религия - это метод жизни и неотделим от человека. Священный Коран считает, что человек не может избежать религии и это есть путь, открытый Господом для человека, чтобы он прошел по нему и пришел к Нему. Вся разница лишь в том, что те, кто приняли религию истины (ислам), правильно прошли путь божественный, а те, кто не приняли - пошли по неверному и кривому пути.[2] Ислам- в словарном смысле означает покорность и повиновение и священный Коран, религию к которой призывает, потому называет исламом, что вся ее основная программа состоит в покорности человека Богу мира и миров с тем, чтобы он не преклонялся ни перед кем, кроме как Богом и не подчинялся ни чьим указам, кроме указов божьих,[3] Как видно из Корана, его светлость Ибрагим (да будет мир с ним -впредь в форме ДБМ) первым эту религию назвал ислам, а его последователей - мусульманами.[4] Шиит - шиит в словарном смысле означает последователь, приверженец и этим именем называют тех, кто достойным преемничества великого пророка (да благословит Аллах его и род его - впредь в форме ДБАР) считает род пророка и является последователем учения рода пророческого.[5] ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ШИИЗМА Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИИЗМА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Возникновение шиизма, получившего известность шиизма от Али (ДБМ) (первый духовный предводитель из рода пророческого - пер.), следует относить ко времени, когда великий пророк был еще жив и процесс возникновения и призыва к исламу в течение двадцатитрехлетнего срока миссии пророка имел многие предпосылки, естественно требовавшие создание большого числа сторонников из числа близких родственников пророка.[6] 1-Великий пророк, в первые дни своей пророческой миссии получивший, как свидетельствует Коран, указ от Господа призвать к своей религии ближайших родственников, совершенно открыто заявил им, что самый первый из них, кто примет его призыв к религии, будет его преемником и наследником[7] Али раньше всех других принял ислам и великий пророк принял его решение и обязался исполнить свое обещание.[8] Обычно невозможно, чтобы глава какого-либо движения в первые дни своей миссии представил чужым людям одного из своих соратников в качестве своего преемника и не представил бы его своим преданным друзьям, или же считал его своим преемником, но в течение всей своей жизни игнорировал его положением преемника и не уделял бы ему должного внимания и не ставил разницы между ним и другими людьми. 2- Великий пророк (ДБАР), согласно некоторым весьма достоверным преданиям суннитского и шиитского происхождения, говорил, что Али (ДБМ) в своих деяниях и словах защищен от всяких грехов и ошибок.[9] Любое его слово и любое его дело полностью согласуется с религиозным призывом и он является самым мудрым в исламском просвещении и законах.[10] 3 Али (ДБМ) сделал очень много ценного для ислама, шел на удивительные самоотверженные дела и, к примеру, в ночь на историческое переселение великого пророка, зная, что должно совершиться покушение на жизнь пророка, он самоотверженно лег в его постель,[11] в сражениях Бадр и Ухуд, Хандаг и Хсйбар совершил чудеса мужества и смелости и, если не его присутствие в этих сражениях, ислам и мусульмане предстали перед вопросом искоренения.[12] 4- Событие Кадира Хома известно тем, что в этом местечке великий пророк ислама (ДБАР) представил Али народу в качестве своего преемника и назначил его себе подобным правителем.[13] Естественно, что отличительные особенности и качества, которые также подтверждались и другими,[14] а также чрезмерная любовь пророка к Али (ДБМ),[15] побудили многих приверженцев и сторонников пророка полюбить Али и следовать его курсу и это в свою очередь вызвала гнев и злобу среди других. Помимо всего этого, в речах великого пророка часто употреблялось название шиитов от Али и шиитов рода пророческого.[16] Глава2. ПРИЧИНА ОТДЕЛЕНИЯ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА ОТ СУННИТСКОГО БОЛЬШИНСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ Сторонники и последователи Али (ДБМ), учитывая положение, которое имел его светлость в отношении к великому пророку (ДБАР), его приближенным и мусульманам, были уверены, что преемственность после смерти великого пророка будет принадлежать Али (ДБМ) и внешнее положение дел и событий, за исключением тех дней, когда великий пророк (ДБАР) был болен, подтверждают их мнения.