Исторические аспекты и перспективы развития операционного менеджмента. Основные этапы развития знаний в области декомпозиции произв.и управленч. процессов на операции: 1. Совершенствование процессов индивидуального ручного производства. По мнению специалистов в области операционного менеджмента в качестве первого шага к формированию существующих взглядов следует рассматривать анализ Адамом Смитом экономических преимуществ специализации труда путем разделения производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными работниками, повышая мастерство и эффективность их труда. Адам Смит выделял следующие причины преимущества разделения труда: - позволяет ограничить диапазон выполняемых операций одним работником, что дает ему явные возможности по совершенствованию трудовых навыков; - экономит время при переходе от одних операций к другим, выполняемым работником; - соответствующие специалисты получили реальную возможность разрабатывать соответствующие технические устройства в помощь работникам, т. е. Адам Смит подчеркивал необходимость повышения производительности труда на основе его механизации. 2. В 1798 г. Эли Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. По его примеру производители самой разнообразной продукции стали выпускать изделия, состоящие из стандартных деталей. Теории А. Смита и Э. Уитни послужили толчком к промышленной революции, в основе которой лежало укрупнение производства, переход от небольших мастерских к крупным заводам. 3. Совершенствование процессов массового производства. Синхронизация по времени. В 1886 г. Генри Р. Тайн представил Америк. обществу инженеров-механиков свой труд — «Выполнение инженером функций экономиста», пробудив им интерес к вопросам управления производственными процессами. 4. Нормирование. Эра научного менеджмента связана Фредериком У. Тейлором. В своих работах Ф. Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал большое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. В 1906 г. он опубликовал статью «Искусство обработки металлов», в которой сформулировал основные функции менеджмента: -внедрение научно обоснованных методов управления каждым участником производственного процесса, -правильный подбор работников с заранее заданными навыками на каждый участок производственного процесса, обеспечение обучения и повышения уровня квалификации работников; -распределение труда между менеджерами и рабочими; -формирование оптимальных отношений между руководителями и рабочими, занятыми в процессе производства, и сдельная оплата труда работникам; -нормирование труда рабочих по количественным и временным характеристикам. 5. Синхронизация по времени. Генри Л. Гантт развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, он разработал методы планирования последовательности операций, которые и сейчас применяются (загрузочный и планировочный графики), а также выдвинул собственные теории организации производства и поощрительные системы оплаты труда. 6. В 1913 г. Генри Форд и позднее Чарльз Соренсон объединили идеи прообраза конвейера, используемые в разных отраслях промышленности, в единую концепцию координируемой (синхронизируемой) сборочной линии — конвейера, повсеместно используемой в автомобильной промышленности. Во время Второй мировой войны Ч. Соренсон сконструировал сборочную линию, на которой каждый час собирался один бомбардировщик И-24 «Либерейтор». В СССР поточное производство получило широкое распространение при изготовлении автомобилей, тракторов, танков, самолетов. 7. Масштабные индивидуальные проекты. Сетевые методы управления. В 1957 г. Дж. И. Келли и М. Р. Уолкер оздали систему СРМ (critical path method — метод критического пути), которая использовалась как вспомогательный инструмент, применяемый при создании графиков проведения технического обслуживания. В 1958 г. под эгидой Управления специальных проектов ВМС США был разработан метод PERT (program evaluation and review technique — метод оценки и пересмотра программ) как инструмент составления графика и контроля за ходом работ при разработке ракет «Polaris». В совокупности методы позволяют определить наиболее длительные работы в ходе проекта и контролировать ход его выполнения. В методе PERT используются качественные оценки продолжительности операций (оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная), а в СРМ — только наилучшая, относящаяся к конкретным операциям. 8. В 1960-е гг. в науке управления утвердился термин «исследование операций». Использование методов технической кибернетики в организационном управлении. Промышленная революция – замена ручного труда машинным, развитие транспорта и связи (возможность рассредоточить производство). До этого времени процессы организационного управления были практически не познаны. Декомпозиция функциональных подсистем на комплексы задач, задачи и операции. Сформировались подходы к оценке эффективности работы подсистем (отношение результатов к затратам) 9. В 1970-х гг. в мировой практике менеджмента стали широко использовать компьютерную технику при решении операционных вопросов. Прорывом явилось использование метода планирования материальных потребностей (MRP). Метод заключается в использовании программного обеспечения, объединяющего все компоненты, используемые при изготовлении сложной продукции. Программа позволяет специалистам по планированию производства оперативно корректировать графики производственного процесса и закупок материалов. Идейными инициаторами процесса внедрения подхода были Джозеф Орлики, консультант Оливер Уайт.