МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лауреат Нобелевской премии - Джордж Акерлоф





 

Джордж Акерлоф родился 17 июня 1940 года в городе Нью-Хэйвен в семье профессора Йельского университета, эмигранта из Швеции. Джордж является лауреатом Нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с несимметричной информацией» и американским экономистом.

Для получения базового высшего образования Акерлоф поступил в Йельский университет у него «не было выбора», говорит он, потому что его отец был там доцентом, и его брат тоже учился в Йеле. Помимо изучения курсов по экономике и математике он работал в редакции Yale Daily News. После Йельского университета Акерлоф направился на дипломную работу в Массачусетский технологический институт, который имел звездный состав профессоров, таких как Роберт Солоу, и одаренных студентов, в числе которых был Джозеф Стиглиц , который позже разделил с Акерлофом Нобелевскую премию.

Начав свое обучение в Йельском университете (1962 — степень бакалавра экономики), Акерлоф завершил его в Массачусетском технологическом институте, где и получил степень доктора философии в 1966 г.

С 1966 года большую часть своей карьеры Акерлоф работает профессором в Университете Калифорнии, Беркли. Как и в случае Йельского университета, здесь есть привязка к семье: его прадед окончил Беркли в 1873 году. Когда он получил Нобелевскую премию в 2001 году, Акерлоф передал денежную премию Беркли: «Я сделал это, потому что считал, что они оказали мне хорошую поддержку, и я хотел выразить им свою благодарность». Кристина Ромер, также профессор в Беркли, говорит, что «Джордж добрый, щедрый и полный энергии человек, который увлечен экономикой. Он вносит неизмеримый вклад в работу нашей кафедры просто благодаря тому, что он такой, какой есть». Она добавляет, что отзывы о нем как о преподавателе просто потрясающие. Шиллер говорит, что Акерлоф ведет себя как «ответственный отец» с аспирантами, которых он курирует: «Он советует им показать себя с приятной стороны, когда они выходят на рынок труда. Он говорит им: люди, которые проводят с вами собеседование, принимают вас на работу как коллегу и хотят убедиться, что вы приятный человек».

Будучи в душе ученым и преподавателем, Акерлоф в то же время поддерживает тесные связи с миром политики. В 1970-е годы он по году работал в Совете экономических консультантов (СЭК) и Совете Федеральной резервной системы. Барри Чизвик, специалист по экономике труда, в настоящее время заведующий кафедрой в Университете Джорджа Вашингтона, работал в СЭК в тот же период. В своей Нобелевской лекции Акерлоф отмечает, что именно у Чизвика он учился эмпирической экономике. Чизвик говорит, что «со стороны Джорджа было очень любезно так отзываться о нем», но «это была улица с двусторонним движением, и все мы в СЭК обогатили свои знания благодаря набору уникальных навыков Джорджа». Он вспоминает, что Акерлофа очень занимала проблема подростковой безработицы, которая была столь же актуальной в 1970-е годы, как и сегодня. «Джордж был обеспокоен тем, что если молодые люди упустят свой шанс и не смогут устроиться на хорошую первую работу, это будет рассматриваться как негативный сигнал, который может повлиять на всю их жизнь», говорит Чизвик.

Помимо этих периодов работы в правительственных учреждениях США, Акерлоф поддерживает долгосрочные связи с Институтом Брукингса. С сентября 2010 года он работает старшим приглашенным научным сотрудником в Исследовательском департаменте МВФ. Бланшар говорит, что «присутствие Джорджа в наших рядах было бы благом в любое время. Но оно особенно отрадно в тот момент, когда МВФ нуждается в творческом мышлении на многих фронтах, от преодоления кризиса безработицы до разработки системы финансового регулирования».

Хотя более всего Акерлофа занимала тема безработицы, Нобелевскую премию ему принесла статья 1970 года, показывающая, как может нарушиться работа рынков при наличии асимметричной (или неравной) информации. Известная статья Дж. Акерлофа, которая принесла ему всемирную славу и 2001 г. Нобелевскую премию - "Рынок лимонов" (1970).