[17] Но вопреки их ожиданиям, сразу после смерти великого пророка, когда еще его труп не был предан земле и члены рода пророческого и их сторонники были погружены в море горя и печали, пришло известие о том, что группа лиц, впоследствии получивших название большинства, очень быстро и без совета с семьей пророка и, даже не поставив их в известность, натянув на лицо маску доброжелательности, избрала халифа и правителя для мусульман и поставила Али и его приверженцев перед свершившимся фактом.[18] Али (ДБМ) и его сторонники такие как Аббас и Зейбар, Салман и Абузар, Мегдад и Амар после завершения церемонии погребения пророка (ДБАР) стали протестовать против избранного халифа и заправил этого дела, но им ответили, что интерес и выгода мусульман заключены именно в этом избрании.[19] Именно эта критика и протесты способствовали отделению меньшинства от большинства и последователи Али (ДБМ) этим именем, то есть шииты от Али, получили известность в обществе. В то же время правящий аппарат, как требовала политика того времени, был начеку, чтобы вышеназванное меньшинство не обрело популярность и не произошло раскола общества на меньшинство и большинство, ибо халифат они считали законным, а протестующее меньшинство - стоящим вне закона и называли их противниками халифата, а иногда и другими недостойными названиями.[20] Конечно, шиизм в те первые дни был осужден политикой того времени и не смог добиться чего-либо своими протестами и Али с тем, чтобы соблюсти интересы и ислама и мусульман и не имея достаточных военных сил, не пошел на кровавое восстание. В то же время протестующее население по своим соображениям не покорилось большинству и преемственность пророка (ДБАР) и научную компетентность считало несомненным правом и присущим лишь Али (ДБМ).[21] Они научно-нраваственную компетентность считали присущим его светлости и призывали мусульман на его сторону.[22] Глава 3. ДВЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Шиизм, согласно исламскому учению, считал, что для общества первостепенную значимость имеет освещение учения ислама и религиозной культуры,[23] и второстепенным он считал полное проникновение и обретение авторитета в обществе. Иными словами, во-первых, важно, чтобы члены общества рассматривали мир и человека реальным взглядом, знали и исполняли свои человеческие обязанности (как того требует действительность), если даже это им не по душе. Во-вторых, всякая религиозная власть должна соблюдать в обществе действительно исламский порядок, да так, чтобы люди не преклонялись ни перед кем, кроме Аллаха и обладали бы полной свободой и общественно-индивидуальной справедливостью. Эти две цели должны осуществляться тем, кто обладает божественной честью и неприкосновенностью. В противном случае может оказаться так, что у власти или во главе науки могут оказаться идейно извращенные и недостойные лица, и постепенно свободолюбивая справедливая исламская власть превратится в деспотический царский аппарат или же несознательную военную машину. В результате, такое чистое религиозное дело как просвещение других религий будет подвержено извращениям и изменениям эгоистичных "ученых". Действительным преемником, по утверждению великого пророка, чьи слова и действия полностью согласовались с Кораном и традициями пророка, был именно Али (ДБМ).[24] Хотя большинство утверждало, что курейшиты были противниками власти Али, было необходимо побудить противников поверить в Бога и "посадить на свои места" непокорных, да так, что его сторонники вступали в сражение с противниками выплаты заката (налог с имущества с пользу бедных мусульман- пер.) и не отказывались от получения заката, но не в страхе перед тем, что курейшиты посягнут на их право. Да, то, что воздерживало шиитов от принятия власти по избранию, был страх перед его тяжелыми последствиями, а именно, порочным методом правления исламской власти и разрушением основ высших учений исламской религии. Последующие события с каждым днем все больше проясняли верность этой мысли. Первоначальное число сторонников Али (ДБМ) было настолько незначительно, что не могло идти ни в какое сравнение с большинством и они хотя ради сохранения и усиления мощи ислама не проявляли никакого легального противодействия, тем не менее продолжали пополнять свои исламские знания у источника рода пророческого и нелегально призывать людей к поддержке рода пророка. Шииты даже сражались плечом к плечу со своими противниками из большинства и старались обрести больше популярности в обществе. Его светлость Али (ДБМ) сам в случае необходимости ради сохранения исламской власти давал советы и напутствия представителям большинства.