МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. СЕМЬЯ И БРАК





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АР КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНИХ НАУК

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По КУРСУ

социологИЯ

Для студентов всех специальностей

 

Утверждено на заседании кафедры

философии

Протокол № 1 от 30.08.11.

 

 

Ялта, 2013


Семинарское занятие №1

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

Цели и задачи: определить предмет и функции социологии, очертить ее проблемное поле; обнаружить общие подходы и принципиальные отличия между социологическим и другим познанием; исследовать особенности социологии как вида знания, которое относится к гуманитарным наукам; раскрыть гуманистический и эвристический потенциал социологического знания.

Основные понятия темы:социальное, объект, предмет, социум, социология, структура социологии, общетеоретический уровень социологии, отрасли социологии, конкретное социологическое исследование, функции социологии.

План:

1. Предмет и объект социологии.

2. Структура социологической системы знаний

3. Основные функции социологии.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что общего и в чем отличие объекта и предмета социологии как науки?

2. Чем отличается предмет социологии от предметов других наук об обществе?

3. На чем базируется утверждение о социологии как об одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин?

4.В чём проявляется специфика социальных закономерностей?

План проведения занятия

1. Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

2. Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

3. Беседа по теме: «Социология и другие общественные науки».

 

Литература:

1. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. – М., 1991.

2. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.. 1991.

3. Жоль К. К. Социология. – К., 2005.

4. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К., 1998.

5. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. – М., 1998.

6. Попова И. М. Социология. – К.. 1998

7. Радугин А.А, Радугин К.А. Социология. - М., 1997 г.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

9. Трошкина В.А. Социологическая концепция О. Конта. - М., 1984 г.

10. Погорелый О.И. Социологическая мысль' 20-го столетия. - К., 1996 г.

 

Семинарское занятие №2

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Цели и задачи:исследовать генезис социологии, акцентируя внимание на обусловленность возникновения науки социальными изменениями. Особо выделить как доминантные этапы развития социологии. Проанализировать социально-философский контекст социологии, социальную обусловленность появления социологических идей в Новое время (Х1Х в.) как ответ на вызов эпохи.

Основные понятия и категории темы:деструкция, детерминизм, идеология, иерархия, интеграция, моральная оценка, позитивизм, понимающая социология, протосоциология, символический интеракционизм, социальная статика, социальная динамика, социальный контроль, социальный характер, ценность, эволюционизм, эмпиризм, этнометодология.

 

План:

1. Развитие идей об обществе в древности и средневековье.

2. Возникновение социологии как самостоятельной науки.

3. Классические социологические теории

4. Современные социологические теории.

5.Социология в Украине и в Росси.

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем состоит специфика ранних представлений людей об обществе?

2. Насколько целесообразно использования социального менеджмента Н. Макиавелли в современных условиях?

3. Что нового внес в социологическую модель Т.Гоббс своим учением об общественным договоре?

4. Какова роль О.Конта и Г.Спенсера в становлении социологии

5.Чем отличаются друг от друга социологические взгляды К.Маркса и М.Вебера?

План проведения занятия

1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

3.Беседа по теме: «Марксизм и социология (взаимовлияния)».

Литература:

 

1. Вебер М. Избр.произв. – М., 2000.

2. Дюркгейм О разделении общественного труда. – М., 1990.

3. Осипов Г. Б. Социология. – М., 1988.

4. Пича В. М. Социология. – К., 2000.

5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М.. 2001.

6. Социология / ред. Андрущенко В.П. – Харьков, 2000.

7. Социология / ред. Городяненко В.Г. – Киев, 1999.

 

Семинарское занятие №3

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Цели и задачи занятия:осмыслить эволюционный путь развития обществ в истории человечества; раскрыть критерии типологии обществ и показать их типы. Определить основания разных типов социальной стратификации; показать роль социальной мобильности в современных обществах; раскрыть суть разных подходов к исследованию социально-классовой структуры.