Саму идею «лимонов» студенту Акерлофу подсказал Алан Ауэрбах, декан факультета экономической теории университета, в котором учился Джордж. В эссе Дж. Акерлоф впервые предложил структурную модель анализа информационной проблемы, известной как «неблагоприятный выбор» (adverse selection). В отечественной экономической литературе она также известна как «проблема ложного выбора», «неблагоприятного отбора» или «негативной селекции».

Попытки ее публикации несколько раз наталкивались на сопротивление редакторов, говоривших, что рассматриваемые им проблемы слишком незначительны, чтобы заслужить публикацию в серьезном академическом журнале. Но все таки она была опубликована в 1970 г. и вызвала сенсацию в экономической науке.

Из многочисленных чисто экономических достижений этого текста выделяется вот какое: это одна из уникальных для экономики второй половины двадцатого века статей, в которых математические выкладки не то что сведены к необходимому минимуму, а практически отсутствуют.

Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых - "лимоном" в Америке называют подержанный автомобиль. Со времени этой работы подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке. Рассмотрим теорию Дж. Акерлофа чуть более подробно.

В качестве наглядной иллюстрации к одной из главных идей статьи Акерлоф избрал рынок автомобилей, оговорившись, впрочем, что тут важна именно наглядность, а что сделанные им предпосылки мало реалистичны – не так страшно. Главное – вникнуть в суть проблемы.

Итак, перед нами рынок подержанных машин, причем они бывают двух видов: качественные и бессмысленные груды металла – те самые “лимоны” (так их называют в Америке), обессмертившие имя автора статьи. Для простоты предположим, что машины каждого класса занимают ровно половину рынка, то есть наугад взятая машина может с равной вероятностью оказаться как качественной, так и “лимоном”. Разумеется, продавец прекрасно знает, что он предлагает; для конкретики допустим, что он субьективно оценивает качественный автомобиль в 4000 долларов, и готов расстаться с ним за любую цену свыше 4000, а лимон – символически - в 200 долларов. Для покупателя же ценность хорошего автомобиля составляет 5000 долларов, а “лимона” – те же 200 долларов. Остановимся на секунду и сделаем два замечания. Во-первых, не стоит удивляться, что субъективные оценки продавцом и покупателем полезности хорошей машины разнятся – на то они и субъективны.

Ну а во-вторых, при таком раскладе сделка по продаже качественного автомобиля за, скажем, 4500 долларов станет выгодной для обеих сторон, ведь покупателя устроит любая цена от 5000 и ниже, а продавца – от 4000 и выше. Но этому не бывать. Почему? Дело в этой самой асимметричности информации: продавец все знает, а вот покупатель не в курсе, “лимон” перед ним или нет. (Я не автомобилист, но надо думать, что с первого взгляда качественную машину от некачественной отличить не так просто, да и не надо забывать, что перед нами лишь модель.) Но надо принимать решение, и наш идеальный покупатель рассуждает так: ”Полезность, которую принесет мне покупка машины, в денежном эквиваленте составит 5000 либо 200 долларов, и эти исходы равновероятны, значит, моя цена составит среднее между ними, то есть 2600 долларов”. Теперь ход за продавцом. Зная, что за машину ему предложат всего 2600, он ни за что не будет выставлять на продажу оцениваемые им в 4000 долларов качественные авто, ведь на каждом из них он проиграет “чистых” 1400 долларов.

А дальше в действие вступит очень несложный механизм. Сам Акерлоф проводит параллель между этим механизмом и законом Грешема, по имени английского общественного деятеля 16 в. В соответствии с законом Грешема, при наличии в обращении “хороших” денег – с высоким содержанием золота или просто драгметаллов – и “плохих”, “плохие” деньги на глазах начнут вытеснять “хорошие” – те просто начнут оседать на руках у населения, ведь номинальная меновая стоимость двух типов денег одинакова, а “хорошие” деньги обладают ценностью в качестве товара. Хотя аналогия не вполне точна (и об этом Акерлоф тоже говорит), нечто похожее происходит и здесь: если стороны при возможной сделке будут руководствоваться логикой, изложенной выше, то “лимоны” совсем скоро вытеснят с рынка качественные машины. Рынок качественных подержанных машин фактически исчезнет, а вместе с ним пропадут и те выгоды, которые могли бы получать оба участника сделки. Благосостояние общества упадет. По Акерлофу, это является издержками недобросовестного поведения; отдельному продавцу выгодно обманывать покупателя – увы, именно такова система стимулов, порождаемая асимметрией информации. Но надо заметить, что и сам продавец выигрывает крайне мало – продав один-два “лимона” под видом качественных машин, он лишится доверия покупателя, и его благосостояние тоже упадет.