[25] Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ПО ИЗБРАНИЮ И НЕСООТВЕТСТВИЕ ЕГО ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ШИИЗМА Шииты считали, что небесный исламский кодекс содержание которого изложено в книге господней и традициях пророка великого. должен остаться в силе до дня Страшного суда и ни в коем случае не должен быть изменен[26] и исламское правительство ни под какими предлогами не должно отказаться от его исполнения. Единственной обязанностью исламской власти является принятие решения в совете в рамках шариата и интересов ислама того времени. В то же время из событий, происшедших ввиду реализации политики "союза" шиитов с большинством, а также событий, связанных с преданием "бумаги и чернил", которое относится к событиям последних дней болезни великого пророка, выяснилось, что заправилы и сторонники халифата по избранию такого мнения, что Книга господняя в качестве основного закона должна оставаться неприкосновенной, а традиции и высказывания пророка не могут оставаться постоянными и даже считали, что исламская власть того времени ради интересов того времени может игнорировать ими. Это мнение подтверждалось многими преданиями, высказанными впоследствии в адрес сподвижников пророка (сахаба - пер.), ибо сахаба являются муджтехидами (шиитский законовед, достигший высшей степени в толковании религиозных законов - пер.) и если они в своем толковании окажутся правыми, то их ждет вознаграждение на этом и в потустороннем мире и если ошибется, то они будут прощены. Ярким примером к тому было то, что один из полководцев халифа Халед бин Валид однажды вечером был в гостях у исламского просветителя Малека бин Новейре и когда представился удобный случай, он убил его и бросил в печь его голову и вступил в незаконные отношения с женой убитого. После этого позорного преступления халиф под предлогом того, что его власть нуждается в этом полководце, в отношении Халеда не исполнил положений шариата,[27] а также запретил выплату хомса (пятая часть любой военной добычи, шедшая на содержание потомков пророка, вдов, сирот и нищих - пер.) родственникам пророка. Также полностью было запрещено писать предания о пророке (хадис - пер.),[28] и если у кого-либо находили письменное предание о пророке, то личность подвергалась аресту, а предание - сжигали.[29] Этот запрет продолжался в течение всего срока правления рашидитских правителей и до правления омавидского халифа Омара бин Абдульазиза (99 - 102 л. г.).[30] Во время правления второго халифа (13 - 25 л. г.) эта политика приняла более суровые формы и он запретил осуществление таких положений шариата как "хадж таматта' " (необязательное паломничество - пер.) и "неках мот'э (временный брак - пер.), а также высказывание выражения "хайа ала хейр-оль-амаль" (спешите к добродеянию - пер.) в призыве к молитве (азан - пер.)[31] и ввел положение о трех разводах.[32] В период его халифатского правления народное добро (бейт-оль-мал-пер.) распределялось крайне несправедливо, что впоследствии привело к тяжелым классовым различиям и страшным кровавым схваткам. В период его правления Муавие в Шаме (Сирия - пер.) правил традициями полновластного повелителя и кесаря, да так что халиф называл его арабским кесарем и не противился его действиям. Второй халиф в 23 л. г. был убит своим иранским слугой и согласно решению большинства членов совета из шести человек, созданного по инициативе второго халифа, уздцы правления в свои руки взял третий халиф. Он в различных районах халифата в Аравии, Ираке, Египте и других исламских странах правителями назначил своих родственников из рода омавидов.[33] Они в этих странах заложили основы деспотии и открыто приступили к гнету, тирании, распутству и нарушению существующих исламских законов. В результате, во дворец халифа начали стекаться жалобы и протесты, но халиф, находившийся под впечатлением омавидских куртизанок и Марвана бин Хакма,[34] не предпринимал никаких мер, а в некоторых случаях распоряжался усилить гнет, притеснения и преследования жалобщиков.