Советское государство и мир (начало 1920-х – 1945 г.) План 1. Образование СССР. Формирование советской политической системы, ее основные черты. 2. Новая экономическая политика. 3. Форсированная модернизация в СССР. Особенности осуществления и результаты. 4. СССР в годы Великой Отечественной войны. Результаты и последствия Второй мировой войны. Дополнительная литература: Горинов М. М. Нэп: поиск путей развития. – М., 1990. Данилов В. П. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2. Дмитренко В. П. «Военный коммунизм», нэп…// История СССР. – 1990. - № 3. Васильев А. Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. – 2005. - № 1. Зеленин И. Е. Коллективизация и единоличник (1933 – первая половина 1935 г.)// Отечественная история. 1993. № 3. Лельчук В. С. 1926 – 1940 гг.: завершенная индустриализация или промышленный рывок? // История СССР. 1990. № 4. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. НЭП: приобретения и потери. М., 1994. Орлов И. Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. М., 1999. Павлова И. В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. 2001. № 10. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997. Соколов А. К. Курс советской истории 1917-1940. М.,1999. Ч.2. Разд. 1-5. Соколов Б. В. Вторая мировая война: Факты и версии. М., 2006. Тема 8 СССР во второй половине XX века (1945 – 1991 гг.) План 1. Общественно-политические процессы в стране в 1945 – 1985 гг. 2. Социально-экономическое развитие СССР в 1945 – 1985 гг. 3. Перестройка и распад СССР. Литература дополнительная: Барсенков А. С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства: 1985 – 1991. – М., 1991. Губанов С. «Косыгинская реформа»: итоги и уроки // Экономист. – 2004. - № 4. Жуков В. И. Реформы в России. 1985 – 1995 гг. М., 1997. Зеленин И. Е. Аграрная политика Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. – 2001. - № 1. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964 гг. М., 1993. еонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Медведев Р. А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. – 2003. - № 7. Пихоя Р. Г. История власти. 1945 – 1991. – М,. 1998. Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964 гг. М., 2002. Таубман У. То взлет, то падение. Личность Хрущева и история // Родина. 2004. № 3. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 – 2001. От Горбачева до Путина. – М., 2001. Шестаков В. А. Политика Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации // Отечественная история. – 2006. - № 6. Шубин А. В. От «застоя» к реформам. СССР в 1977 – 1985 гг. – М., 2001. Тема 9 Россия в 1991 г. – начале XXI в. План 1. Формирование новой российской государственности. 2. Социально-экономическая модернизация страны. 3. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации. Дополнительная литература: Архипова Т. Г. Государственность современной России. – М., 2003. Воронцов В. А. Новейшая история России: шоки без терапии эпохи Ельцина. – М., 2009. Гребениченко С. Ф., Давыдов В. П. Путинская Россия. – М., 2007. Жуков В. И. Реформы в России. 1985 – 1995 гг. М., 1997. Колесников А. Раздвоение ВВП: как Путин Медведева выбирал. – М., 2008. Медведев Р. А. Капитализм в России? – М., 1998. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 – 2001. От Горбачева до Путина. – М., 2001. Фортунатов В. В. Россия в 1917. Чем закончатся эксперименты над страной? – СПб., 2011. Черников Г. П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX – XXI веков. – М., 2006. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. – М., 2001. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов Учебно-методический комплекс дисциплины «История» предназначен для бакалавриата (направление – педагогическое образование, профиль – биологическое образование). Он содержит программу курса, тематику лекций, планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, темы рефератов, эссе, примерные варианты контрольных заданий, вопросы к экзамену. Системное изложение курса дается преподавателем на лекциях. На семинарские занятия вынесены наиболее сложные вопросы курса. Поэтому подготовка к семинарам включает в себя обязательную самостоятельную работу студентов с историческими источниками, научной и учебной литературой. Участие в семинарах предполагает изложение и обсуждение поставленных вопросов, сопоставление разных точек зрения, систематизацию знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Формами контроля работы студентов по курсу истории являются: подготовка рефератов, эссе, тестирование, проведение контрольных работ и сдача экзамен в конце семестра. |