МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Словарь основных юридических терминов





Абсолютное правоотношение- правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, что­бы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотно­шения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Акты применения права- правовые акты компетентного ор­гана или должностного лица, изданные на основании установлен­ных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам при­менения права предъявляются требования законности, обоснован­ности, целесообразности.

Бюрократизм(в буквальном смысле - власть «бюро») - харак­теристика деятельности государственных (муниципальных) слу­жащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Фор­мы проявления бюрократизма - формализм, волокита и др.

Гарантии законности- объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Объективные гарантии (условия) подразделяются на экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. Субъективные факторы - это состояние правовой нау­ки, эффективность деятельности политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности - это юридиче­ские и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности. Они делятся на организационные и юридические.

Гарантии прав человека и гражданина- система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные пра­вовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Гипотеза- структурный элемент нормы права, который указы­вает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

Государственная власть- система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти)- психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (при нудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

Государственный орган- первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномочия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительны и судебные; по способу возникновения - на первичные и производные; по объему властных полномочий - на высшие и местные; по широте компетенции - на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования - на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения - на коллегиальные и единоличные.

Государственный суверенитет- политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

Государство– единая организация суверенной легитимной публичной политической власти, которая посредством осуществления определенных функций регулирует жизнедеятельность общества на строго определенной территории. К основным элементам государства относятся: территория, власть, население, государственный суверенитет.

Гражданское общество- свободное демократическое право­вое общество, ориентированное на конкретного человека, соз­дающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творче­ской и предпринимательской деятельности, создающее возмож­ность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограниче­ния и контроля за деятельностью государства.

Дееспособность- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособ­ности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сдел­ки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права спо­собность нести юридическую ответственность за совершенное пра­вонарушение.

Декларативные нормы- нормы, которые включают в себя по­ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содер­жат нормативные объявления.

Демократический режим- вид политического режима, при ко­тором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми мето­дами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Дефинитивные нормы- нормы, формулирующие определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Диспозитивный метод правового регулирования- метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.

Диспозиция- структурный элемент нормы права, содержащий само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Естественное право (естественные права)- система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Закон– принимаемый в особом порядке высшими органами государственной власти или непосредственно народом и обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность- общественно-политический режим, состоящий в господстве в общественной жизни права и закона, неукоснитель­ном осуществлении предписаний правовых норм всеми участника­ми общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностные лиц. Принципами законности являются ее единство, всеобщность целесообразность.

Закономерности развития государства- устойчивые, повто­ряющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной законо­мерностью считается постепенное историческое превращение и примитивного, «варварского» образования принудительно-репрес­сивного характера в политическую организацию всего общества.

Злоупотребление правом- деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом наносит своими действиями ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во зло другим субъектам.

Императивный метод правового регулированияметод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.

Институт права- обособленная группа юридических норм, ре­гулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственно­сти должностных лиц в административном праве). В основе деле­ния системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Источник (форма) права- форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государст­ва в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права - официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанно­стях либо ответственности физических или юридических лиц.

Конфедерация- союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Корпоративные нормы- правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на их чле­нов и направленные на обеспечение организации и функциониро­вания данного сообщества.

Легальность государственной власти- юридическая характе­ристика государственной власти, означающая ее официальное про­возглашение, правомерное установление, функционирование в ре­жиме законности.

Легитимность государственной власти- степень доверия и поддержки власти широкими массами населения за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять стра­ной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимной явля­ется власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.

Метод правового регулирования- совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Механизм (аппарат) государства- специально созданная по­стоянно действующая иерархическая система государственных ор­ганов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государ­ственную власть, реализующих задачи и функции государства.

Механизм правового регулирования- система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулиро­вание. К элементам, составным частям механизма правового регу­лирования относятся юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменитель­ные акты, правосознание, режим законности.

Монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает пре­стол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).

Мораль- исторически складывающаяся в общественном созна­нии система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях меж­ду людьми.

Недемократический режим- вид политического режима, при котором на первый план выступают методы насилия, осуществля­ется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.

