ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Кен чертится средним пальцем, сверху вниз. Ее цвет — красный. РУНА КАНО (КЕНАЗ)   Названия: Протогерм.: kenaz (Кеназ: факел) Готск.: kusma (Кусма: опухоль) Др.-англ.: cén (Кен: факел) Др.-сканд.:kaun (Каун: язва, нарыв) Варианты начертания:  Фонетическое соответствие: k. Эзотерическое толкование названия: управляемый огонь; кремация. Готское и древнескандинавское названия вторичны: они подразумевают внутренний огонь, воспаление и т.п. Идеографическое толкование: пламя факела. Комментарий K-руна олицетворяет таинство возрождения через жертвенную смерть. Это огненная руна — руна факела как управляемого огня (в отличие от более первобытной и архетипической силы огня, представленной F-руной). На ритуальном уровне kenaz — это огонь творения и алтарный огонь, пламя домашнего очага и кузнечного горна; огонь, подвластный человеку и служащий его целям. Кремация как погребальный обряд облегчает перенос психических компонентов психосоматического комплекса в новые формы и не позволяет им вернуться в формы старые, отжившие свое. На алтарном огне мясо жертвенного животного превращается в священную пищу, угодную и богам, и людям. Огонь всегда рассматривается как преображающая и возрождающая сила. Kenaz — это способность и воля к порождению и созиданию. Таким образом, это руна художников и ремесленников, а также технических аспектов магии. Вполне очевидно, насколько в этих областях важен управляемый огонь — то есть управляемая энергия. Управляемая сила человеческой психики соединяется с управляемой энергией природы, и в результате из рук мастера выходит искусное изделие. Kenaz — «человеческая» руна, руна человечества. K-руна заключает в себе многие знания и навыки: это владение информацией в сочетании с практическим мастерством. Еще одно значение kenaz — тайна возникновения третьего из сочетания двух начал. K-руна соединяет противоположности эстетичным образом и воплощает в жизнь плоды этого союза. Это руна человеческой страсти, вожделения и сексуальной любви как положительных понятий. Это эмоциональный корень творчества во всех областях деятельности. С данным аспектом kenazво многом связана богиня Фрейя. Кроме того, kenaz связана с понятием родства [англ. kin] и, в особенности, с той частью клановой традиции, которая утверждает единство живых и умерших членов клана как некую синкретическую форму разумной жизни. Ключевые слова: Управляемая энергия Мастерство Преображение Возрождение Воля к порождению Сексуальное желание Творчество Магическое применение 1. Развитие мастерства и навыков во всех областях. 2. Творческое вдохновение. 3. Поляризация высокого уровня как орудие деятельности. 4. Операции восстановления и исцеления. 5. Любовь (в особенности сексуальная). Традиционное значение: факел, свет. В древнеанглийской рунической поэме говорится: Факел знаком Всем живущим — пламя Слепит и сверкает. Вхож он туда, Где родня короля Собралась на отдых. Большинство знатоков рун толкуют название Кеназ как «факел», а факел испокон веков считался символом знания, сознания и ума. Kenaz означает «знать»; английский диалектный глагол ken, а также голландский и немецкий kennenпереводятся как «знать [что-либо], быть знакомым с [чем-либо]». Более того, все эти глаголы означают не только «знать», но и «уметь, быть способным [к чему-либо]». С Кеназ связано голландское слово kunst, которое можно перевести как «искусство» и «ремесло» и которому в английском соответствует слово cunning — «уменье, ловкость, искусство». Кеназ обозначает способность находить, приобретать, применять и распознавать, а также символизирует учёбу и процесс обучения. Основной смысл Кеназ — факел, тот факел знаний, который надлежит передать последующему поколению родственников, в современном английском именуемых kin, а в древнеанглийском — cyn (оба эти слова имеют древнеанглийское происхождение и связаны со с словом «Кеназ»). В своём основном значении kin — это члены одной семьи, кровные родственники. Однако kinможно интерпретировать и шире — как группу единомышленников, принадлежащих к одному племени. Древнеанглийское слово cyning также связано с «Кеназ». Cyningозначает «король» (англ. king); не случайно в древнеанглийской рунической поэме упомянута «родня короля». В северной эзотерической традиции каждый король — потомок Водана. Он должен быть «факелоносцем» — средоточием коллективной души, сознания и совести своих подданных, а также носителем «хаминьи», то есть удачи