Ключевое слово здесь – “доверие”. Именно от того, насколько удачливо будет общество в восстановлении этого доверия, и будет зависеть конечный исход дела. Со времени осознания этой проблемы человечество выдумало немало способов восстановить взаимовыгодные отношения между продавцом и покупателем. Например, продавец может построить подчеркнуто солидный, если не излишне вычурный салон по продаже машин, таким образом сигнализируя покупателю: видишь, я вложил много денег в создание обстановки, я здесь надолго и не буду обманывать тебя ради одной машины. Еще одно решение заключается в выдаче лицензия на ведение того иного рода деятельности, и это касается не тоже продажи подержанных автомобилей.

Если раньше у кого-либо и были сомнения, то через некоторое время после публикации статьи Акерлофа, в итоге принесшей ему Нобелевскую премию по экономике 2001 года, стало очевидно, что проблемы, связанные с неопределенностью качества и неполнотой информации возникают во многих сферах нашей жизни. В частности, в страховании, когда клиент не в пример лучше компании-страховщика осведомлен о состоянии своего здоровья. Пытаясь избежать краха, страховые компании по всему миру проводят подробнейшие исследования своих потенциальных клиентов, тщательно изучая истории их болезни, вредные привычки и прочие приятные вещи. Стоит им заметить, что за последний год у вас было два инфаркта – и стоимость контракта резко пойдет вверх. Кроме того, зачастую представителей этнических меньшинств ждут трудности при приеме на работу - работодатель может справедливо полагать, что усредненный профессиональный уровень, скажем, черного населения США ниже уровня белых, и отвергнуть действительно выдающегося черного кандидата. Разумеется, примеров применения этой концепции – масса, и упомянуть все в рамках блог-поста трудно.

Модель "лимонов" позволяет сделать ряд замечаний относительно издержек недобросовестного поведения. Рассмотрим рынок, на котором торговля ведется либо честно, либо нечестно; иными словами, информация о качестве продаваемых на нем товаров может оказаться как истинной, так и ложной. Задача покупателя, разумеется, заключается в определении уровня качества. Наличие продавцов, желающих продать некачественный товар, вызывает тенденцию к прекращению функционирования рынка – точно так, как это происходит на рынке автомобильных "лимонов". Именно с этой возможностью связан главный тип издержек недобросовестного поведения, поскольку нечестные участники сделок, как правило, вытесняют с рынка честных. На рынке могут присутствовать потенциальные покупатели товаров высокого качества и потенциальные продавцы таких товаров в соответствующем диапазоне цен, однако наличие продавцов, стремящихся выдать свой некачественный товар за качественный влечет за собой вытеснение честного бизнеса. Издержки недобросовестного поведения, таким образом, не ограничиваются той суммой, на которую обманут покупатель; в них необходимо также включить потери, связанные с сужением сферы честного бизнеса.

Недобросовестность в деловых отношениях представляет собой серьезную проблему в развивающихся странах. Наша модель позволяет конкретизировать это утверждение и описать природу связанной с ним "внешней" экономии. В частности, в модели с автомобилями недобросовестное поведение, т.е. предоставление неверной информации о качестве автомобилей, обусловливает пятидесятипроцентное снижение полезности каждого автомобиля; более того, оно сокращает размер рынка подержанных автомобилей с N продаж до 0. Следовательно, мы можем – по крайней мере, в теории – непосредственно измерить издержки, порождаемые нечестностью.