[35] Наконец, в 35 л. г. народ поднял бунт и после нескольких дней блокады в своем дворце халиф был убит возбужденной толпой. Третий халиф за время своего правления чрезвычайно усилил в Шаме власть своего омавидского родственника Муавие и, фактически, основная власть была сконцентрирована в Шаме, а его халифатский дворец имел второстепенное значение.[36] Первый халиф был избран большинством голосов аристократической верхушки, а второй согласно завещанию первого халифа, третий же пришел к власти решением совета шести, члены и устав которого были определены вторым халифом. В целом, политика трех халифов, правивших двадцать пять лет, сводилась к осуществлению в обществе исламских законов, опирающихся на решение муджтахида и составленных в соответствии с условиями того времени правящим халифом. В отношении исламского просвещения дело обстояло так, что Коран читали просто без всяких комментариев и пояснений, а предания о великом пророке (ДБАР) высказывались без всяких записей. Переписка священного Корана имела свою монополию, а переписывание преданий (хадисы - пер.) было запрещено.[37] После сражения Ямаме, завершившегося в 12 л. г., в котором была убита группа чтецов Корана, Омар бин Хаттаб предложил первому халифу собрать в одной книге все коранические стихи. Он, делая свое предложение, сказал, что если вновь вспыхнет война и погибнут остальные чтецы Корана, то мы навсегда лишимся небесной Книги и поэтому необходимо все стихи из Корана собрать в одной книге.[38] Они приняли это решение в отношении к священному Корану, тогда как преданию о великом пророке (ДБАР), составляющем ядро Корана, ввиду того, что эта книга была запрещена и где только находили ее, то предавали огню, угрожала та же опасность и оно могло быть подвергнуто искажениям и извращениям противоречивыми фактами. Дело дошло до того, что возникли противоречивые предания по поводу первостепенных основ ислама подобно чтению намаза (молитвы - пер.). За это время в научных областях не было предпринято никаких действенных шагов и поощрения, которые делались в Коране и на чем постоянно твердил великий пророк в деле развития наук и знаний, оказались безрезультатными и большинство людей было занято непрекращающимися войнами и уповало на огромные богатые трофеи, стекавшиеся в Аравию со всех сторон, и роду пророка, во главе которого стоял Али (ДБМ) и которого великий пророк представил народу как глубоко осведомленного в исламском просвещении и целях Корана человека, не уделялось никакого внимания. Они даже не привлекли Али к делу сбора коранических стихов, тогда как знали, что после смерти пророка (ДБАР) он долгое время сидел дома и занимался сбором коранических стихов в одном сборнике.[39] Все эти вопросы побуждали сторонников Али быть более твердыми в своем решении, более внимательными в своих действиях и словах и больше активизировать свою деятельность. Али, которому уже было невозможно в широких масштабах заниматься воспитанием исламских кадров, давал частные уроки. За эти двадцать пять лет трое из верных соратников Али (Салман Фарси, Абузар Гафари и Мегдад), которые в любых условиях были последователями и соратниками его светлости, скончались, но в то же время он обрел много сторонников в Аравии, Йемене в Ираке и, в результате, после убийства третьего халифа, со всех сторон к нему стали стекаться люди, которые объявили ему свою верность и избрали его халифом. Глава 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ХАЛИФАТА ЭМИРА ПРАВОВЕРНЫХ АЛИ (ДБМ) И МЕТОД ПРАВЛЕНИЯ ЕГО СВЕТЛОСТИ Правление его светлости Али (ДБМ) началось в конце 35 л. г. и продолжалось почти четыре года и пять месяцев. Али (ДБМ) в период своего правления следовал методу и традициям великого пророка (ДБАР) и вернул в первоначальное состояние большинство изменений, введенных в период правления предыдущих халифов. Он отстранил от государственных дел многих недостойных людей,[40] решил многие проблемы народа и это, фактически, было своего рода революционным движением. Али (ДБМ) в первый день своего правления во главе халифата в своей речи сказал народу: "Знайте, что проблемы, которые вы имели в период пророческой миссии пророка, вновь вернулись к вам. вы должны полностью преобразоваться. Люди науки и знаний должны продвинуться, а те, кто совершали злодеяния, должны отойти (всегда имеются истина и неистинна и каждая из них имеет своих сторонников и следует идти по пути истины). Если неистинны много это не новость, а если же истины не много, то такое также встречается и есть надежда на продвижение. Конечно, редко случается, чтобы что-то отвернулось от человека и затем вновь вернулось к нему".