История актуального синтаксиса 4 этапа: 1) 2-я полов. 18 в. – 2-я пол. 19 в. Связ.прежде всего с Францией и Германией. Проблемы актуального синт-са связывались с особенностями порядка слов в различных яз-ках. Анри Вейль – книга «О порядке слов в древних языках сравнительно с современными языками»: Было замечено, что порядок слов что-то означает. Пор. слов Бейль связывал с учением о членах предложения. Он интерпретировал подлежащее как то, о чём говорится в предложении. Но существуют предложения с обратным порядком слов: Рим основал Ромул. Ромул основал Рим. – Но что конкретно означает изменение пор.слов, учёные ещё не осознавали. => 1 этап – период предчувствий и подозрений. 2) втор.полов. 19 в. – нач. 20 в. – период психологической трактовки проблематики, связанной с актуальным синт-сом. ! Сланский, Фортунатов, Шахматов, Пешковский – психол.напр-е: Предложение – как выражение в речи психологического суждения. 2 основные компонента предложения носят названия психологический субъект и психологический предикат (/ психологич. подлежащее и психол.сказуемое) => выделялись 2 разных аспекта в предложении: грамматический и психологическ. Считалось, что употребление предложения в речи управляется не языковыми, а психическими законами. Лингвисты обратились к говорящему человеку. Основные достижения: + лингвисты сошлись на том, что отсутствует обязательное тождество между формально-грамматическим и коммуникативным строем предложения. + средства актуального членения предлож-я: интонация, логическое ударение. 3) 30-е гг. 20 в.: Вилем Матезиус (чешск.), ему принадлежит заслуга постановки этого учения на лингвистическую почву. Это главн. имя в истории актуального синт-са, основатель пражского лингв.кружка. Статья В. Матезиуса «О так называемом актуальном членен.предложения» // «Пражский лингв.кружок». М., 1967 г. М-ус: членение на подлежащее и сказуемое – это не единственное член-е предл-я. => термины: грамматическое членение и актуальное членение – состоит в том, что одно и то же предложение в разных ситуациях может высказываться с разной целью. Мат-ус вводит понятия: речевая ситуация, цель, говорящий, слушающий. Лингвистическое проявление различных ситуаций обнаруживается в вопросах, котор. мы ставим к предложению. Напр.: Карл уехал в Прагу. 1 речев.сит.: Гов. И Слуш.знают о существовании К., но не зн., что случилось с К. => ? – Что случ.с К.? (2 речев.сит.: Кто? и т.д.). Гов.и Слуш.имеют разн.степень осведомлённости. У Гов. – разные цели высказывания. Мат-ус: акт.член.предлож-я бинарно: основа – коммуникативно < значимое, ядро – комм. > значимое. Эти термины не прижились в лингвистике: они восприним-сь как синонимы и б.заменены на: Тема («положенное в основу») – то, о чём говорится в предлож. Рема (от греч. «сообщённое, высказанное») – то, что наиболее значимо с точки зрения говорящего. Обслуживается акт.членение с пом.порядка слов и фразового ударения. Мат-ус занимался сопоставительн. лингвистикой (Славянск. яз-ки, англ.). В чешск.яз. пор.слов свободный, он служит какой-то цели – для актуальн. член-я. Для характеристики кажд. яз-ка важно отношен. м/у акт. и формальн. членением. Мат-ус впервые мог научно объяснить особенности пор. слов в слав. яз-х. Идеи Мат-са плодотворно развивались в трудах преимущественно германистов (Кружевницкая, Смирницкий), но не на материале рус.яз-ка. Долгое время в русистике акт.синт-сис игнорировался. В русск. лингв-ке акт. синт-с разв. спустя 30 лет после Мат-са. 4) История русского актуального синт-са: с нач. 60-х гг. до наших дней Т.к. акт.с-с сначала в советск. яз-знании не признавался, перв. докторск. диссертац. – И.П. Распопов «Актуальн.