МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

История актуального синтаксиса





4 этапа:

1) 2-я полов. 18 в. – 2-я пол. 19 в.

Связ.прежде всего с Францией и Германией.

Проблемы актуального синт-са связывались с особенностями порядка слов в различных яз-ках.

Анри Вейль – книга «О порядке слов в древних языках сравнительно с современными языками»:

Было замечено, что порядок слов что-то означает. Пор. слов Бейль связывал с учением о членах предложения. Он интерпретировал подлежащее как то, о чём говорится в предложении. Но существуют предложения с обратным порядком слов:

Рим основал Ромул. Ромул основал Рим. – Но что конкретно означает изменение пор.слов, учёные ещё не осознавали.

=> 1 этап – период предчувствий и подозрений.

2) втор.полов. 19 в. – нач. 20 в. – период психологической трактовки проблематики, связанной с актуальным синт-сом.

! Сланский, Фортунатов, Шахматов, Пешковский – психол.напр-е:

Предложение – как выражение в речи психологического суждения.

2 основные компонента предложения носят названия психологический субъект и психологический предикат (/ психологич. подлежащее и психол.сказуемое) => выделялись 2 разных аспекта в предложении: грамматический и психологическ. Считалось, что употребление предложения в речи управляется не языковыми, а психическими законами.

Лингвисты обратились к говорящему человеку. Основные достижения:

+ лингвисты сошлись на том, что отсутствует обязательное тождество между формально-грамматическим и коммуникативным строем предложения.

+ средства актуального членения предлож-я: интонация, логическое ударение.

3) 30-е гг. 20 в.:

Вилем Матезиус (чешск.), ему принадлежит заслуга постановки этого учения на лингвистическую почву. Это главн. имя в истории актуального синт-са, основатель пражского лингв.кружка.

Статья В. Матезиуса «О так называемом актуальном членен.предложения» // «Пражский лингв.кружок». М., 1967 г.

М-ус: членение на подлежащее и сказуемое – это не единственное член-е предл-я. => термины: грамматическое членение и

актуальное членение – состоит в том, что одно и то же предложение в разных ситуациях может высказываться с разной целью. Мат-ус вводит понятия: речевая ситуация, цель, говорящий, слушающий.

Лингвистическое проявление различных ситуаций обнаруживается в вопросах, котор. мы ставим к предложению. Напр.: Карл уехал в Прагу. 1 речев.сит.: Гов. И Слуш.знают о существовании К., но не зн., что случилось с К. => ? – Что случ.с К.? (2 речев.сит.: Кто? и т.д.).

Гов.и Слуш.имеют разн.степень осведомлённости. У Гов. – разные цели высказывания.

Мат-ус: акт.член.предлож-я бинарно: основа – коммуникативно < значимое, ядро – комм. > значимое. Эти термины не прижились в лингвистике: они восприним-сь как синонимы и б.заменены на:

Тема («положенное в основу») – то, о чём говорится в предлож.

Рема (от греч. «сообщённое, высказанное») – то, что наиболее значимо с точки зрения говорящего.

Обслуживается акт.членение с пом.порядка слов и фразового ударения.

Мат-ус занимался сопоставительн. лингвистикой (Славянск. яз-ки, англ.). В чешск.яз. пор.слов свободный, он служит какой-то цели – для актуальн. член-я.

Для характеристики кажд. яз-ка важно отношен. м/у акт. и формальн. членением.

Мат-ус впервые мог научно объяснить особенности пор. слов в слав. яз-х. Идеи Мат-са плодотворно развивались в трудах преимущественно германистов (Кружевницкая, Смирницкий), но не на материале рус.яз-ка.

Долгое время в русистике акт.синт-сис игнорировался. В русск. лингв-ке акт. синт-с разв. спустя 30 лет после Мат-са.

4) История русского актуального синт-са: с нач. 60-х гг. до наших дней

Т.к. акт.с-с сначала в советск. яз-знании не признавался, перв. докторск. диссертац. – И.П. Распопов «Актуальн.членение предложения» - защитил в Уфе (не в Москве).