[41] Али (ДБМ) продолжил свое революционное правление и как обычно происходит при любом революционном движении, недовольные элементы, интересам которых власть Али угрожала опасностью, со всех сторон стали поднимать голову и встали на позиции противоборства. Они под предлогом мести за третьего халифа затеяли кровопролитные гражданские войны, которые продолжались почти в течение всего срока правления Али (ДБМ). По мнению шиитов, зачинщики этих гражданских войн не имели никаких целей, кроме личных интересов и месть за третьего халифа была лишь удобным демагогическим предлогом, в чем не было никакого сомнения.[42] Причиной первой войны, получившей название Джамел, были межклассовые противоречия, возникшие со времен второго халифа в результате несправедливого раздела народного добра. Али (ДБМ), после того как стал во главе халифата, справедливо и поровну в соответствии с традициями великого пророка разделил имущество среди народа.[43] Этот метод раздела вызвал гнев Зобейра и Талехе и они отвернулись от Али и под предлогом паломничества в Мекку покинули Медину. Они в этот путь отправились вместе с "умм-аль-муминин" (мать правоверных-пер.) Аише (одной из жен великого пророка ислама -пер.), которая была не в ладах с Али (ДБМ), и под предлогом мести за третьего халифа начали кровопролитную войну Джамел.[44] Следует заметить, что когда разгневанный народ в Медине окружил и затем убил третьего халифа, Талехе и Зобейр не только не защитили его,[45] но и после его убийства первыми объявили Али свою преданность и союз.[46] Аиша в свою очередь была из тех, кто побуждал народ убить халифа,[47] и услышав весть о его убийстве, разнеслась в потоке ругани в его адрес и облегченно вздохнула. Фактически, основными зачинщиками убийства третьего халифа были сахаба, которые из Медины писали письма во все стороны и подстрекали народ к убийству халифа. Причиной второй войны, получившей название Саффейн и продлившейся полагатора года, было желание Муавие править халифатом, который под предлогом мщения за третьего халифа начал эту войну, в которой была пролита кровь боле ста тысяч невинных людей. Конечно, в этой войне Муавие не защищался, а нападал, ибо война во мщение никогда не может быть оборонительной. Эта война получила название мщения за третьего халифа, тогда как халиф, попросивший его о помощи в последние дни своей жизни, не получил ее от него. Муавие с войском из Шама отправился в Медину, но по пути сделал столько преднамеренных остановок, что пришло известие об убийстве халифа и тогда он вернулся в Шам и поднял бунт во мщение за халифа.[48] После мученической гибели Али (ДБМ), Муавие захватил власть в халифате и забыл о мести за третьего халифа и прекратил преследование убийц халифа. После войны Саффейн началась война Нахраван. В этой войне некоторые сахаба по подстрекательству Муавие восстали против Али (ДБМ) и подняли в исламских странах против Али мятежи. Где только появлялись сторонники Али (ДБМ), их убивали и даже не жалели беременных женщин, им вспарывали животы и безжалостно отрезали головы зародышам. Али (ДБМ) подавил эти мятежи, но через некоторое время в куфийской мечети во время совершения молитвы был предан мученической гибели за веру хавариджами (отступившимися - пер.). Глава 6. ДОСТИЖЕНИЕ ШИИЗМА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПРАВЛЕНИЯ АЛИ (ДБМ) Хотя Али за четыре с лишним года правления в халифате не смог полностью восстановить развалившееся положение дел в исламских странах, тем не менее в трех аспектах он достиг полного успеха: 1- Благодаря своим качествам справедливого человека, показал людям и, в частности, будущим поколениям притягательные качества великого пророка ислама (ДБАР). Он напротив царского образа жизни Муавие, жил простой жизнью бедного человека и никогда своих родственников и друзей не предпочитал незнакомцам, богатого - бедному, сильного - слабому. 