своего народа. В других мистических традициях древности, таких, например, как египетская, царь вдобавок выступал верховным жрецом в мистериях. Утратив большую часть своих древних знаний, мы всё же не лишились права предположить, что в старину схожих обычаев придерживались и в северных странах. А в наши дни «родня короля», упомянутая в этой рунической поэме, может пониматься, скорее, в духовном смысле, а именно, как посвящённые — духовные потомки Водана, озаряющие мир светом эзотерического знания. Кеназ символизирует внутренний свет, твёрдую уверенность в своём происхождении от богов, королей и племенных вождей и ответственность за то, чтобы нести в мир просвещение и в надлежащий срок передать факел знания в руки потомков. Атрибуты Кеназ на психологическом уровне — ясность мышления, прозорливость, самосознание, врождённые или наследственные знания, уверенность в себе, доверие к своей интуиции и, наконец, умение сосредотачиваться и предпринимать решительные, целенаправленные действия. В сочетании с Райдо — руной, указывающей дорогу, — Кеназ озаряет светом эту дорогу, чтобы мы знали, куда идти. Сообща они направляют нас на верный путь. Стихия руны Кеназ — укрощённый огонь. Это огонь энтузиазма и вдохновения, а также огонь, служащий кузнецу (к примеру, огонь в кузнице Вёлунда). Один из богов, воззвать к которым позволяет Кеназ, — Хеймдалль, именуемый «сияющим асом». Именно Хеймдалль обучил руническим мистериям своего потомка — человека по имени Кон. (Об этом говорится в «Песни о Риге» — одной из эддических песней, которые необходимо изучить всякому, кто желает работать с рунами.) Иными словами, обитатели Мидгарда получили руны от Хеймдалля. В магии эта руна служит различным целям. Самое очевидное её применение — для обретения знаний, а точнее — оккультного знания. В гадании Кеназ можно использовать для исследования глубинных истоков тех проблем, которые обнаружились при толковании расклада, для прояснения скрытых причин и неявных предпосылок. Кеназ может проявляться как внутренний свет — как факел, освещающий нам путь, когда мы пытаемся проникнуть в неведомые уголки внутреннего мира. Может она стать и оружием, отгоняющим нежелательные влияния, подобно тому, как свет рассеивает тьму. Но с таким же успехом её можно применять для привлечения благотворных влияний. Всё зависит от характера магической операции и от того, какие ещё руны в ней используются. Кроме того, Кеназ способствует выявлению скрытых, неизвестных или непризнанных сторон нашего «я», а также наших или чьих-то ещё тайных побуждений. Руну Кеназ можно использовать как астральные врата — как символ, который, выражаясь оккультной терминологией, можно спроецировать по ту сторону завесы, тем самым подав обитателям иного мира знак, что вы отправляетесь в астральное путешествие ради знаний или за ответом на какой-либо конкретный вопрос. Кроме того, Кеназ символизирует преобразующий огонь погребального костра — в частности, костра, на котором было сожжено тело Бальдра. Поэтому Кеназ может служить своего рода маяком, символом внутреннего света, который будет освещать нам дорогу при путешествии в подземный мир и обратно, — а это необходимо, ибо путь в царство мёртвых полон опасностей. В эддах повествуется о том, как Один вызвал дух мёртвой вёльвы и вопросил её о судьбе Бальдра. Войти в изменённое состояние сознания можно различными путями. Но какой бы метод мы ни избрали, Кеназ поможет нам вспомнить приобретённый опыт после возвращения к нормальному состоянию. Райдо символизирует путешествие, Эваз служит средством передвижения, Хагалаз обозначает Хель — конечную цель путешественника в подземный мир, а Кеназ олицетворяет внутреннее руководство при переходе от одной реальности к другой, от одного состояния сознания к другому. Эти четыре руны можно объединить в вязь, которая поможет вам в подобном путешествии. Некоторые немецкие специалисты, в том числе Горслебен, утверждают, что с Кеназ связана богиня Фрейя. Понять, на каких основаниях они проводят такое соответствие, мне удалось далеко не сразу. Однако отдалённая связь с женскими мистериями у этой руны всё же есть: именно Фрейя обучила Одина сейду — разновидности ведовства, включающей в себя так называемую сексуальную магию. Мы уже видели, что идея обучения — часть символики Кеназ. Среднеанглийское слово cunt [грубое название женского полового органа. - Пер.] родственно современному cunning («уменье, ловкость, искусство»); не исключено, что оно гораздо древнее