Словарь основных юридических терминов Абсолютное правоотношение- правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права). Акты применения права- правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности. Бюрократизм(в буквальном смысле - власть «бюро») - характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма - формализм, волокита и др. Гарантии законности- объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Объективные гарантии (условия) подразделяются на экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. Субъективные факторы - это состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на организационные и юридические. Гарантии прав человека и гражданина- система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Гипотеза- структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Государственная власть- система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы. Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти)- психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (при нудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Государственный орган- первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномочия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительны и судебные; по способу возникновения - на первичные и производные; по объему властных полномочий - на высшие и местные; по широте компетенции - на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования - на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения - на коллегиальные и единоличные. Государственный суверенитет- политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти. Государство– единая организация суверенной легитимной публичной политической власти, которая посредством осуществления определенных функций регулирует жизнедеятельность общества на строго определенной территории. К основным элементам государства относятся: территория, власть, население, государственный суверенитет. Гражданское общество- свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Дееспособность- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Декларативные нормы- нормы, которые включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Демократический режим- вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Дефинитивные нормы- нормы, формулирующие определения тех или иных правовых явлений и категорий. Диспозитивный метод правового регулирования- метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения. Диспозиция- структурный элемент нормы права, содержащий само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Естественное право (естественные права)- система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Закон– принимаемый в особом порядке высшими органами государственной власти или непосредственно народом и обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законность- общественно-политический режим, состоящий в господстве в общественной жизни права и закона, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностные лиц. Принципами законности являются ее единство, всеобщность целесообразность. Закономерности развития государства- устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью считается постепенное историческое превращение и примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества. Злоупотребление правом- деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом наносит своими действиями ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во зло другим субъектам. Императивный метод правового регулированияметод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме. Институт права- обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Источник (форма) права- форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права - официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц. Конфедерация- союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Корпоративные нормы- правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Легальность государственной власти- юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности. Легитимность государственной власти- степень доверия и поддержки власти широкими массами населения за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимной является власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу. Метод правового регулирования- совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Механизм (аппарат) государства- специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, реализующих задачи и функции государства. Механизм правового регулирования- система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная). Мораль- исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях между людьми. Недемократический режим- вид политического режима, при котором на первый план выступают методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил. Норма права- общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Нормативность- признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения - норм (т. е. права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующим законодательством). Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Право, таким образом, Нормативный акт- официальный документ, созданный и изданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный договор как источник права- соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). Обеспечительные нормы- нормы, которые содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Общество- исторически сложившаяся на определенной территории в результате совместной деятельности совокупность людей, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью организации жизни. Объект правонарушения- то, чему правонарушением нанесен вред. Таковыми являются жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д. Объект правоотношения- реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объективная сторона правонарушения- внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. Объективно противоправное деяние- деяние, которым лицо нарушая нормы права, наносит ущерб, но при этом иные элементы состава правонарушения (субъект или субъективная сторона) отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и др. Обычаи- общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Разновидностью обычаев принято считать обыкновения, традиции. Обязывание- способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги). Оперативные нормы (нормы-инструменты)- нормы, устанавливающие даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п. Относительное правоотношение- правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Отрасль права- обособленная самостоятельная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Охранительные нормы- нормы, фиксирующие меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов, а также определяющие условия и порядок освобождения от наказания. Позитивное право- система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других официальных источниках. Политическая система общества- система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за нее в рамках права через государство. Политический режим- методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима - демократический и недемократический. Права гражданина- совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в процессе развития человека, общества и государства. Права личности- правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Права человека- естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества (личные, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные). Право– выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность в установленных источниках, обеспеченность возможностью государственного принуждения. Некоторые авторы к числу обязательных признаков право относят процессуальный порядок реализации. Правовая культура- обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и уровне правового развития субъекта в целом (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав свобод и человека. Правовая семья- совокупность правовых систем, выделенная на основе: общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки и Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Правовая система- целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством), используемый ими для достижения своих целей. Правовое государство- государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Правовое регулирование- целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Правовой обычай- обеспечиваемое государственным принуждением правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством в качестве общеобязательной нормы. Правовой статус личности- положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. Правомерное поведение- общественно необходимое, желательное или социально допустимое волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. Правонарушение- общественно вредное, волевое, противоправное, виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее нормам права и влекущее юридическую ответственность. Деяние может быть выражено как в форме действия, так в форме бездействия. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные). Правоотношение- возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Состоит из трех элементов: субъектов, объекта и содержания. По отраслевому признаку правоотношения разделяются на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д.; по характеру содержания - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимости от степени определенности сторон - на относительные и абсолютные. Правосознание- совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, ее восприятие в мыслительных и чувственных образах. В структуру правосознания входят рациональный компонент - правовая идеология и эмоциональный - правовая психология. Правоспособность- предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правосубъектность- предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Правотворчество- деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм. Применение права- властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу. Принцип разделения властей- рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Принципы юридической ответственности- основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответственность. Это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесообразности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости наказания, индивидуализации наказания, оперативности. Реализация права- осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основные формы реализации права - использование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета. Регулятивные нормы- нормы, непосредственно направленные на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Республика- форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Санкция- структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные. Система законодательства- совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Она выступает внешним выражением, формой системы права. Система права- внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм на относительно самостоятельные элементы (отрасли, институты). Содержание правоотношения- субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. Состав правонарушения- совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект, субъект, объективную и субъективную стороны правонарушения. Структура правовой (юридической) нормы- логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что нормы права состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Субъект правонарушения- лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо - как индивид, так и организация. Субъективная сторона правонарушения- то, что характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. вина. Субъективное право- предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная ему для удовлетворения его интересов, обеспеченная государством и действиями (бездействием) обязанного лица. Субъективное право включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования и право притязания. Субъекты правоотношений- участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации и, как исключение, социальные общности. Судебный прецедент- решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не решение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи («ratio decidendi»). Унитарное государство- целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Учредительные нормы- нормы, отражающие исходные начала правового регламентирования общественных отношений правового положения человека, пределов действия государства закрепляющие устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых пред писаний объективным закономерностям общественного развития (конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах). Фактический состав- совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий Федеративное государство (федерация)- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. п.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Форма государства- организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государственного устройства- территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Форма правления- способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления - монархия и республика. Формальная определенность права- признак, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством. Функции права- основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную) функции. Юридическая обязанность- предусмотренная в норме права и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого (должного) поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия. Юридическая ответственность- применение к дееспособному субъекту, нарушившему нормы права мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях личного, имущественного или организационного характера, предусмотренных санкциями юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт. Юридические факты- конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты подразделяются на действия и события. |