Регламентация процессов управления.Создание корпоративных автоматизированных систем. 10. Настоящим прорывом в развитии операционного менеджмента стало Всеобщее управление качеством (total quality management — TQM). Начиная с 1980-х гг. этот подход широко применяется многими компаниями. 11. Экономический спад 1990-х гг. привел к необходимости внедрения нововведений.Повышенное внимание в это время приобрели концепции оптимизации бизнес-процессов и управление бизнес-процессами. Несмотря на постоянное обсуждение этих подходов еще с 1930-х гг. Ф. Нордшейком , на практике они нашли широкое применение лишь в конце 1980-х гг., когда в свет вышли работы таких авторов, как Август-Вильгельм Шеер, Майкл Портер, Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Содержание операционного менеджмента. Операционный менеджмент-деятельность по разработке, использованию и усовершенствованию бизнес-процессов, направленных на производство основных видов продукции и услуг. Операции рассматриваются как любой вид человеческой деятельности, связанный с переработкой ресурсов в продукцию и услуги. Система управления операциями неразрывно связана с другими организационными подсистемами системами и средой функционирования в целом. Операционная деятельность конкретизирует реализацию любых функций организации, концентрирует внимание на содержании и последовательности целенаправленных действий, связанных с производством конкретного продукта или оказанием услуги. Задачи операционного менеджмента реализуются менеджерами первого уровня, т. е. мастерами участков, функциональными менеджерами отделов. Операционная деятельность связана с предельной детализацией по содержанию и по времени функций организации и их составных частей. Функции организаций. Организация-совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе разделения труда, обязанностей и наличия иерархической структуры; -Финансовая функция, задача которой состоит в формировании основного капитала организации и его рациональном использовании. -Маркетинговая функция состоит в формировании и поддержании спроса на товары и услуги компании. -Реализация миссии организации предполагает создание нужной потребителям продукции и предоставление услуг. Это производственная функция.Именно она позволяет интегрировать интересы потребителей, выявленные в ходе проведения маркетинговых исследований, с возможностями производства. Все перечисленные функции организации взаимозависимы и требуют эффективной временной координации. Для этого функции организации разделяются на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические функции включают:стратегию товара, определяющую выбор товаров и их модернизацию; она непосредственно связана с анализом жизненного цикла товаров и проведением маркетинговых исследований;стратегию процесса, которая определяет выбор способов производства отобранных товаров;стратегию размещенияпроизводств;стратегию организации производства, формирующую структуру управления компании, выбор организационно-правовых форм и методов выполнения работ, обеспечение фирм ресурсами;стратегию обслуживания производства, определяющую формы и методы выполнения работ (например, технических, транспортных, складских и иных), необходимых для нормального функционирования организации;стратегию качества. Тактические и оперативные функции включают: -управление запасами как часть управления материальными потоками фирмы; -тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации складских запасов или даже сведение их к нулю; она коренным образом изменяет традиционные методы управления операциями; -расчет потребностей в компонентах изделий, формирующую систему планирования производства в условиях зависимого спроса; -агрегированное планирование, способствующее планированию темпов производства в зависимости от рыночного спроса; -составление производственных расписаний с учетом загруженности исполнителей и степени важности выполнения проектов. Классификация операций. 1. По признаку выполнения управленческих операций: - управленческие операции, выполняемые субъектом управления; - производственные операции, выполняемые объектами управления. 2. В зависимости от сложности и количества выполняемых действий по переработке ресурсов: -простые операции, состоящие из одного действия или действия осуществляемого с использованием простых предметов труда (палка, вода, камень и т. п.); -сложные операции, состоящие из нескольких действий или нескольких простых операций. 