Учебно-исследовательская работа студентов на занятии 1. Построить калибровочный график на примере определения содержания белка биуретовым методом. 2. Определить содержание белка в предложенном биологическом материале биуретовым методом с использованием калибровочного графика. Лабораторная работа Определение белка биуретовым методом Оборудование: | 1. | Штатив с пробирками. | | 2. | Пипетки на 0,1 мл и 5 мл. | | 3. | КФК. | | 4. | Кюветы на 1 см. | | | | | | | Реактивы: | 1. | Биуретовый реактив. | | 2. | Стандартный раствор белка (70 г/л). | | 3. | 0,9% раствор NaCl. | | 4. | Сыворотка крови. | Принцип метода. Белки в щелочной среде образуют с сернокислой медью соединения сине-фиолетового цвета (биуретовая реакция). Интенсивность окраски пропорциональна концентрации. Ход работы. В три пробирки внести реактивы согласно схеме: Реактивы (мл) | Опытная проба | Стандарт. проба | Контроль. проба | Сыворотка | 0,1 | - | - | Стандарт.р-р белка (70 г/л) | - | 0,1 | - | 0,9% раствор NaCl | - | - | 0,1 | Биуретовый реактив | 2,5 | 2,5 | 2,5 | Пробы хорошо перемешать, оставить на 15 мин при комнатной температуре. Колориметрировать опытную и стандартную пробы при зеленом светофильтре в кювете толщиной 0,5 см против контроля. Концентрацию белка рассчитать по формуле: Х = ЕОП х ССТ/ ЕСТ , где: Х – концентрация белка в опытной пробе; ЕОП – оптическая плотность опытной пробы; ЕСТ - оптическая плотность стандартной пробы; ССТ – концентрация стандартного раствора белка. Концентрацию белка можно определить по калибровочному графику. Построение калибровочного графика Для построения калибровочного графика берут три раствора с известной концентрацией белка в каждом из них. Эти образцы можно приготовить разведением исходного стандартного раствора белка концентрацией 70 г/л. Затем с каждым образцом проводят биуретовую реакцию как описано выше. Оптическую плотность этих растворов определяют на КФК. По результатам строят график зависимости оптической плотности от концентрации белка. Занятие №2 1. Тема: Химия аминокислот, пептидов, белков и их функции. 2. Форма учебного процесса:Лабораторно-практическое занятие. 3. Актуальность темы:Знания, полученные на данном занятии, являются основой для изучения таких разделов биохимии как ферменты, обмен аминокислот и белков, биохимия регуляций. Они будут необходимы при обучении на клинических кафедрах. 4. Цель общая: 4.1.1. Повторить химию аминокислот и белков. Изучить их основные функции в организме. 4.2. Конкретные цели: Знать: 1. Аминокислоты. Классификация. Свойства. 2. Пептиды. Классификация. 3. Белки. Строение. Свойства. 4. Белки плазмы крови. Функции. Уметь: 1. Правильно пользоваться спиртовками, пипетками. 2. Проводить пробу Вельтмана и реакции осаждения белков кипячением. 3. Делать выводы по результатам проведенных опытов. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию 1. Аминокислоты, определение, классификация. 2. Функциональные группы аминокислот. 3. Физико-химические свойства аминокислот. 4. Биологическое значение аминокислот. 5. Определение пептидов, классификация, функции. 6. Белки. Определение, классификация. Функции. 7. Структуры белковых молекул. Физико-химические свойства белков. Учебно-исследовательская работа студентов на занятии 1. Проделать лабораторную работу "Проба Вельтмана, Осаждение белков кипячением". 2. Сделать выводы по результатам работы. 3. Подготовиться к защите лабораторной работы (ориентировочные вопросы и задачи приведены ниже). Лабораторная работа 1. Проба Вельтмана | Оборудование: | 1. | Штатив с пробирками. | | | 2. | Пипетки на 0,1 мл и 5 мл. | | | 3. | Спиртовка. | | | 4. | Держатель для пробирки. | | | | . | Реактивы: | 1. | 0,5% раствор СаСl2. | | | 2. | Дистиллированная вода. | | | 3. | Сыворотка крови. | | | | | | | | | | | Принцип метода. Реакция основана на том, что белки сыворотки крови в результате нагревания и действия хлористого кальция определенной концентрации выпадают в виде хлопьев (происходит нарушение коллоидной устойчивости). Ход работы. К 0,1 мл сыворотки добавляют 4,9 мл воды, перемешивают и прибавляют 0,1 мл 0,5% CaCl2. Встряхивают и нагревают пробирку над пламенем до однократного вскипания смеси. Пробирку охлаждают и смотрят на свет. Если хлопьев нет, то в эту же пробирку добавляют еще 0,1 мл CaCl2 и вновь кипятят. Процедуру повторяют, пока не выпадут хлопья. Результаты оценивают, подсчитывая общее количество пошедшего на реакцию CaCl2. Диагностическое значение. В норме коагуляция наступает при добавлении 0,4-0,5 мл CaCl2. При патологических процессах происходит нарушение соотношения белковых фракций крови, что приводит к изменению коллоидной устойчивости. При повреждениях печени, гемолизе и хронических воспалительных процессах коагуляция наступает при добавлении меньшего количества CaCl2, что обусловлено повышенным содержанием g-глобулинов. При острых воспалительных и экссудативных процессах, сахарном диабете, повреждении почек, злокачественных опухолях коагуляция наблюдается при добавлении большего количества СаСl2. Причина – увеличение содержания a- и b-глобулинов. 2. Осаждение белков кипячением Оборудование: | 1. | Штатив с пробирками. | | 2. | Пипетки на 0,1 мл, 1 мл и 5 мл. | | 3. | Спиртовка. | | 4. | Держатель для пробирки. | | | | Реактивы: | 1. | Раствор белка. | | 2. | 1% раствор уксусной кислоты. | | 3. | Насыщенный раствор NaСl. | | 4. | 10% раствор NaOH. | | | | | В 5 пробирок внести реактивы согласно схеме: Реактивы (мл) | Номера пробирок | Результат | Вывод | | | | | | Раствор белка | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | | | СН3СООН | - | 0,1 | 1,0 | 1,0 | - | | | NaCl насыщенный | - | - | 0,4 | - | - | | | 10% NaOH | - | - | - | - | 0,4 | | | Все пробирки нагреть на спиртовке до кипения и записать, в каких из них выпадает осадок. Сопоставить результаты и сделать выводы. Объяснить, почему осадок появился не во всех пробирках. |