СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. СЕМЬЯ И БРАК МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АР КРЫМ КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНИХ НАУК ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ По КУРСУ социологИЯ Для студентов всех специальностей Утверждено на заседании кафедры философии Протокол № 1 от 30.08.11. Ялта, 2013 Семинарское занятие №1 ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ Цели и задачи: определить предмет и функции социологии, очертить ее проблемное поле; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между социологическим и другим познанием; исследовать особенности социологии как вида знания, которое относится к гуманитарным наукам; раскрыть гуманистический и эвристический потенциал социологического знания. Основные понятия темы:социальное, объект, предмет, социум, социология, структура социологии, общетеоретический уровень социологии, отрасли социологии, конкретное социологическое исследование, функции социологии. План: 1. Предмет и объект социологии. 2. Структура социологической системы знаний 3. Основные функции социологии. Проблемно-поисковые вопросы 1. Что общего и в чем отличие объекта и предмета социологии как науки? 2. Чем отличается предмет социологии от предметов других наук об обществе? 3. На чем базируется утверждение о социологии как об одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин? 4.В чём проявляется специфика социальных закономерностей? План проведения занятия 1. Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов. 2. Устный опрос студентов ключевых терминов темы. 3. Беседа по теме: «Социология и другие общественные науки». Литература: 1. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. – М., 1991. 2. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.. 1991. 3. Жоль К. К. Социология. – К., 2005. 4. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К., 1998. 5. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. – М., 1998. 6. Попова И. М. Социология. – К.. 1998 7. Радугин А.А, Радугин К.А. Социология. - М., 1997 г. 8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 9. Трошкина В.А. Социологическая концепция О. Конта. - М., 1984 г. 10. Погорелый О.И. Социологическая мысль' 20-го столетия. - К., 1996 г. Семинарское занятие №2 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Цели и задачи:исследовать генезис социологии, акцентируя внимание на обусловленность возникновения науки социальными изменениями. Особо выделить как доминантные этапы развития социологии. Проанализировать социально-философский контекст социологии, социальную обусловленность появления социологических идей в Новое время (Х1Х в.) как ответ на вызов эпохи. Основные понятия и категории темы:деструкция, детерминизм, идеология, иерархия, интеграция, моральная оценка, позитивизм, понимающая социология, протосоциология, символический интеракционизм, социальная статика, социальная динамика, социальный контроль, социальный характер, ценность, эволюционизм, эмпиризм, этнометодология. План: 1. Развитие идей об обществе в древности и средневековье. 2. Возникновение социологии как самостоятельной науки. 3. Классические социологические теории 4. Современные социологические теории. 5.Социология в Украине и в Росси. Проблемно-поисковые вопросы 1. В чем состоит специфика ранних представлений людей об обществе? 2. Насколько целесообразно использования социального менеджмента Н. Макиавелли в современных условиях? 3. Что нового внес в социологическую модель Т.Гоббс своим учением об общественным договоре? 4. Какова роль О.Конта и Г.Спенсера в становлении социологии 5.Чем отличаются друг от друга социологические взгляды К.Маркса и М.Вебера? План проведения занятия 1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов. 2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы. 3.Беседа по теме: «Марксизм и социология (взаимовлияния)». Литература: 1. Вебер М. Избр.произв. – М., 2000. 2. Дюркгейм О разделении общественного труда. – М., 1990. 3. Осипов Г. Б. Социология. – М., 1988. 4. Пича В. М. Социология. – К., 2000. 5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М.. 2001. 6. Социология / ред. Андрущенко В.П. – Харьков, 2000. 7. Социология / ред. Городяненко В.Г. – Киев, 1999. Семинарское занятие №3 СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. Цели и задачи занятия:осмыслить эволюционный путь развития обществ в истории человечества; раскрыть критерии типологии обществ и показать их типы. Определить основания разных типов социальной стратификации; показать роль социальной мобильности в современных обществах; раскрыть суть разных подходов к исследованию социально-классовой структуры. Основные понятия темы:общество, социальная группа, социальная организация, социальная система, социальные изменения, социальный институт, социальная общность, социальные отклонения, социальные отношения, социальный контроль, социальная стратификация, социальная структура, маргинальность, мобильность. План: 1. Понятие об обществе и его типах. 