2- Несмотря на чрезвычайную занятость, он все же распространял среди народа ценные запасы божественного просвещения и исконные исламские знания. Противники Али (ДБМ) говорили: "Он был человеком отваги, а не политики, ибо с самого начала своего правления в халифате мог бы временно пойти на дружбу и союз с недовольными элементами и тем самым упрочить основы своей власти и затем уж разгромить своих врагов". Они, говоря это, не учитывали, что халифатское правление Али было своего рода революционным движением, а революционные движения не должны идти по пути соглашательства и двуличия. Подобное положение возникло и в период пророческой миссии пророка, когда безбожники и вероотступники неоднократно предлагали ему пойти на соглашательство с ними или же, если он оставит в покое их богов -противиться его божественной миссии. Несмотря на это, он не согласился с этим, хотя мог в те трудные для него дни ради упрочения своего положения пойти на компромисс и затем избавиться от своих противников. В принципе, исламский призыв не позволяет ради восстановления своих прав попирать правами других или же устранять не истину другой неистинной и в священном Коране имеется много стихов в подтверждение этого.[49] Хотя противники ради достижения своих целей не брезговали никакими преступлениями и нарушениями четко выраженных исламских законов (всех без исключения) и под предлогом того, что являются сахаба и муджтахидами, делали все, что им было угодно, тем нс менее Али четко придерживался исламских законов. Имеются записи более одиннадцати тысяч выражений Али (ДБМ) в самых различных областях интеллектуальных, религиозных и общественных наук, которые он в своих речах выразил самой красноречивой форме.[50] По его распоряжению была составлена грамматика арабского языка и заложена основа арабской литературы. Он первым в исламском мире глубоко вник в божественную философию,[51] он говорил методом свободной аргументации и логического доказательства, выдвинул проблемы, которые до него не рассматривались философами мира и даже в разгар войны вступал в научные споры.[52] 3- Он воспитал большую плеяду религиозных служителей и исламских ученых,[53] среди которых были такие ученые как Овейс Гарани, Камил бин Зияд, Мейсам Таммар и Рашид Хеджри, широко признанные в исламском мире, а также многие личности, известные в исламском законоведении, догматике, комментировании и чтении Корана и других исламских науках. Глава 7. ПЕРЕХОД ХАЛИФАТА К МУАВИИ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В ЦАРСКУЮ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ДИНАСТИЮ После мученической гибели эмира правоверных Али (ДБМ), согласно завещанию его светлости и как того хотел народ, Хасан бин Али (ДБМ). которого шииты считают своим вторым имамом или духовным предводителем, возглавил халифат, но это было совершенно не по душе Муавие и он в таких обстоятельствах не мог сидеть сложа руки и вместе со своим войском двинулся в Ирак, где находилась ставка халифата, и вступил войну с Хасаном бин Али. Он самыми различными кознями и огромными взятками постепенно вывел из колеи некоторых сторонников и командующих Хасана бин Али и, наконец, заставил его в качестве перемирия передать ему власть в халифате и Хасан бин Али с тем условием передал ему власть, что после смерти Муавие власть перейдет к нему и права шиитов не будут попраны.[54] В 40 л. г. Муавие стал во главе халифата и сразу же по приезду в Ирак в своей речи к народу сказал: "Я не сражался с вами ради того, чтобы запретить вам молиться и соблюдать пост, я хотел властвовать вами и добился своей цели".[55] Он также сказал: "Я порвал и растоптал мой договор с Хасаном".[56] Он этим хотел сказать, что впредь политика будет отделена от религии и для религиозных законов не будет никакой исполнительной гарантии и он приложит все свои силы для сохранения своей власти. Было совершенно ясно, что предполагалось установление не власти преемника пророка господнего, а самодержавной царской власти. Поэтому некоторые при аудиенции приветствовали его по-царски, сам же он на некоторых церемониях расписывал себя чуть ли не царевичем или королем,[57] тогда как на общих сборищах называл себя халифом. Естественно, власть, опирающаяся на могущество и насилие, ведет дело к наследственной династии и он, наконец, достиг своей цели и посадил на трон своего сына Язида, молодого, полностью распутного, без малейшей религиозной принадлежности человека,[58] приведший к известным в истории позорным событиям. Муавие, говоря о своем прошлом, хотел напомнить, что не позволит Хасану после него стать во главе халифата и в отношении правления халифатом после его смерти он имеет на то особый счет. Именно поэтому он отравил Хасана и открыл путь для своего сына Язида. Муавия, ликвидировав вышеназванный договор с Хасаном, хотел дать понять, что шииты-сторонники рода пророческого никогда впредь не будут иметь безопасности и спокойствия и продолжать свою религиозную деятельность и это он воплотил в жизнь.