Раскопов подчёркивает зависимость акт. член-я от коммуникативн. задания и показыв., что без соответствия комм. заданию не может быть и предложения даже в том случае, если конструкция умещается в наиболее типичн. для яз-ка синт.схему. Напр.: -Куда ты идёшь?

- *Я иду. – не соответств.комм.заданию.

Без соотношения ремы с темой комм-ция не состоится даже в том случае, если предложение построено правильно.

Работа включает перв. в отечеств.лингвистике типологию прост. предлож. в коммуникативно-синтаксическ. аспекте.

→ Работа 1965 г. – О.Б. Сиротинина «Пор.слов в русском языке».

Только в 1970-м г. учение об акт.членении предлож. было → в Академическую грамматику русского яз-ка.

+ Официальным признанием – и появление раздела в учебниках (1976г. – учебн. И.И. Кофтуновой, 1977г. – учебн. Белошапковой).

Во всех этих работах говорится, что пор.слов в русск. яз-ке несвободен: у него есть своя задача – это акт.член-е.

Не только отечеств.линг-сты, но и в пражск. лингв. кружке: П. Адомитс «Пор.слов в рус.яз.» 1967г;

1972г. – ст. Яна Фирбоса – «Функции вопроса в процессе коммуникации». В отличие от Матез-са (акт.член.предл. бинарно), Фирбос: динамическая структура предлож-я имеет не бинарный, а градуальный хар-р. Ф-с разраб-ет теорию градуального член-я предлож-я / теорию коммуникативного динамизма. Он строит шкалу комм. динамизма: сам.низк.степень комм.динамизма – тема, сам.высок. – рема, но м/у ними существуют переходные компоненты.

1974 г. – статья Фр. Данеш, где он отмечает, что акт.член-е выполняет текстообразующие задачи.

Лингвисты: механизмы акт.член-я в разных типах речи действуют по-разному. Так различаются прозаическая и поэтическая речь, то же в устн.и письм речи (Кофтунова «Поэтический синтаксис», Лаптева «Русск.разговорн.синт-с»): в письм.р. в конце предлож.стоит рема, в разговорн. – снач. Рема, →Тема. Поэтическ.речь во многом похожа на разговорн.

! Сегодняшний акт.синт-сис – это не синт-с высказывания, а синт-сис текста.

О.А. Крылова «Комм.с-с русск.яз-ка»;

Коллектив авторов (!Золотова) «Функционально-коммуникативная грамматика рус.яз» - большой раздел – Акт.с-сис – расширили: о средствах акт с-са:

-если раньше –пор.слов, ударение, интонация,

- то сейчас:

· частицы

· особые синтаксические конструкции

- именительный темы (Москва! Как много в эт. звуке…),

- Инфинитив темы (Кутить!..)

· параграфемные средства (деление на абзацы, пунктуация, шрифт).

В 30-е гг. 20 в.:

В. Матезиус (чешск.), ему принадлежит заслуга постановки учения об актуальном членении на лингвистическую почву. Это главн. имя в истории актуального синт-са, основатель пражского лингв.кружка.

Статья В. Матезиуса «О так называемом актуальном членен.предложения» // «Пражский лингв.кружок». М., 1967 г.

М-ус: членение на подлежащее и сказуемое – это не единственное член-е предл-я. => термины: грамматическое членение и

актуальное членение – состоит в том, что одно и то же предложение в разных ситуациях может высказываться с разной целью. Мат-ус вводит понятия: речевая ситуация, цель, говорящий, слушающий.

Лингвистическое проявление различных ситуаций обнаруживается в вопросах, котор. мы ставим к предложению. Напр.: Карл уехал в Прагу. 1 речев.сит.: Гов. И Слуш.знают о существовании К., но не зн., что случилось с К. => ? – Что случ.с К.? (2 речев.сит.: Кто? и т.д.).

Гов.и Слуш.имеют разн.степень осведомлённости. У Гов. – разные цели высказывания.