членение предложения» - защитил в Уфе (не в Москве). Раскопов подчёркивает зависимость акт. член-я от коммуникативн. задания и показыв., что без соответствия комм. заданию не может быть и предложения даже в том случае, если конструкция умещается в наиболее типичн. для яз-ка синт.схему. Напр.: -Куда ты идёшь? - *Я иду. – не соответств.комм.заданию. Без соотношения ремы с темой комм-ция не состоится даже в том случае, если предложение построено правильно. Работа включает перв. в отечеств.лингвистике типологию прост. предлож. в коммуникативно-синтаксическ. аспекте. → Работа 1965 г. – О.Б. Сиротинина «Пор.слов в русском языке». Только в 1970-м г. учение об акт.членении предлож. было → в Академическую грамматику русского яз-ка. + Официальным признанием – и появление раздела в учебниках (1976г. – учебн. И.И. Кофтуновой, 1977г. – учебн. Белошапковой). Во всех этих работах говорится, что пор.слов в русск. яз-ке несвободен: у него есть своя задача – это акт.член-е. Не только отечеств.линг-сты, но и в пражск. лингв. кружке: П. Адомитс «Пор.слов в рус.яз.» 1967г; 1972г. – ст. Яна Фирбоса – «Функции вопроса в процессе коммуникации». В отличие от Матез-са (акт.член.предл. бинарно), Фирбос: динамическая структура предлож-я имеет не бинарный, а градуальный хар-р. Ф-с разраб-ет теорию градуального член-я предлож-я / теорию коммуникативного динамизма. Он строит шкалу комм. динамизма: сам.низк.степень комм.динамизма – тема, сам.высок. – рема, но м/у ними существуют переходные компоненты. 1974 г. – статья Фр. Данеш, где он отмечает, что акт.член-е выполняет текстообразующие задачи. Лингвисты: механизмы акт.член-я в разных типах речи действуют по-разному. Так различаются прозаическая и поэтическая речь, то же в устн.и письм речи (Кофтунова «Поэтический синтаксис», Лаптева «Русск.разговорн.синт-с»): в письм.р. в конце предлож.стоит рема, в разговорн. – снач. Рема, →Тема. Поэтическ.речь во многом похожа на разговорн. ! Сегодняшний акт.синт-сис – это не синт-с высказывания, а синт-сис текста. О.А. Крылова «Комм.с-с русск.яз-ка»; Коллектив авторов (!Золотова) «Функционально-коммуникативная грамматика рус.яз» - большой раздел – Акт.с-сис – расширили: о средствах акт с-са: -если раньше –пор.слов, ударение, интонация, - то сейчас: · частицы · особые синтаксические конструкции - именительный темы (Москва! Как много в эт. звуке…), - Инфинитив темы (Кутить!..) · параграфемные средства (деление на абзацы, пунктуация, шрифт). В 30-е гг. 20 в.: В. Матезиус (чешск.), ему принадлежит заслуга постановки учения об актуальном членении на лингвистическую почву. Это главн. имя в истории актуального синт-са, основатель пражского лингв.кружка. Статья В. Матезиуса «О так называемом актуальном членен.предложения» // «Пражский лингв.кружок». М., 1967 г. М-ус: членение на подлежащее и сказуемое – это не единственное член-е предл-я. => термины: грамматическое членение и актуальное членение – состоит в том, что одно и то же предложение в разных ситуациях может высказываться с разной целью. Мат-ус вводит понятия: речевая ситуация, цель, говорящий, слушающий. Лингвистическое проявление различных ситуаций обнаруживается в вопросах, котор. мы ставим к предложению. Напр.: Карл уехал в Прагу. 1 речев.сит.: Гов. И Слуш.знают о существовании К., но не зн., что случилось с К. => ? – Что случ.с К.? (2 речев.сит.: Кто? и т.д.). Гов.и Слуш.имеют разн.степень осведомлённости. У Гов. – разные цели высказывания. Мат-ус: акт.член.предлож-я бинарно: основа – коммуникативно < значимое, ядро – комм. > значимое. Эти термины не прижились в лингвистике: они восприним-сь как синонимы и б.заменены на: Тема («положенное в основу») – то, о чём говорится в предлож. Рема (от греч. «сообщённое, высказанное») – то, что наиболее значимо с точки зрения говорящего. Обслуживается акт.