Семинар 1. «Педагогическая деятельность и личность педагога» Вопросы для обсуждения: 1. Происхождение педагогической деятельности 2. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность 3. гуманистическая природа и творческий характер труда учителя; 4. Социальная миссия и профессиональные функции педагога; 5. Основные виды профессиональной деятельности педагога; 6. Педагогическая деятельность как система. Список рекомендуемой литературы: основная: 1. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для педагогических вузов / Н.Н. Никитина. – М.: Академия, 2004. – 224с. 2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. Н. Микляева, Ю. В. Микляев; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс 3. Кукушин, В.С.Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / В.С. Кукушин. – изд. 3-е., испр. и доп.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 256с. – (Педагогическое образование) 4. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с. 5. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. М., 2004. 6. Профессия - учитель: учебное пособие / А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368с. дополнительная: 1. Алексин А. Школа – прежде всего учитель. – М., 1989. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 198 3. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. – М., 1991. 4. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с. 5. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1965. 6. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа. – М., 1988. 7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч. – Т.1. – М., 1983. 9. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991. 10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986. 11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. 12. Кабо В. Предисловие // Д.Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. – М., 1973. 13. Монро П. История педагогики. Часть 1. Древность и средник века. – М., 1917. 14. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.; Воронеж, 1995. 15. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. 16. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. - №10. – С.385-397. 17. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М., 1981. 18. Монтессори. – М., 1999. (Антология гуманной педагогики). 19. Рерих Н.К. О Вечном…. – М., 1991. 20. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. 21. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6т. – Т.6. – М., 1980. 22. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ.. – СПб., 1999. 23. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 24. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1984. 25. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. и др. Человек и его символы. – М., 1997. 26. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. – Киев, 1980. 27. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. – 1999. - №5. – С.41-52. контрольные вопросы 1. Согласны ли вы с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия? 2. Подтвердите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) — понятие, обладающее прямым и метафорическим смыслом. Используйте для этого факты своего жизненного опыта, произведения литературы, искусства. 3. Что является содержанием педагогической деятельности? Почему? 4. Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер? 5. Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель — ученик, учительство — ученичество. 6. Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности? 7. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? 8. Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? 9. В чем особенности педагогической деятельности родителей? 10.От чего зависит успех воспитания и образования в семье? 11.В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу? 12.Нужны ли родителям педагогические знания? Обоснуйте свое мнение 13.Только ли от педагога зависит создание благоприятной коммуникативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут помешать этому? Можно ли их преодолеть? 14.Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило? 15.Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность — это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств. 16.Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью? 17.В чем может заключаться, по вашему мнению, педагогический дар врача? 18.Может ли тренер, лишенный педагогического дара, вырастить хорошего спортсмена? 19.В чем, по вашему мнению, заключается педагогическое влияние писателя на людей? Практическое задание: 1. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности (не менее 15). 2. Подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли матери и отца в духовном становлении ребенка. |