основного слоя среднеанглийской лексики и относится к древнему общегерманскому языку. Об этом свидетельствуют некоторые родственные слова и понятия. Альфред Каллир в книге «Знак и замысел» (Alfred Kallir. Sign and Design) пишет, что «…основной смысл руны Кен выражен в древнеанглийском cennan, имеющем два значения: ‘порождать’ и ‘делать очевидным’». В той же книге руна Кен уподобляется по форме женским половым органам, и всё это вместе взятое даёт дополнительную пищу для размышлений. Традиционное значение: факел. Древнеанглийская руническая поэма: Cen byþ cwicera gehwam, cuþ on fyre blac ond beorhtlic, byrneþ oftust ðær hi æþelingas inne restaþ. Факел знаком всем живым — светлое яркое пламя; всегда он горит, где в палатах сидят князья. Старонорвежская руническая поэма: Kaun er barna bolvan; bol gorver nán folvan. Язва — погибель детям; по смерти бледнеет труп. Исландская руническая поэма: Kaun er barna böl ok bardaga [för] ok holdfúa hús. flagella konungr. Язва — детям погибель, и больное место на теле, и жилище гниенья. Современная руническая поэма Э. Вонгвизит: Ты, огонь откровений! Ты, дарующий ясность! Молот, бьющий и бьющий, извлекающий суть железа, облекающий душу стали звонким телом, что ей созвучно, ослепительно ярким, как ты, нерушимым двуострым клинком! Ты поёшь свое имя в созиданье всего, что не может оставаться во тьме и забвенье, что стремится на свет под руками мастеров, озаренных тобою, — неустанных искателей правды. Ибо правда — это расплав, пылающий в горне твоем. Правда — вздохи мехов, раздувающих пламя твое. Правда — меч необорный, что сошел с наковальни твоей и, во зло ли, во благо, дожидается часа вступить в вожделенную битву. Впечатления от руны Кеназ дает нам возможность претворять замыслы в жизнь. Она превращает умозрительное в осязаемое. Это скорее свет, чем огонь, — спокойное, мягкое озарение на всех уровнях. Она выявляет правду и раскрывает суть любого кеннинга. Кеназ — символ вечного пламени духа. Это руна смекалки, а также сноровки мага и шамана (связанная, среди прочего, с искусством оборотничества). Это тепло гостеприимного, чисто прибранного и духовно значимого домашнего очага — символического средоточия дома. Это руна освящений, благословений и праздников, в том числе духовных. И это же — руна центрирования и здоровья. Она защищает от негативных энергий и освящает жилище, поскольку огонь по природе своей — очистительная стихия. Кеназ — это руна воплощения идей в реальность. Творческий огонь, пробужденный руной Феху, в Кеназ вызревает и приносит плоды. Также это руна солнечного сплетения — энергетического центра воли. Она помогает очистить гнев от чувства горечи и направить его на разоблачение обманов и на выявление того, что нуждается в изменении. Кеназ связана с Сагой — богиней сказаний, ученичества, памяти, летописей и родословных. С этой руны хорошо начинать работу с предками (так же как и с руны Отила, хотя Кеназ по ощущению — более личная). Вследствие лингвистической связи со словомkin («родня») Кеназ также символизирует духовную связь с нашими предками — тот канал, по которому в наши души изливается их совокупная мудрость. Кеназ — очень важная руна в шаманской работе любого рода. Это факел, искра сознания, освещающая нам путь во внутренней тьме. Это сокровенная искра божества в каждом из нас. Это знания, помогающие нам адекватно использовать информацию, полученную в шаманских путешествиях. Я толкую ее как руну высокого мастерства и терпеливой, тщательной и аккуратной работы. Кроме того, это руна учителей и наставников, руна божественного присутствия и пробуждения или воспламенения магической воли. Это руна взаимосвязей между всем сущим. Однажды я увидела ее в образе ока Одина, отданного в уплату за мудрость; и в этом качестве ее можно истолковать как ключ к ясному пониманию и осознанности на всех уровнях. Она дарует нам способность видеть суть, не обманываясь внешностью, а также укрепляет в нас волю к поискам знаний и опыта. Собственно, она сама и есть воля, поднявшаяся над мелочным стремлением к одним лишь материальным благам. Кроме того, Кеназ связана с тотемами в обличьях животных, растений или камней. Она открывает нам возможность дотянуться достучаться и до них, учит работать с этими тотемами и общаться с ними уважительно. Кеназ гораздо теплее, чем Ансуз, но она тоже проясняет ум, помогая разобраться в спутанных чувствах. И наоборот, в перевернутом виде она может затуманить внутреннее зрение и перекрыть человеку доступ к магической работе и на астральный план. В гадании Кеназ иногда выпадала мне как указание на личные отношения между людьми, но чаще дружеские, чем романтические. Также она может означать справедливое распределение обязанностей и серьезные отношения между учителем и учеником, основанные на честном взаимообмене. Иногда она указывает на возможности для развития и обучения, а иногда может предвещать духовное пробуждение. Рано или поздно вы непременно найдете Кеназ в мире своей души — и, отыскав ее, поймете, что готовы защищать ее любой ценой. Если огонь Кеназ в человеке угас, это настоящая катастрофа — фактически, духовная смерть. Это очень личная и в высшей степени духовная руна. Все, что вы в нее вкладываете, абсолютно бесценно. Она управляет многими важнейшими, основополагающими компонентами жизни и духовного сознания. Она несет свет; без нее у нас не осталось бы ничего, кроме тьмы и отчаяния. Кеназ необходима каждому, потому что она ведет и направляет нас, подсказывает, куда нам идти и, что еще важнее, куда нам ходить не следует. В этом отношении она родственна Хеймдаллю, Стражу Асгарда. Она высвечивает правильные связи. Всякий раз, как вы сталкиваетесь с чем-то, что кажется исключительно важным для вашей души (и вызывает чувство, что «это правильно, и мне обязательно надо это сделать или изучить»), знайте, что вы встретились с Кеназ. Бывают люди с «хорошей» Кеназ и люди с «плохой» Кеназ — и трудно себе представить две категории людей, настолько друг с другом несхожих. Эта руна должна всегда гореть в нас чистым и сильным пламенем. Пренебрегать ею — смертельно опасно. Боги и богини, связанные с руной Кеназ: Один, Хеймдалль, Сага, Сив, Вёлунд, Локи. Прочие ассоциации: огонь, просветление, обучение, ученичество, родственные связи, факел, глаз Одина, топаз, цитрин, тигровый глаз, ладан, ракитник, табак, родство с богами. Кауназ, или Кен, — Руна Огня и Руна Истины. Если вы начертите ее перед любым говорящим с вами существом, то, вероятно, начнете интуитивно чувствовать, говорит ли оно вам правду или лжет. Кроме того, с помощью Кен можно пометить как вешку костер, который вы развели сами, но от которого должны на какое-то время отойти (только, пожалуйста, не оставляйте костер вообще без присмотра: пусть за ним приглядывает ваш помощник!), или свечу, или факел. Также эта руна помогает разжечь огонь. Если вы пользуетесь каким-нибудь древним орудием для добывания огня — например, деревянной палочкой, палочкой с луком или кремнем и кресалом, — нарисуйте на них Кен. На палочку с луком добавьте руну Нит, а на обычную сверлильную палочку — руну Квеорт. Кен чертится средним пальцем, сверху вниз. Ее цвет — красный. Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: keh-keh-keh (ке-ке-ке; звук «к» произносится мощно и твердо, но быстро сходит на нет, как звук колокола при резком ударе. Этот гальдра-звук не тянется, как звуки большинства других рун, но и не обрывается мгновенно, как звук Турисаз, а, скорее, быстро угасает естественным образом). Буква: K, С (твердый звук). [Факел] всяк узнаёт по огню: он ясен и светел, он обычно горит, когда атлинги отдыхают в палатах. — Древнеанглийская руническая поэма [Язва] — проклятье детей; человек бледнеет от горя. — Старонорвежская руническая поэма [Язва] — несчастье детей, и кара небес, и жилище гниющей плоти. — Древнеисландская руническая поэма Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет. — «Речи Высокого», 151 Происхождение смысла Кеназ — одна из самых больших загадок во всей рунической системе. Два названия этой руны — «факел» и «язва, нарыв или опухоль», —на первый взгляд, никак между собой не связаны. Но не исключено, что разгадку этой мнимой дихотомии следует искать в изменениях погребальных обычаев в культуре древних германцев. В более древний период тело умершего помещали в открытую камеру внутри кургана и оставляли гнить до тех пор, пока плоть не начнет легко отделяться от костей, которые впоследствии (возможно) окончательно предавали земле [Davidson, H. R. Ellis. Pagan Scandinavia, p. 35]. Это и есть «жилище гниющей плоти», о котором говорится в древнеисландской рунической поэме. Древнеанглийская поэма была написана позже, когда обычаи изменились и для очищения костей от плоти стали использовать огонь, а не естественные процессы разложения. В обоих этих значениях Кеназ говорит о подготовке трупа к погребению в кургане. На эзотерическом уровне это подразумевает инициацию, проходящую внутри кургана, — инициацию, запечатленную