Мат-ус: акт.член.предлож-я бинарно: основа – коммуникативно < значимое, ядро – комм. > значимое. Эти термины не прижились в лингвистике: они восприним-сь как синонимы и б.заменены на:

Тема («положенное в основу») – то, о чём говорится в предлож.

Рема (от греч. «сообщённое, высказанное») – то, что наиболее значимо с точки зрения говорящего.

Обслуживается акт.членение с пом. порядка слов и фразового ударения.

Мат-ус занимался сопоставительн. лингвистикой (Славянск. яз-ки, англ.). В чешск.яз. пор.слов свободный, он служит какой-то цели – для актуальн. член-я.

Для характеристики кажд. яз-ка важно отношен. м/у акт. и формальн. членением.

Мат-ус впервые мог научно объяснить особенности пор. слов в слав. яз-ках. Идеи Мат-са плодотворно развивались в трудах преимущественно германистов (Кружевницкая, Смирницкий), но не на материале рус.яз-ка.

Долгое время в русистике акт.синт-сис игнорировался. В русск. лингв-ке акт. синт-с разв. спустя 30 лет после Мат-са.

Основные понятия

ТЕМА

Три точки зрения на тему:

1. Исходный пункт высказывания, отправная точка для передачи акт. информации.

2. Тема актуально менее значима, чем рема.

3. Эта часть предложения, которая обычно дана, известна.

! Но: не всегда эти признаки применимы к теме в предложении (часто: тема и рема содержат новую информацию).

Главный признак темы: это наименее коммуникативная часть предложения.

Два типа тем

1. Текстовые темы или конситуативные (связаны с предшествующим текстом):

q Тема известная (повторяет то, что есть в тексте). Илья Ильич проснулся… Он чем-то сильно озабочен. Т2=Т1

q Тема осложненная: Т2 (осл.) = Т1+х (новая информация): Он пошел. На лице у него…. (партитивные отношения)

q Ипликативная - логически выводиться из предшествующего текста, но прямо в нем не названа: Какой он хорошенький. Щечки такие кругленькие.

Импликативная тема (как и осложненная) чаще всего основывается на партитивных отношениях.

q Контрастная — представляет что-то сопоставимое и сопоставляемое: Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать.

2. Авторские — темы, которые порождены авторской волей и с предшествующим текстом не связаны.

q Тема в абсолютном начале текста: Длинный товарный поезд давно уже стоит у полустанка. — Это новая информация, но автор делает вид, что она уже известна читателю (эффект «знакомого незнакомца»). Авторская тема свидетельствует о том, что высказывание расчленено на предмет речи и на то, о чем говорится. Но есть и нерасчлененные высказывания, часто это обозначение пространства, времени (Земская больница. Ночь.). В нерасчлененных высказываниях все элементы коммуникативно равны.

q Авторская тема в середине текста — здесь происходит тематизация меньшей коммуникативной значимости. Пример: Митя влетел в квартиру своих родителей. Родители уже ложились спать. Сестра (не выводиться логически, это новая информация — авторская тема в середине текста) подчеркнуто лежала в постели.

Объединяет все эти темы то, что они противопоставлены реме.

Существуют 2 механизма тематизации: текстовые и авторские.

Средства тематизации

Это касается прежде всего известной темы. Известная тема представляет в тексте один и тот же референт => используются средства корреферентности:

Лексические средства

1) Лексический повтор

Мы подошли к дому. В доме было темно.

2) Перефраза

Мы подошли к дому. Строение оказалось ветхим.

3) Анафора — отсылка с помощью местоимений к предшестующему тексту.

Мы подошли к дому. Около него…

3.1.) Местоименная

3.2.) Нулевая анафора — чаще касается подлежащего (Мы подошли к дому и постучали. Т2Æ(«Мы»)).

Тематизация — маркировка информации как темы.

+Порядок слов (это средство относится ко всем видам тем): в письменной неэкспрессивной речи тема обычно занимает инициальную позицию, в отличие от разговорной экспрессивной речи. (В начале — рема).

+Синтаксические средства выделения темы (это касается прежде всего авторской темы; а лексические средства выделяют текстовую тему):

1) Метавысказывание: Поговорим о доме.

2) Специальные синтаксические конструкции: Что касается дома, то был он… Если он куда охотно ходил, так это в цирк.

3) Сегментиврованные конструкции — это выделение некоторой части высказывания и сообщение ему одного из знаков препинания (. / … / !).

Домоказался очень красив.

4) Именительный темы:

Дом. Мы подошли к нему.

5) Инфинитивные предложения:

Прийти к общему дому. Кто не испытывал этого чувства?!

6) Интонация — касается выделения любых тем, определяет границы Т и Р.

Тема — главное текстообразующее средство. Для синтаксиса текста важны типы соотношения тем — это тематическая прогрессия (термин Ф. Данеша).

ВИДЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИЙ (то есть соотношение тем с предшествующим текстом)

1. Линейная тематическая прогрессия: тема следующего предложения относится к реме предыдущего (Мы (Т1) подошли к дому (Р1). В доме было пусто Т2 (в доме)=Р1). Такой тип тематической прогрессии характерен для нарративных текстов.

2. Константная тематическая прогрессия: в начале задается тема, а темы всех последующих высказываний возвращаются к ней. (Т2=Т1). Это тексты-характеристики (Ежик… Он… Зверек…).

Таким образом тип тематической прогрессии определяет тип текста.

3. Тематический скачок: Т5=Т1 / Т5=Р1: Некто Ивлев (Т1) ехал однажды… (Р1) Тарантас с кривым верхом (Т2) - далее идет текст - Ехать (Т6) было приятно. Т6=Р1

В реальных текстах встречаются все виды тематических прогрессий. Тематическая прогрессия определяет принципы построения текста.

РЕМА

Рема — это высказывание минус тема.

Рематический центр — наиболее значимая часть ремы, всегда содержит фразовое ударение.

Рема всегда авторская.

Типы рем:

1. Рема новая (содержит новую информацию).

Пример: дети играют (Т) с азартом (Р).

Самый большой азарт написан (Т) на лице у Гриши (Р).

Это (Т) маленький девятилетний мальчик (Р)

В каждом высказывании содержаться новые ремы — линейная рематическая прогрессия.

2. Рема коммуникативной важности

— в совокупности с текстовой темой, и по принципу новизны с темой рема не отличается. Когда более важным является действие => включение сказуемого в рему (Молодая рыжая собачка/бегала взад и вперед/).

3. Рема контраста выделяется на семантических основаниях, содержит в себе скрытое отрицание. Вводятся частицами (даже, все-таки, ещё, и), которые маркируют ее и вводят в предложение теневое высказывание, которое подразумевается (пресубпозиция).

И Павел позвонил (Павел обычно не звонит +звонили ещё люди).

Интонация — средство выделения ремы контраста.

Средства рематизации

1. Порядок слов (в неэкспрессивной прозе рема занимает финальную позицию (Т—Р) — объективный порядок слов, в экспрессивной — субъективный (Р—Т): Думала / Аксинья.).

2. Интонация.

– Использование фразового ударения (выделяет рематический центр, более сильное средство синтагматическое членение),

– Синтагматическое членение — указывает на границу между темой и ремой. ® Актуальное членение — нечеткая конструкция, и абсолютных границ между Т и Р не существует.

– ! Но: когда не помогают другие средства, вовлекается интонация (Казнить нельзя помиловать).

3. Частицы. Маркируют чаще всего контрастную рему, чаще всего предшествуют рематическому центру (даже, ещё, именно, только): Неаполь…Именно там особенно живо вспоминается…

4. Парцелляция — явление ложной точки, которое не сигнализирует о конце высказывания. С помощью нее некоторые фрагменты оформляются как квазивысказывания => повышается коммуникативный статус фрагмента.

Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех.

С парцелляцией не следует путать присоединительные конструкции и уточняющие. (Позвони мне на следующей неделе, в пятницу (уточняет)).

Папрцеляция действует вопреки законам конструктивного синтаксиса, разрывает синтаксические связи.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.