Основные понятия темы:общество, социальная группа, социальная организация, социальная система, социальные изменения, социальный институт, социальная общность, социальные отклонения, социальные отношения, социальный контроль, социальная стратификация, социальная структура, маргинальность, мобильность.

План:

1. Понятие об обществе и его типах.

2. Определение понятия „социальная структура общества”.

3. Социальные статусы и роли.

4. Социальная стратификация и социальная мобильность.

 

Проблемно-поисковые вопросы

 

1. Как реализуются в обществе функции социального контроля?

2. Какую роль в обществе играют социальные общности?

3. В чем различие между группами и массовым социальными общностями?

5. Какие социальные группы и общности составляют социальную структуру общества?

6. Чем обусловлена трансформация взглядов на социальную структуру общества в постсоветских странах?

7. В чем различие между понятиями «класс» и «страта»?

8.Охарактеризуйте основные тенденции развития социально-классовой структуры современного общества.

План проведения занятия

1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

Литература:

 

1.Вебер М. Избр.произв. – М., 2000.

2.Жоль К. К. Социология. – К., 2005.

3.Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К.. 1998.

4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М., 2000.

5.Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

6.Социология / Ред. Андрущенко В. П. – Харьков, 2000.

Социология / Ред. Городяненко В. Г. – Киев, 1999

 

Семинарское занятие №4

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Цели и задачи занятия:исследовать понятие личности в тех ее проявлениях, которые охватывает социологический дискурс; показать различие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»; систематизировать основные течения, подходы, направления в исследовании личностных проблем; подчеркнуть значение социализации в становлении личности; дать представление об особенностях девиантного поведения и его типах.

Основные понятия темы:личность, поведение, природа человека, ролевая теория, социальная ориентация, социальная установка, социальное поведение, установка, девиантное поведение, социализация.

 

План:

1. Понятие личности в социологии.

2. Личность как субъект и объект общественных отношений

3. Взаимоотношение личности и общества.

4. Процесс социализации.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что составляет предмет социологии личности?

2. Как, на ваш взгляд, следует определять содержание понятия ,,личность,,?

3. В чем отличия понятий ,,индивид,, , ,,индивидуальность,, , ,,личность,,?

4. Какие элементы составляют структуру личности?

5.Как социальные нормы влияют на деятельность личности?

План проведения занятия

1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

Литература:

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют взрослые люди. – М., 1988

2. Кон И. В поисках себя. _ М., 1984

3.Коэн Л.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. – М., 1978

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды – М., 1969

5. Фрейд З. Я и Оно – М,. 1995

.

 

Семинарское занятие №5

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. СЕМЬЯ И БРАК

Цели и задачи занятия:исследовать динамику развития семейно-брачных отношений со времени их зарождения; показать значение семьи в современном обществе; обрисовать функции семьи и показать их трансформацию в процессе исторического развития; выявить связь состояния семьи с демографическими процессами в обществе

Основные понятия темы: брак, семья, родство, свойство, усыновление, репродуктивная функция, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая функция, экономическая функция, функция социального контроля, социально-статусная функция, досуговая функция, эмоциональная функция, демография, депопуляция, демографический взрыв.

План:

1. Семья как объект социологического анализа.

2. Социальные функции семьи.

3. Фазы и типы развития семьи.

4. Тенденция брачно-семейных отношений в Украине.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что изучает социология семьи?

2. Какие социальные функции выполняют брак и семья в обществе?

3. Чем определяется репродуктивное поведение человека?

4. В чем лежат основные причины кризиса современной семьи?

5.Почему возникают семейные конфликты и как их избежать?

План проведения занятия

1.Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

2.Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

3.Беседа на тему: «роль семьи в развитии украинского общества».

Литература:

 

1. Жоль К. К. Социология. – К., 2005.

2. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. – К., 1998.

3. Пича В. М. Социология. – К., 2000.

4. Попова И. М. Социология. – К., 1998.

5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М., 2001.

6. Социология / Ред. Городяненко В. Г. – К., 1999.

7. Социология / Ред. Андрущенко В. П. – Харьков, 2000.

 

Семинарское занятие №6





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.