Дж.Акерлофа - одна из самых ярких иллюстраций того, как экономисты действительно делают жизнь вокруг нас лучше, сначала диагностируя болезнь, а потом совместно с остальными предлагая пути ее решения. Более того, это еще и один из тех случаев, когда мы обязаны действительно значительным продвижениям в самой науке и функционировании всего общества не тысячестраничному труду, осилить который в состоянии лишь близкие родственники автора, а простой и гениальной в своей простоте идее, изложенной на тринадцати страницах. Ну разве это не вдохновляет?

Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции - различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших автомобилей дать сигнал покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих автомобилей невыгодно давать гарантии и поэтому они вынуждены снизить цену и сделать качество своего автомобиля явным.

Акерлофом также замечено особое значение массовых информационных асимметрий в экономике развивающихся стран. Одним из таких примеров являются кредитные рынки в Индии 1960-х годов, где местные кредиторы-ростовщики устанавливали ставку процента вдвое более высокую, чем ставка, принятая в больших городах. Но посредник, который берет кредит в городе и кредитует кого-то на селе, не имея сведений о платежеспособности заемщиков, рискует привлечь заемщиков с низкими возможностями возврата кредита и обрекает себя тем самым на убытки.

Функционирование кредитных рынков в развивающихся странах часто служит ярким примером действия принципа "лимонов". В Индии значительная доля промышленных предприятий контролируется так называемыми "управляющими агентствами" (по данным недавнего обследования, эти "управляющие агентства" контролируют 65,7% чистой стоимости активов акционерных обществ и 66% совокупной стоимости их активов

Вот точка зрения историка по поводу функционирования и становления системы "управляющих агентств": "В странах Южной Азии управление в коммерческой сфере оставалось функцией торговых домов и специфических для южно-азиатского региона организаций, которые известны под названием "управляющих агентств". При создании любого нового предприятия (будь то завод, плантация или торговая фирма) его основатели обычно прибегали к помощи управляющего агентства, пользующегося солидной репутацией. Так поступали как индусы, так и англичане; как те, кто располагал значительными техническими или финансовыми ресурсами, так и те, у кого была лишь концессия. В любом случае они обращались в это агентство из-за его репутации, которая могла обеспечить доверие к новому предприятию и привлечь инвестиции"

В свою очередь вторая важнейшая черта индийской промышленности заключалась в том, что эти управляющие агентства сами находились под контролем кастовых (точнее говоря, общинных) группировок. Таким образом, большинство индийских компаний можно четко классифицировать по этническому признаку.

Второй пример, демонстрирующий действие принципа лимонов, касается грабительской нормы процента, назначаемой местными ростовщиками по своим ссудам. В Индии высокая норма процента была главным фактором разорения крестьян; так называемое "Кооперативное движение" было организовано с целью противостоять прогрессирующему процессу обезземеливания путем создания банков, которые должны были составить конкуренцию местным ростовщикам.

Аналогичная ситуация может происходить на фондовом рынке. В сфере информационных технологий о многих компаниях информации мало, и существует тенденция некоторого усреднения оценки их акций. При этом завышается оценка акций компаний, у которых реальная доходность ниже средней, и они приступают к разбавлению капитала. Эти компании начинают выпуск дополнительных акций под новые проекты более активно, чем высокодоходные фирмы, акции которых недооценены на рынке. В итоге фирмы с меньшей прибыльностью развиваются быстрее, и фондовый рынок заполоняют "лимоны". Когда плохо информированные инвесторы неожиданно обнаруживают свою ошибку, цена акций падает и лопается информационный пузырь.

Итак, в своей работе Акерлоф использовал пример рынка подержанных автомобилей, где продавцы лучше других знают, предлагают ли они добротную машину или неисправную (так называемый «лимон»). Для покупателей наиболее вероятное предположение заключается в том, что качество автомобиля среднее, поэтому они готовы заплатить за него только цену автомобиля среднего качества. Однако это означает, что владельцы хороших автомобилей не будут выставлять свои машины на рынок подержанных автомобилей. А это, в свою очередь, ухудшает среднее качество автомобилей на рынке, и результате покупатели снижают свои ожидания относительно качества. Теперь даже владельцы умеренно хороших автомобилей не могут продать свои машины, и рынок движется к краху.