3. По временному параметру: -операции, относящиеся к стратегическому управлению; - операции, относящиеся к тактическому управлению; - операции, относящиеся к оперативному управлению 4. В зависимости от степени автоматизации операции бывают: ручные;машинные;автоматические;автоматизированные — выполнение операций осуществляется оборудованием с обязательным участием работника и осуществлением контроля с его стороны. 5. По признаку «основных функциональных областей (подсистем)» типовой организации выделяют управленческие и производственные операции:в маркетинге;в инновациях (исследованиях и разработках);в снабжении;в финансовой деятельности;в управлении персоналом; 6. Условия выполнения позволяют выделить: основные — операции, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции или услуги; вспомогательные — операции, выполнение которых обеспечивает бесперебойность основных операций(ремонт); обслуживающие — это операции, в результате которых выполняются работы, необходимые для нормального функционирования основных и вспомогательных операций (транспортировка, складирование, комплектация и т. д.). 7. В зависимости от стадии изготовления продукции (услуги): заготовительные;обрабатывающие;сборочные. 8. По признаку «тип производства» можно выделить: операции в опытно-экспериментальном производстве; операции в единичном и мелкосерийном производстве; операции в серийном и крупносерийном производстве; операции в массовом и непрерывном производстве. 9. По признаку «принадлежность к отрасли» различают операции: в машиностроительном производстве;в здравоохранении итп. 10. По характеру движения материальных потоков от поставщика к покупателю: Системы, охватывающие производство, поставки и транспортировку к конечному потребителю (покупателю) продукции. Эти системы, в свою очередь, подразделяются на следующие: а)поставщик—обработка—запас—покупатель (характерна для производства, где исходное сырье нельзя долго хранить, а также для опытно-экспериментального производства); поставщик—обработка—покупатель (характерна для позаказного единичного и мелкосерийного производства); поставщик—запас—обработка—покупатель (характерна для позаказного производства и в некоторых случаях для непрерывного производства, например в химической промышленности); поставщик—запас—обработка—запас—покупатель (характерна для массового и непрерывного производства). б)Системы, охватывающие производство услуги при непосредственном участии потребителя в процессе производства и незамедлительном потреблении услуги в момент производства: ресурс «избыток» — услуга используется для качественного и достаточно дорогого обслуживания ресурс «минимум» — услуга с достаточно дешевой стоимостью обслуживания; ресурс «ограничение» — услуга для достаточно дешевого обслуживания с пиковыми нагрузками. 5.Классификация организаций. Все производственные организации можно разделить на две группы: промышленные предприятия и предприятия сферы обслуживания. Классификация организаций сферы обслуживания: 1. Уровень индивидуализации предоставляемых услуг: - организации, ориентированные на обслуживание индивидуальных нужд клиентов; - организации, обслуживающие стандартные, характерные для большинства запросы потребителей; 2. По уровню сложности предоставляемых услуг: организации с высокой и низкой степенью сложности. 3. Услуги, требующие специальных навыков и существенных капиталовложений. 4. Максимально персонифицированные услуги, их суть в удовлетворении потребностей конкретных индивидов. 5. Унифицированные услуги, которые можно стандартизировать и использовать для нужд большого количества потребителей одновременно. Классификация промышленных предприятий: 1. -Предприятия, выпускающие ГП, предназначенную для хранения на складах, доводят продукцию до стадии готовности к реализации. -Обрабатывающие предприятия, ориентированные на серийный выпуск продукции. Тип производства при этом смешанный. Примером могут служить нефтеперерабатывающие предприятия, цементные заводы, химические комбинаты. 2. Выявляется обширная типизация предприятий в зависимости от гибкости по выпуску определенных изделий.Под гибкостью понимаем способность организации быстро реагировать на изменение потребностей рынка (например, увеличение или падение спроса на те или иные товары и услуги и т. п.). Степень гибкости зависит от целей организации. 3. Классификация в зависимости от производственных операций: - Опытно-экспериментальное производство (проектное); -Единичное и мелкосерийное производство функционирует на основе заключения контрактов на изготовление единичных изделий по проектам заказчиков. -Серийное и крупносерийное производство обеспечивают выпуск партий товаров каждого наименования от небольших до крупных объемов, ассортимент при этом незначителен. - Массовое и непрерывное производство — организации такого типа осуществляют выпуск товаров массового потребления, характеризующихся схожестью или однотипностью изделий на основе реализации определенного технологического процесса. |