[59] Он объявил, что всякий кто выскажет предание в восхваление рода пророческого, его жизнь и имущество лишатся всякой неприкосновенности.[60] Он также распорядился, чтобы всякий, кто расскажет предание или же восхвалит других сахаба и халифов, будет удостоин большого вознаграждения и, в результате, было создано множество измышленных хвалебных од.[61] Он распорядился также, чтобы во всех исламских странах с мечетных кафедр в адрес Али (ДБМ) высказывалась ругань и это распоряжение исполнялось до омавидского халифа Омара бин Абдульазиза (99 - 101). Агенты и приспешники Язида убили многих близких и соратников-шиитов Али и головы некоторых из них были нанизаны на копья и показаны в городах. Шиитов, где только могли, подвергали оскорблениям и ругани и доставляли отвернуться от Али, а кто отказывался - убивали. (41) Глава 8. ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ДНИ ДЛЯ ШИИТОВ Самые тяжелые времена для шиитов за всю историю шиизма было время двадцатилетнего правления Муавие, когда шииты не имели малейшей безопасности и большинство из них были распознаны и были так сказать заклейменными. Двое из шиитских предводителей (второй и третий имам), жившие во времена правления Муавие, не имели малейшей возможности изменить существовавшее положение дел. Даже третий имам шиитов его светлость Хусейн (ДБМ), поднявший бунт в первые шесть месяцев царствования Язида, вместе со своими детьми и всеми соратниками был предан мученической гибели, а за десять лет правления Муавие он не имел малейшей возможности поднять подобное восстание. Суннитское большинство в ответ на чинимые бесчеловечные преступления и убийства, на все распутства и презренные дела, совершаемые сахаба и приближенными Муавие, приводило такое оправдание, сводившееся к тому, что они являются сахаба и как говорит предание о пророке (ДБАР) сахаба являются муджтахидами и их действия заранее прощены и Господь доволен ими и всякое совершаемое ими действие полностью прощается им. Но шииты имели на этот счет другое мнение, а именно: во-первых, совершенно неразумно и уму непостижимо, чтобы глава какой-то общины подобно пророку (ДБАР) начал бы движение ради восстановление попранных прав, свободы и справедливости и с этой целью привлек на свою сторону большую группу людей, которые были бы готовы отдать все ради воплощения в жизнь этой святой цели, и воплотил в жизнь свою идею и после достижения этой цели предоставил бы полную свободу действий своим соратникам в отношении к людям и священным законам и прощал бы всякие чинимые ими преступления, насилия и разврат. Иными словами, с помощью средств, благодаря которым он построил здание, разрушил бы это здание; во-вторых, предания, которые возносят на уровень святости сахаба и оправдывают их незаконные действия и представляют их прощенными и оберегаемыми Господом, дошли до нас от самих же сахаба или же приписываются им. Сами же сахаба, как свидетельствуют исторические факты, не предусматривали друг в отношении друга никакой неприкосновенности и неповинности. Именно сахаба начали убивать, проклинать и позорить друг друга и в отношение друг к другу не шли ни на какие уступки. Таким образом, сами действия сахаба свидетельствуют о несправедливости этих утверждений и если даже они будут верны, то предусматривают не законность действии и святость сахаба, а нечто другое. Если предположить, что Господь всевышний как-то выразил удовлетворение за их услуги в исполнение его указов, то это в смысле выражения благодарности за их действия в прошлом и не означает, что в будущем они могут творить все, что им вздумается. Глава 9. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ДИНАСТИИ ОМАВИДОВ В 60 л. г. Муавие умер и его сын Язид согласно союзу преданности народа, которым заручился для него отец, взял бразды правления исламской властью в свои руки. Язид, по утверждению истории, не был человеком верующим. Это был молодой человек, который еще при жизни отца не уделял никакого внимания исламским законам и принципам и его ничего не интересовало кроме развлечений, разврата и пустого времяпрепровождения и в течение трех лет своего царствования он совершил множество тиранических преступлений, беспрецедентных со времени возникновения ислама. В первый год властвования он в самой трагической форме предал мученической гибели Хусейна бин Али (ДБМ), который был весьма любим великим пророком (ДБАР), вместе с его детьми, родственниками и соратниками, жен и детей членов рода пророческого и вместе с отрезанными головами убитых провел напоказ по многим городам.