По мнению Дж. Акерлофа, многие современные рыночные институты и явления представляют собой не что иное, как попытки избавиться от асимметричной информации. К таким случаям он отнес гарантии автомобильных дилеров, торговые брэнды, франчайзинг и т.п.

Дж. Акерлоф не ограничился только экономической теорией и пошел дальше, применив в 1970-80 годах концепцию асимметричной информации к социологии и социальной антропологии. Его наиболее значительным вкладом в данном направлении является анализ эффективности рынка труда. Акерлоф доказал, что некоторые социальные явления, например, чувство взаимности между наемными служащими и работодателями или принцип справедливости к коллегам, ведут к повышению заработной платы и, как следствие, росту безработицы. Он также изучил неблагоприятные эффекты воздействия на экономику социальных соглашений вроде системы каст. По словам самого Дж. Акерлофа, в то время как экономисты-бихевиористы рассматривают только экономику и психологию, его интересует рисование, а также социология, антропология и многое другое. Как следствие, имя Джорджа Акерлофа, помимо экономики, известно и в других социальных науках.

Дж. Акерлоф исследовал также проблему дискриминации национальных меньшинств на рынке труда. Эта тема привела Дж. Акерлофа на стык экономической теории и социологии и включение в экономический анализ таких нетрадиционных для неоклассической экономической теории факторов как симпатии или уважение между людьми. Акерлоф отмечал, что такие чувства, как понимание интересов работодателя или уважение к товарищам по работе, могут привести к повышению оплаты труда и понижению вероятности безработицы. Другим научным увлечением Дж. Акерлофа, было исследование кастовой системы и ее негативного воздействия на экономическую эффективность.

Принцип "лимонов" проливает свет и на проблему занятости среди представителей национальных меньшинств. Работодатели нередко отказываются принимать представителей национальных меньшинств на определенные виды работ. Не исключено, что подобное решение не столько отражает иррациональные мотивы или предрассудки, сколько вытекает из задачи максимизации прибыли. Действительно, национальная принадлежность может служить достаточно надежным статистическим показателем социального происхождения кандидата, качества его образовательной подготовки и его способностей как работника.

Заменителем показателя такого рода может служить качество полученного образования; ранжирование по признаку успеваемости в рамках образовательной системы может дать лучшее представление о качестве работника.

Сегодня вопросы, которые Акерлоф поднял в работе о «лимонах», стали одним из основных продуктов академической диеты. И сам Акерлоф продолжает расширять границы в изучении таких вопросов. Последней его работой в этом направлении была Identity Economics («Экономика идентичности»), написанная в соавторстве с Рэйчел Крэнтон из Мэрилендского университета. Сын Акерлофа, Робби, продолжает эту традицию. Выпускник Йельского университета (где одним из его профессоров был Шиллер) и Гарварда, он изучает следующие вопросы: почему коррупция и терпимость к ней варьируются в зависимости от корпораций; что менеджеры могут сделать для повышения легитимности своего управления (одним из вариантов оказывается выплата эффективной заработной платы); чем объясняется оппозиционная культура, когда меньшинство пренебрежительно относится к большинству, которое также отвечает пренебрежением; и что вызывает затяжную вражду между двумя сторонами.

 

 

Список использованной литературы

1. Васина Л. Л. Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедический словарь. — М.: РОССПЭН, 2001. — 336 с. — ISBN 5-8243-0169-7.

2. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: Автобиографии, лекции, комментарии. Т. 1. 1969?1982. — СПб.: Наука, 2007. — 479 с. — ISBN 5-02-025115-1.

3. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии. Т. 2. 1983?1996. — СПб.: Наука, 2009. — 450 с. — ISBN 978-5-02-025169-4.

4. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 тт. Т. 5. Всемирное признание. Лекции нобелевских лауреатов (в 2 кн.). — М.: Мысль, 2005. — 768 с., 816 с. —ISBN 5-244-01044-1.

5. Нобелевские лауреаты по экономике. Взгляд из России / под ред. Ю. В. Яковца. — СПб.: Гуманистика, 2003. — 968 с. — ISBN 5-86050-173-0.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.