членение с пом. порядка слов и фразового ударения. Мат-ус занимался сопоставительн. лингвистикой (Славянск. яз-ки, англ.). В чешск.яз. пор.слов свободный, он служит какой-то цели – для актуальн. член-я. Для характеристики кажд. яз-ка важно отношен. м/у акт. и формальн. членением. Мат-ус впервые мог научно объяснить особенности пор. слов в слав. яз-ках. Идеи Мат-са плодотворно развивались в трудах преимущественно германистов (Кружевницкая, Смирницкий), но не на материале рус.яз-ка. Долгое время в русистике акт.синт-сис игнорировался. В русск. лингв-ке акт. синт-с разв. спустя 30 лет после Мат-са. Основные понятия ТЕМА Три точки зрения на тему: 1. Исходный пункт высказывания, отправная точка для передачи акт. информации. 2. Тема актуально менее значима, чем рема. 3. Эта часть предложения, которая обычно дана, известна. ! Но: не всегда эти признаки применимы к теме в предложении (часто: тема и рема содержат новую информацию). Главный признак темы: это наименее коммуникативная часть предложения. Два типа тем 1. Текстовые темы или конситуативные (связаны с предшествующим текстом): q Тема известная (повторяет то, что есть в тексте). Илья Ильич проснулся… Он чем-то сильно озабочен. Т2=Т1 q Тема осложненная: Т2 (осл.) = Т1+х (новая информация): Он пошел. На лице у него…. (партитивные отношения) q Ипликативная - логически выводиться из предшествующего текста, но прямо в нем не названа: Какой он хорошенький. Щечки такие кругленькие. Импликативная тема (как и осложненная) чаще всего основывается на партитивных отношениях. q Контрастная — представляет что-то сопоставимое и сопоставляемое: Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать. 2. Авторские — темы, которые порождены авторской волей и с предшествующим текстом не связаны. q Тема в абсолютном начале текста: Длинный товарный поезд давно уже стоит у полустанка. — Это новая информация, но автор делает вид, что она уже известна читателю (эффект «знакомого незнакомца»). Авторская тема свидетельствует о том, что высказывание расчленено на предмет речи и на то, о чем говорится. Но есть и нерасчлененные высказывания, часто это обозначение пространства, времени (Земская больница. Ночь.). В нерасчлененных высказываниях все элементы коммуникативно равны. q Авторская тема в середине текста — здесь происходит тематизация меньшей коммуникативной значимости. Пример: Митя влетел в квартиру своих родителей. Родители уже ложились спать. Сестра (не выводиться логически, это новая информация — авторская тема в середине текста) подчеркнуто лежала в постели. Объединяет все эти темы то, что они противопоставлены реме. Существуют 2 механизма тематизации: текстовые и авторские. Средства тематизации Это касается прежде всего известной темы. Известная тема представляет в тексте один и тот же референт => используются средства корреферентности: Лексические средства 1) Лексический повтор Мы подошли к дому. В доме было темно. 2) Перефраза Мы подошли к дому. Строение оказалось ветхим. 3) Анафора — отсылка с помощью местоимений к предшестующему тексту. Мы подошли к дому. Около него… 3.1.) Местоименная 3.2.) Нулевая анафора — чаще касается подлежащего (Мы подошли к дому и постучали. Т2Æ(«Мы»)). Тематизация — маркировка информации как темы. +Порядок слов (это средство относится ко всем видам тем): в письменной неэкспрессивной речи тема обычно занимает инициальную позицию, в отличие от разговорной экспрессивной речи. (В начале — рема). +Синтаксические средства выделения темы (это касается прежде всего авторской темы; а лексические средства выделяют текстовую тему): 1) Метавысказывание: Поговорим о доме. 2) Специальные синтаксические конструкции: Что касается дома, то был он… Если он куда охотно ходил, так это в цирк. 3) Сегментиврованные конструкции — это выделение некоторой части высказывания и сообщение ему одного из знаков препинания (. / … / !). Дом…оказался очень красив. 