Норма права- общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормативность- признак права, означающий, что право ре­гулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения - норм (т. е. права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с дей­ствующим законодательством). Знание сложившихся правил об­легчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Пра­во, таким образом,

Нормативный акт- официальный документ, созданный и изданный ком­петентными государственными органами и содержащий общеобя­зательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный договор как источник права- соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственные договоры, федеративный договор и др.).

Обеспечительные нормы- нормы, которые содержат предпи­сания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обя­занностей в процессе правового регулирования.

Общество- исторически сложившаяся на определенной терри­тории в результате совместной деятельности совокупность людей, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью орга­низации жизни.

Объект правонарушения- то, чему правонарушением нане­сен вред. Таковыми являются жизнь, здоровье, общественный по­рядок, собственность и т. д.

Объект правоотношения- реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридиче­ские обязанности.

Объективная сторона правонарушения- внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Объективно противоправное деяние- деяние, которым лицо нарушая нормы права, наносит ущерб, но при этом иные элементы состава правонарушения (субъект или субъективная сторона) отсут­ствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовно­го права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии не­обходимой обороны или при крайней необходимости и др.

Обычаи- общие правила, возникающие в результате постоян­ного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Разновидностью обычаев принято считать обыкновения, традиции.

Обязывание- способ правового регулирования, который вы­ражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Оперативные нормы (нормы-инструменты)- нормы, уста­навливающие даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Относительное правоотношение- правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (по­купатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

Отрасль права- обособленная самостоятельная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные от­ношения. Она отражает высокий уровень системообразующих свя­зей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Охранительные нормы- нормы, фиксирующие меры государ­ственного принуждения, которые применяются за нарушение пра­вовых запретов, а также определяющие условия и порядок освобо­ждения от наказания.

Позитивное право- система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государст­вом, содержащихся в законодательстве и других официальных ис­точниках.

Политическая система общества- система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, бази­рующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реали­зующих политическую власть или борющихся за нее в рамках пра­ва через государство.

Политический режим- методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства раз­личных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима - демократический и недемократический.

Права гражданина- совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государст­ва, и приобретенных правомочий, выработанных в процессе разви­тия человека, общества и государства.

Права личности- правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации.

Права человека- естественные возможности индивида, обес­печивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу дея­тельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества (личные, экономические, по­литические, социальные, культурные, экологические, информаци­онные).

Право– выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность в установленных источниках, обеспеченность возможностью государственного принуждения. Некоторые авторы к числу обязательных признаков право относят процессуальный порядок реализации.

Правовая культура- обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигну­том уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и уровне правового развития субъекта в целом (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав свобод и человека.

Правовая семья- совокупность правовых систем, выделенная на основе: общности генезиса; общности источников форм закреп­ления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а так­же техники изложения и систематизации норм права. В науке вы­деляют следующие правовые системы (правовые семьи): 1) англо­саксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки и Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалис­тическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовая система- целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития обще­ства, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их ор­ганизациями (государством), используемый ими для достижения своих целей.

Правовое государство- государство, построение и деятель­ность которого основывается на принципах приоритета права, пра­вовой защищенности человека и гражданина, единства права и за­кона, правового разграничения деятельности различных ветвей го­сударственной власти.

Правовое регулирование- целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой обычай- обеспечиваемое государственным принуж­дением правило поведения, вошедшее в привычку народа вследст­вие его повторения в течение длительного времени, признанное государством в качестве общеобязательной нормы.

Правовой статус личности- положение человека, отражаю­щее его фактическое состояние во взаимоотношениях с общест­вом и государством. Различают общий (международный), консти­туционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Правомерное поведение- общественно необходимое, жела­тельное или социально допустимое волевое действие дееспособно­го субъекта, соответствующее требованиям норм права.

Правонарушение- общественно вредное, волевое, противоправное, виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее нормам права и влекущее юридиче­скую ответственность. Деяние может быть выражено как в форме действия, так в форме бездействия. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные).

