Как работать над рассказом ЗАДАНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ КРУЖКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ИСКУССТВОВЕДА» (НА 10 БАЛЛОВ). СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Напишите сочинение-фантазию по любой картине, представленной в приложении к учебнику, или по любой другой картине, можно своей (биографию автора, историю создания картины и технические характеристики описывать не надо). Помните, что в зависимости от того, что изображено на картине, выбирается определенный тип речи: если сюжет статичный, чаще всего создается описание; если динамичный – повествование; если сюжет отражает какую-либо философскую, нравственную и т.п. проблему, создается рассуждение. Кроме того, каждый текст может включать другие типы текста: например, рассуждение с элементами описания и т.д. Ниже приведены задания из практикума и памятки: «Как работать над рассказом» и «Как работать над рассказом по картине». Объем текст от 2-х страниц 14 шрифтом через 1,5 интервала. Задание 60. Расскажите историю, которая произошла с героями картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Составьте текст повествование по данной картине (завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка). Задание 61. Работа в группе. Представьте, что вы герои, изображенные на картине В. Перова «Охотники на привале». Что бы вы могли о себе рассказать. Включите в рассказ возможный между героями полилог. Задание 62. Прочитайте предложенные ниже фрагменты из работ о художнике И.И. Левитане и его творчестве. Всмотритесь (см. вклейку) в картину И.И. Левитана «Владимирка». Куда ведет этот нескончаемый проторенный большак под гнетом свинцового неба? К пересылочной тюрьме во Владимире, а дальше по «колесухе» в Сибирь на каторгу – к горькой разлуке, к беспощадным испытаниям, к унылой неволе. Подберите музыкальное произведение, созвучное этой картине. Опишите картину «Владимирка» и прочитайте своё описание на фоне подобранной музыки. 1. Композитор Д.Б. Кабалевский писал, что у И.И. Левитана был особенный дар: «всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Поёт свою светлую, хотя и печальную песню его «Золотая осень», нежно звучат тихие переливы монастырских колоколов в «Вечернем звоне», полной радостных сил песней напоена «Весна. Большая вода»…». 2. Существуют интересные воспоминания художницы С.П. Кувшинниковой о том, как возник замысел знаменитого пейзажа. Левитан некоторое время жил во Владимирской губернии в имении Городок, близ станицы Болдино, Нижегородской железной дороги. «Однажды, возвращаясь с охоты, - пишет Кувшинникова, - мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога… - Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда… Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца …» В картине, созданной под непосредственным впечатлением увиденного в природе, несомненно, отразились и воспоминания обо всем, что было связано с этими местами. Обычный, «уютный» пейзаж под кистью художника вылился в подлинную поэму вековой народной скорби и страдания. Тему дороги в картине «Владимирка» можно сравнить с главной темой песни, льющейся широко и задушевно, а тропинки — со светлыми и чистыми подголосками, ведущими свою самостоятельную мелодию. Тема дороги возникает сразу, звучит широко и мощно, затем постепенно затихает, удаляясь, и исчезает совершенно. Музыкальные ассоциации возникают не случайно при внимательном рассмотрении картины «Владимирка». О многих полотнах Левитана можно сказать, что они «звучат», вызывая определенные музыкальные воспоминания. Таковы картины «Вечерний звон», «Околица», «Свежий ветер. Волга» и другие. Левитан, прославившийся как мастер интимного, лирического пейзажа, «пейзажа настроения», в картине «Владимирка» поднимается до глубокого социального обобщения, не утрачивая при этом поэтичности и теплоты, свойственных лучшим его работам. (М. Немировская «Из собрания государственного музея Эрмитаж») Задание 64. Напишите рассказ по одному из представленных ниже или по подобранному самостоятельно афоризму. Какую картину можно было бы назвать при помощи выбранного афоризма. Что на ней должно быть изображено. Используйте памятку «Как работать над рассказом». Мал золотник, да дорог. Век живи, век учись. Одна – но пламенная страсть. Большому кораблю большое плавание. Под лежачий камень вода не течет. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Задание 65. Прочитайте фрагмент из книги П. П. Гнедича «История искусств» о Павле Андреевиче Федотове. Составьте рассказ по картине П. Федотова «Сватовство майора», используя сведения о художнике и его картине. Проведите «экскурсию» (представьте, что ваши экскурсанты впервые видят эту картину). Используйте памятку «Как работать над рассказом по картине». … «Сватовство майора». За неё художник получил звание академика. Публика стояла перед этими картинами [вторая - «Свежий кавалер» – разрядка наша] с нескрываемым удивлением и восторгом: это было откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь в ее настоящем виде в живописи не появлялась. Картина Федотова была написана красками, которыми Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными картинами из московской купеческой жизни. Как работать над рассказом 1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и актуален для слушателей. 2. Сформулируйте тему (предмет речи) и главную мысль рассказа (предмет и что говорится о предмете). 3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний и запишите тезисно. Дополните его материалом из других источников (если это необходимо). 4. Вспомните схему композиции рассказа (вступление, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка). 5. Составьте план рассказа, конкретизируйте его. Укажите композиционные части. 6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Вступление и заключение составляют по 10-15% всего текста. Наиболее полно должно быть показано главное событие. 7. Используйте в рассказе диалог или отдельные реплики, элементы описания или рассуждения так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите. 8. Напишите черновик рассказа, внесите исправления. 9. Запишите чистовой вариант рассказа. |