4) Именительный темы: Дом. Мы подошли к нему. 5) Инфинитивные предложения: Прийти к общему дому. Кто не испытывал этого чувства?! 6) Интонация — касается выделения любых тем, определяет границы Т и Р. Тема — главное текстообразующее средство. Для синтаксиса текста важны типы соотношения тем — это тематическая прогрессия (термин Ф. Данеша). ВИДЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИЙ (то есть соотношение тем с предшествующим текстом) 1. Линейная тематическая прогрессия: тема следующего предложения относится к реме предыдущего (Мы (Т1) подошли к дому (Р1). В доме было пусто Т2 (в доме)=Р1). Такой тип тематической прогрессии характерен для нарративных текстов. 2. Константная тематическая прогрессия: в начале задается тема, а темы всех последующих высказываний возвращаются к ней. (Т2=Т1). Это тексты-характеристики (Ежик… Он… Зверек…). Таким образом тип тематической прогрессии определяет тип текста. 3. Тематический скачок: Т5=Т1 / Т5=Р1: Некто Ивлев (Т1) ехал однажды… (Р1) Тарантас с кривым верхом (Т2) - далее идет текст - Ехать (Т6) было приятно. Т6=Р1 В реальных текстах встречаются все виды тематических прогрессий. Тематическая прогрессия определяет принципы построения текста. РЕМА Рема — это высказывание минус тема. Рематический центр — наиболее значимая часть ремы, всегда содержит фразовое ударение. Рема всегда авторская. Типы рем: 1. Рема новая (содержит новую информацию). Пример: дети играют (Т) с азартом (Р). Самый большой азарт написан (Т) на лице у Гриши (Р). Это (Т) маленький девятилетний мальчик (Р) В каждом высказывании содержаться новые ремы — линейная рематическая прогрессия. 2. Рема коммуникативной важности — в совокупности с текстовой темой, и по принципу новизны с темой рема не отличается. Когда более важным является действие => включение сказуемого в рему (Молодая рыжая собачка/бегала взад и вперед/). 3. Рема контраста выделяется на семантических основаниях, содержит в себе скрытое отрицание. Вводятся частицами (даже, все-таки, ещё, и), которые маркируют ее и вводят в предложение теневое высказывание, которое подразумевается (пресубпозиция). И Павел позвонил (Павел обычно не звонит +звонили ещё люди). Интонация — средство выделения ремы контраста. Средства рематизации 1. Порядок слов (в неэкспрессивной прозе рема занимает финальную позицию (Т—Р) — объективный порядок слов, в экспрессивной — субъективный (Р—Т): Думала / Аксинья.). 2. Интонация. – Использование фразового ударения (выделяет рематический центр, более сильное средство синтагматическое членение), – Синтагматическое членение — указывает на границу между темой и ремой. ® Актуальное членение — нечеткая конструкция, и абсолютных границ между Т и Р не существует. – ! Но: когда не помогают другие средства, вовлекается интонация (Казнить нельзя помиловать). 3. Частицы. Маркируют чаще всего контрастную рему, чаще всего предшествуют рематическому центру (даже, ещё, именно, только): Неаполь…Именно там особенно живо вспоминается… 4. Парцелляция — явление ложной точки, которое не сигнализирует о конце высказывания. С помощью нее некоторые фрагменты оформляются как квазивысказывания => повышается коммуникативный статус фрагмента. Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех. С парцелляцией не следует путать присоединительные конструкции и уточняющие. (Позвони мне на следующей неделе, в пятницу (уточняет)). Папрцеляция действует вопреки законам конструктивного синтаксиса, разрывает синтаксические связи. |