2. Определение понятия „социальная структура общества”. 3. Социальные статусы и роли. 4. Социальная стратификация и социальная мобильность. Проблемно-поисковые вопросы 1. Как реализуются в обществе функции социального контроля? 2. Какую роль в обществе играют социальные общности? 3. В чем различие между группами и массовым социальными общностями? 5. Какие социальные группы и общности составляют социальную структуру общества? 6. Чем обусловлена трансформация взглядов на социальную структуру общества в постсоветских странах? 7. В чем различие между понятиями «класс» и «страта»? 8.Охарактеризуйте основные тенденции развития социально-классовой структуры современного общества. План проведения занятия 1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов. 2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы. Литература: 1.Вебер М. Избр.произв. – М., 2000. 2.Жоль К. К. Социология. – К., 2005. 3.Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К.. 1998. 4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М., 2000. 5.Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. 6.Социология / Ред. Андрущенко В. П. – Харьков, 2000. Социология / Ред. Городяненко В. Г. – Киев, 1999 Семинарское занятие №4 СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и задачи занятия:исследовать понятие личности в тех ее проявлениях, которые охватывает социологический дискурс; показать различие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»; систематизировать основные течения, подходы, направления в исследовании личностных проблем; подчеркнуть значение социализации в становлении личности; дать представление об особенностях девиантного поведения и его типах. Основные понятия темы:личность, поведение, природа человека, ролевая теория, социальная ориентация, социальная установка, социальное поведение, установка, девиантное поведение, социализация. План: 1. Понятие личности в социологии. 2. Личность как субъект и объект общественных отношений 3. Взаимоотношение личности и общества. 4. Процесс социализации. Проблемно-поисковые вопросы 1. Что составляет предмет социологии личности? 2. Как, на ваш взгляд, следует определять содержание понятия ,,личность,,? 3. В чем отличия понятий ,,индивид,, , ,,индивидуальность,, , ,,личность,,? 4. Какие элементы составляют структуру личности? 5.Как социальные нормы влияют на деятельность личности? План проведения занятия 1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов. 2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы. Литература: 1. Берн Э. Игры, в которые играют взрослые люди. – М., 1988 2. Кон И. В поисках себя. _ М., 1984 3.Коэн Л.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. – М., 1978 4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды – М., 1969 5. Фрейд З. Я и Оно – М,. 1995 . Семинарское занятие №5 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. СЕМЬЯ И БРАК Цели и задачи занятия:исследовать динамику развития семейно-брачных отношений со времени их зарождения; показать значение семьи в современном обществе; обрисовать функции семьи и показать их трансформацию в процессе исторического развития; выявить связь состояния семьи с демографическими процессами в обществе Основные понятия темы: брак, семья, родство, свойство, усыновление, репродуктивная функция, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая функция, экономическая функция, функция социального контроля, социально-статусная функция, досуговая функция, эмоциональная функция, демография, депопуляция, демографический взрыв. План: 1. Семья как объект социологического анализа. 2. Социальные функции семьи. 3. Фазы и типы развития семьи. 4. Тенденция брачно-семейных отношений в Украине. Проблемно-поисковые вопросы 1. Что изучает социология семьи? 2. Какие социальные функции выполняют брак и семья в обществе? 3. Чем определяется репродуктивное поведение человека? 4. В чем лежат основные причины кризиса современной семьи? 5.Почему возникают семейные конфликты и как их избежать? План проведения занятия 1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов. 2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы. 3.Беседа на тему: «роль семьи в развитии украинского общества». Литература: 1. Жоль К. К. Социология. – К., 2005. 2. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К., 1998. 3. Пича В. М. Социология. – К., 2000. 4. Попова И. М. Социология. – К., 1998. 5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М., 2001. 6. Социология / Ред. Городяненко В. Г. – К., 1999. 7. Социология / Ред. Андрущенко В. П. – Харьков, 2000. Семинарское занятие №6 |