в образе кузнеца, который расчленяет тело соискателя на куски и перековывает его кости. Альв-кузнец в роли посвятителя — весьма распространенный в германской мифологии персонаж. Слабые отголоски инициаций подобного рода обнаруживаются в песни о Вёлунде (Виланде), хотя избранный этим легендарным кузнецом способ возмездия хранит лишь самую туманную память о былой ритуальной функции посвятительного расчленения. Огненная инициация — это уже посвящение иного уровня, предназначенное для королей и шаманов. Отзвуки ее можно различить и в том же сказании о Вёлунде, и — более явственно — в эддических «Речах Гримнира», где Один, девять ночей терпящий пытку огнем, излагает в песнях ритуальные знания, тем самым и обретая новые силы, и возводя в королевское достоинство своего слушателя — юного Агнара, сына конунга. Кеназ управляет древним искусством кузнеца и всеми знаниями, находящими практическое выражение в искусной работе. Ее действие — это очищение для последующего преображения, как свидетельствует о том строфа из «Речей Высокого»: при помощи этой руны энергия вредоносного заклинания, посланного врагом, обращается во зло самому врагу и во благо его жертве. Инициация кузнеца/короля, по-видимому, предназначалась только для мужчин, однако подземными ритуалами правит украшенная ожерельями богиня земли, которая первоначально была известна под именем Нертус, а позднее стала Фрейей, «Госпожой». Эта богиня властвовала над силами смерти и плодородия, тесно связанными друг с другом, как пойдет о том речь позднее, в главе о руне Беркано. Руна Кеназ символизирует сексуальный огонь Фрейи (Феху), обретший форму благодаря искусству и знаниям кузнеца. Лучше всего связь этих понятий прослеживается в сюжете о том, как Фрейя приобрела свое ожерелье/пояс Брисингамен («сверкающее»), в котором сосредоточена большая часть ее силы. Увидев четырех карликов, ковавших это золотое ожерелье, Фрейя выкупила его у них за четыре ночи любви — иными словами, передала им в форме сексуальной энергии свою огненную мощь, благодаря которой кузнецы смогли довести свою работу до совершенства. Итак, Кеназ — это сила Феху, подчиненная сознательной воле и направленная на созидание. Это руна уничтожения ради восстановления в преображенном виде. Ее можно использовать во всех актах художественного творчества, в которых замысел, или огонь, должен расплавить неочищенное золото земной материи и воссоздать его по образу и подобию этого замысла в земном бытии. В руках опытного мага Кеназ высвобождает дух для полета к источникам силы, как говорится о том в «Песни о Вёлунде» и в «Речах Гримнира». Кеназ (зачастую в сочетании с другими рунами огня) используют для обретения власти над сексуальными энергиями. С ее помощью можно также направить эмоциональную силу на достижение определенной цели и на управление чувствами других людей. Как руна, тесно связанная с наследственной царской властью и с курганом, где обитают предки, Кеназ полезна для проверки и пробуждения тех способностей, которые передались вам либо от кровных предков, либо от ваших же прошлых инкарнаций. О таком ее применении свидетельствует «Песнь о Хюндле», где Фрейя заставляет пещерную ведьму Хюндлу перечислить имена всех предков своего возлюбленного, Оттара, дабы тот обрел свое законное наследие. Кеназ — это источник яркой харизмы, горящей, подобно факелу, в истинном вожде [Thorsson, Edred. Runelore, p. 119]; это руна короля. Как руна огня, горящего внутри кургана, Кеназ ассоциируется с драконом, или вирмом, — духом тайных, извилистых путей Вирда. Вредоносная сторона Кеназ — уничтожение без восстановления или же неуправляемое созидание форм. Первое может проявляться как некроз тканей, второе — как раковая опухоль. В ритуальной практике Кеназ — это факел или свеча, управляемый огонь, символизирующий волю витки во всех сферах, в которых тот работает. В сочетании с другими рунами Кеназ помогает придать их силе требуемую форму и выбрать те проявления их сути, которые витки желает призвать в данный момент. Из камней с Кеназ связаны кремень (из которого изготавливали древнейшие орудия труда и с помощью которого человек обрел власть над огнем), огненный агат и огненный опал (которые помогают управлять сексуальной энергией и усиливают творческие способности), а также дымчатый кварц, хорошо сочетающийся и с руной Эйваз. Я — вечное горнило возрожденья, я — пламени сиянье, я — творец, я — свет сердец, преображенье тел, очаг, алтарь и тигель освященья. |