Правоотношение- возникающая на основе норм права обще­ственная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Состоит из трех элементов: субъектов, объекта и содержания. По отрасле­вому признаку правоотношения разделяются на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д.; по харак­теру содержания - на общерегулятивные, регулятивные и охрани­тельные; в зависимости от степени определенности сторон - на от­носительные и абсолютные.

Правосознание- совокупность представлений и чувств, выра­жающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, ее воспри­ятие в мыслительных и чувственных образах. В структуру право­сознания входят рациональный компонент - правовая идеология и эмоциональный - правовая психология.

Правоспособность- предусмотренная нормами права способ­ность (возможность) лица иметь субъективные права и юридиче­ские обязанности.

Правосубъектность- предусмотренная нормами права способ­ность (возможность) быть участником правоотношений.

Правотворчество- деятельность компетентных органов госу­дарства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.

Применение права- властная деятельность компетентных ор­ганов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуаль­ного решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалифи­кация; вынесение решения по юридическому делу.

Принцип разделения властей- рациональная организация го­сударственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принципы юридической ответственности- основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответствен­ность. Это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесообразности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости наказания, индивидуализации наказания, оперативности.

Реализация права- осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основные формы реализации права - ис­пользование субъективного права, исполнение обязанности, со­блюдение запрета.

Регулятивные нормы- нормы, непосредственно направлен­ные на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обя­зывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие за­прет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Республика- форма правления, в которой высшая государст­венная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателя­ми. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

Санкция- структурный элемент нормы права, который указы­вает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенно­сти санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные.

Система законодательства- совокупность нормативных пра­вовых актов, в которых объективируются внутренние и содержа­тельные характеристики права. Она выступает внешним выражени­ем, формой системы права.

Система права- внутреннее строение (структура) права, от­ражающее объединение и дифференциацию юридических норм на относительно самостоятельные элементы (отрасли, институты).

Содержание правоотношения- субъективные права и юриди­ческие обязанности, выражающие связь между субъектами (участ­никами) правоотношения.

Состав правонарушения- совокупность субъективных и объ­ективных признаков, необходимых и достаточных для характери­стики деяния как правонарушения. Состав правонарушения вклю­чает в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторо­ны правонарушения.

Структура правовой (юридической) нормы- логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что нормы права состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Субъект правонарушения- лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо - как индивид, так и организация.

Субъективная сторона правонарушения- то, что характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. вина.

Субъективное право- предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная ему для удовлетворения его интересов, обеспеченная государством и действиями (бездействием) обязанного лица. Субъективное право включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования и право притязания.

Субъекты правоотношений- участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их на­зывают также субъектами права. Субъектами правоотношений мо­гут быть индивиды, организации и, как исключение, социальные общности.

Судебный прецедент- решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обяза­тельным для всех нижестоящих судов является не решение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой по­зиции судьи («ratio decidendi»).

Унитарное государство- целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государст­венных образований, не обладают суверенными правами.

Учредительные нормы- нормы, отражающие исходные на­чала правового регламентирования общественных отношений правового положения человека, пределов действия государства закрепляющие устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых пред писаний объективным закономерностям общественного развития (конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах).

Фактический состав- совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий

Федеративное государство (федерация)- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. п.) являются государствами или государственными образова­ниями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на нача­лах децентрализации.

Форма государства- организация государственной власти, вы­раженная в форме правления, государственного устройства и поли­тического (государственного) режима.

Форма государственного устройства- территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как це­лого с его составными частями. Основные формы государственного устройства - унитарная и федеративная.

Форма правления- способ организации верховной государст­венной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их фор­мировании. Основные формы правления - монархия и республика.

Формальная определенность права- признак, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источни­ках, изданных государством.

Функции права- основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную) функции.

Юридическая обязанность- предусмотренная в норме права и обеспеченная возможностью государственного принуждения ме­ра необходимого (должного) поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведе­ние); совершение конкретных действий (активное поведение); пре­терпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.

Юридическая ответственность- применение к дееспособному субъекту, нарушившему нормы права мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях личного, имущественного или организационного характера, предусмотренных санкциями юридических норм. Ос­нованиями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт.

Юридические факты- конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм воз­никновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты подразделяются на действия и события.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.