ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Всего: 10 баллов. Задание 5. Ответы Класс Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Ключ 1 Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было. С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути! По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб. Оценка: 5 баллов( 0+ 0; 0+1) 4 балла (1+0; 1+1; 2+0) 3 балла ( 3+ 0…0+3) Баллов (более 3офографических и(или) 3 пунктуационных) Задания к тексту: 1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте: По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины…—такой повтор (тавтология) оправдан, так как автор показывает нам осторожность, неторопливость своего передвижения по берегу реки; в далекую даль — такое сочетание часто встречается в произведениях устного народного творчества и имеет значение «очень далеко» (Возможны другие комментарии) ( 2 балла) 2) определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения: Óмут — «1) водоворот на реке, образуемый встречным течением; 2) глубокая яма на дне реки или озера»[1] (1 балл); проýлок — «переулок, маленькая узкая улица (просторечное)» (1 балл). 3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение: тихий омут (1 балл) — неодобрительное — о человеке скромном, спокойном, но способном обмануть это первое впечатление (1 балл). Выражение возникло в результате расщепления пословицы В тихом омуте черти водятся (1 балл). Всего: 5(текст)+7(задание к тексту)баллов Задание 2. Расставьте ударения в словах. По современной орфоэпической норме допускается постановка ударения на разных слогах в словах: предвосхитить, петля, родился. В остальных случаях колебание в месте ударения носит ненормативный характер. Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл. Всего: 3 балла+1 Задание 3. Ответ . 1. В соответствии с нормами современного литературного произношения не могут произноситься одинаково пары, приведённые под номерами 1, 2, 5, 8, 10. 2. Обязательные отличия заключаются в произношении следующих звуков: 1 – [ó]х, раны / [а]храны 2 – обе[т] не ешь / обе[д(’)]неешь 5 – Това[р] ищу / това[р’]ищу 8 – Дру[к], удар прими / дру[г]у дар прими 10 – А[д]рес публики / а[т] республики Оценка . 1. За каждую правильно указанную пару слов – по 1 баллу. Примечание: обе[т] не ешь / обе[д(’)]неешь: данное отличие должно быть указано обязательно. Кроме того, различия в данной паре могут заключаться в произношении гласных (кроме первого), см. в приведенной ниже упрощенной транскрипции: [аб’э́т н’иjэ́ш] / [аб’ид’н’э́jиш] (указания на эти отличия не оцениваются). В № 3 отличия в произношении звуков могут отсутствовать при смысловом выделении частицы: Нет, Русь! [н’э́т рýс’] / не трусь! [н’и(э)трýс’], при смысловом выделении частицы [н’э́ трýс’]. 2. За правильное объяснение каждого случая – 1 балл. Итого: максимум 10 баллов Задание 4. Ответ. 1) Фразеологический оборот, выполняющий роль простого глагольного сказуемого. 2) Глагол дать в данном случае имеет значение ‘предоставить возможность, позволить, допустить сделать что-л., совершиться, произойти чему-л.’ Субъекты действий, названных инфинитивом и глаголом дать, различные, поэтому инфинитив является дополнением. 3) Глагол дать в данном случае употреблен в своем основном значении. Это переходный глагол, он выполняет роль простого глагольного сказуемого, при котором стоит прямое дополнение. 4) Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме 1 л. ед.ч. императива и частицей дай. (Осложненное простое глагольное сказуемое). 5) Простое глагольное сказуемое, выраженное устойчивым сочетанием. Всего: 10 баллов. Задание 5. Ответ на вопрос №5. Современное членение | Историческое членение | ковар-ств-о | ков-а-р-ств-о; ср. ковать, др.-рус. коварь ‘кузнец’, коварный | забор-ø ‘ограда’ | за-бор-ъ; ср. сбор, забрать, заберу | о-бир-а-л-а | об-бир-а-л-а: ср. обобрать | взаим-н-ый | в-за-им-н-ый; ср. взаймы, иметь | восток-ø | вос-ток; ср. затока, ток, теку, воспрепятствовать | воздуш-н-ый | воз-ду-ш-н-ый; ср. дух, удушливый, задушить; дуть | Оценка. По 0,5 балла за каждую правильно выделенную морфему в основе слова. Всего: 6 баллов. Задание 6. Ответ на вопрос №6. 1) Всё великое тяжело(кр. прилаг.), и слабым рукам трудно(катег. сост.)удержать его. 2) Не всё, написанное честно(нареч.)и искренно(нареч.), хорошо(кр. прилаг.)как художественное произведение. 3) Было так спокойно(катег. сост.), и говорилось в тот вечер особенно задушевно(нареч.). Всего : 6 баллов Задание 7. Ответ №7. 1) Исторически: Ы = Ъ+I, Ю = I+О(+У). Такие буквы в палеографии называются лигатурами. 2) Буква I, iставится вместо И, и только перед 9-ю «гласными» буквами (а, у, о, «ять», я, ю, ё, е, и), а также перед и-кратким. Три буквосочетания (iэ, iы, «i» + «ижица») были невозможны. Оценка. 1) 2 балла за любое однозначное указание на то, что исторически в составе букв Ы, Ю содержится I. 2) 1-2 балла за непротиворечивый анализ приведенных примеров и описание позиции перед а) «ять», я, ю, ё, е, и и (более редкой) перед а, у, о. Всего: 3 балла+... (2+ 1 или 2 балла за анализ примеров). Задание 8. Ответ №8. 1. Подлежащее в двусоставном предложении (Картина висела в гостиной). 2. Именная часть составного именного сказуемого (Книга – источник знаний). 3. Приложение при определяемом слове – существительном в форме именительного падежа (ГосподинИвановприбыл на совещание вовремя). 4. Входит в состав сравнительных оборотов (Языком, острым, как кинжал, он владел в совершенстве). 5. Главный член односоставных номинативных (назывных) предложений. (Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... А.С. Пушкин). 6. Именительный представления (именительный темы) (Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! А. Пушкин). 7. Обращение, в том числе и риторическое. (Москва! Люблю тебя, как сын, как русский... М. Лермонтов) Всего: 7 баллов Задание 9. Ответ: 1) сочетание двух гласных внутри морфемы (зияние), 2) написание буквы ю после (твёрдого) шипящего согласного, 3) произношение парного твердого согласного перед [э], 4) несклоняемость и произношение мягкого губного согласного перед [у]. Оценка: По 2 балла за ответ на вопросы 1-3; |