[62] Во второй год своего правления он совершил геноцид против населения Медины и его воины в течение трех дней были заняты грабежом города.[63] На третий год он разрушил и предал огню священную Каабу.[64] После Язида, по свидетельству истории, к власти пришла омавидская династия Ал-Марван. Эта династия, состоящая из одиннадцати правителей, правила около семидесяти лет и за это время ислам и мусульман ждала такая тяжелая участь, что представлялось, что в исламском обществе не правил никто за исключением арабской тиранической империи, именуемой исламским халифатом. В период их правления дело дошло до того, что халиф, считавший себя преемником пророка и единственным покровителем религии, решил в верхней части Каабы построить здание, где он мог именно в период проведения церемоний хаджа (паломничество - пер.) предаваться развлечениям.[65] Тогдашний халиф не оставил в покое даже священный Коран и в стихе, обращенном к Корану, написал: "В день Страшного суда, когда явишься к своему Господу, скажи, что халиф порвал меня".[66] Конечно, шииты, основное расхождение мнений которых с подавляющим большинством суннитов было в вопросе исламской власти и пророческой преемственности, в те мрачные дни терпели много горестей и тягот. В то же время тирания и развращенность правящего аппарата, а также чистота, набожность и терпеливость предводителей рода пророческого, побуждали шиитов более стойко придерживаться своей идеи. В особенности, трагическая мученическая гибель третьего духовного предводителя шиитов способствовала увеличению сторонников шиизма, в частности, в таких странах как в Ираке, Йемене и Иране, удаленных от центра халифата. Подтверждением вышесказанного является то, что в период имамата (времени духовного предводителя, то есть имама - пер.) пятого имама шиитов, когда еще не завершился первый лунный век и со времени мученической гибели третьего имама не прошло и сорока лет, ввиду нарушений и дестабилизации в правящем аппарате омавидов, шииты со всех исламских стран подобно потоку ливня стали собираться вокруг пятого имама, собирать предания о пророке (ДБАР) и постигать религиозное просвещение.[67] Еще не завершился первый лунный год как несколько из иранских государственных деятелей построили чисто шиитский город Кум.[68] В то же время шииты, согласно указанию своего духовного вождя, имели так сказать подпольный религиозный образ жизни. Они неоднократно поднимали бунты и восстания против насилия и удушия тиранической власти Садата Алави, но всякий раз мятежи и восстания были подавлены. Безжалостное правительство жестоко подавляло восстания, да так что труп Зейда, предводителя шиитской секты зейдие, был эксгруммирован и затем повешен у всех на виду. Через три года труп опустили вниз и кремировали, а пепел пустили по ветру.[69] Шииты считают, что четвертый и пятый имам были отравлены агентами правящего аппарата омавидов[70] и убийство второго и третьего имамов также было делом омавидов. Совершаемые агентами и приспешниками омавидов преступления были настолько явны, что большинство суннитов, несмотря на то, что считали халифов неповинными, были вынуждены разделить их на две группы, то есть на халифов рашедин, которых после смерти пророка было четверо (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), и халифов нерашидитских, то есть халифов, правление которых началось с Муавие. Омавиды за время своего правления совершаемыми насилиями и преступлениями в той степени вызвали гнев и негодование народа, что после убийства последнего омавидского халифа, два его сына вместе с их семьями бежали за пределы халифата. Куда только они не приходили, никто не давал им приюта и убежища и, наконец, после долгих блужданий в пустынях Нубе, Хабаше и Беджаве, в результате чего некоторые из них умерли от голода и жажды, они достигли Южного Йемена, а оттуда с большим трудом добрались до Мекки и растворились в мекканском населении.[71] Глава 10. ШИИТЫ ВО ВТОРОМ ЛУННОМ ВЕКЕ В конце тридцатых годов второго лунного века после ряда восстаний и кровавый войн во всех исламских странах, происшед |