ЛЕКЦИИ 16-17. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРКЕСТРОВОЙ ПОЛИФОНИИ В. ЛЮТОСЛАВСКОГО Периодизация 1. Ранний период – неофольклор. 2. После 1956 г. Работа с техниками: додекафонией, сонористикой, алеаторикой. «Пять песен» (Более свободное использование додекафонии – серии из меньшего колличества звуков) и «Траурная музыка» - единственные додекафонические произведения. «Венецианские игры» (1-е алеаторическое произыедение). 60-е годы – работа с сонорикой. Контролированная алеаторика (как называл её сам композитор) - эпизоды, исполняемые в строгом ритме (a battuta, то есть „под палочку [дирижера]“), чередуются с эпизодами в алеаторическом контрапункте (ad libitum — „по желанию“); при этом фрагменты ad libitum часто ассоциируются со статикой и инертностью, рождая образы оцепенения, разрушения или хаоса, а разделы a battuta — с активным поступательным развитием. Она служила для создания «звучащей материи нового типа, которую обычным способом создать невозможно. Таким образом, алеаторика в музыке Лютославского проявляет себя главным образом в специфических свойствах звуковой материи» (Кокорева). Основа драматургии – контраст звуко-тембровых пластов, которые берут на себя функции тематизма. В сонорно-алеаторической технике написаны: «Три стихотворения Анри Мишо», «Книга для оркестра», Концерт для виолончели с оркестром, Струнный квартет, Симфония № 2. 3. Поздний период творчества. С 1976 г. Последние 15 лет жизни. Лиризм, камерность. Фактура оркестра становится прозрачнее и тоньше, хотя Л. не отказывается ни от сонорики, ни от алеаторики. «На 1 план выдвигается забота об интонационной структуре, о мелодическом начале, которому композитор вновь начинает придавать большое значение» (Кокорева). Вершины – Концерт для фортепиано с оркестром, Симфония № 3. Фортепиано было 1 из инструментов, которому Лютославский отдавал предпочтение. Он начинает свою карьеру как пианист. Вводит его в свои многие оркестровые партитуры. Лютославский трактовал жанр концерта в соответствии с его исконным значением, то есть как род состязания между солистом и оркестром. В музыке Л. ярко выражен элемент виртуозности. Произведения · Симфонии: - Симфония № 1 (1941-47)
- Симфония № 2 (1965-67)
- Симфония № 3 (1981-83)
- Симфония № 4 (1988-92)
· Симфонические вариации (1936-38) · Overture for Strings (1949) · Little Suite, for chamber orchestra (1950) – первое оркестровое неофольклорное произведение. · «Силезский триптих» для сопрано с оркестром (1951) · Concerto for Orchestra (1950-54) – кульминация раннего периода творчества. · «Пять песен» на стихи Казимеры Иллакович, для меццо-сопрано и оркестра (1957). · Musique funèbre (Muzyka żałobna), for string orchestra (1954-58) · Three Postludes for Orchestra (1958-63) · Jeux vénitiens (Venetian Games) for chamber orchestra (1960-61) · Livre pour orchestre (1968) · Preludes and a Fugue, for 13 solo strings (1970-72) · Mi-Parti (1975-76) · Novelette (1978-79) · Chain I, for chamber ensemble (1983) · Fanfare for Louisville, for woodwinds, brass, and percussion (1985) · Chain III, for orchestra (1986) · Slides, for chamber ensemble (1988) · Prelude for G.M.S.D., for orchestra (1989) · Interlude for Orchestra (1989, to link Partita and Chain 2) Концертные произведения · Variations on a Theme by Paganini, for piano and orchestra (1978, see below) · Dance Preludes, for clarinet and chamber orchestra (1955, see below) · Cello Concerto (1969-70) · Grave, metamorphoses for cello and string orchestra (1981, see below) · Double Concerto for Oboe, Harp and Chamber Orchestra (1979-80) · Chain II, dialogue for violin and orchestra (1984-5) · Partita, for violin and orchestra (1988, see below) · Piano Concerto (1987-88) ЛЕКЦИИ 16-17. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРКЕСТРОВОЙ ПОЛИФОНИИ В. ЛЮТОСЛАВСКОГО Полифоническое мышление как стиль, как способ высказывания сложилось на самом раннем этапе творчества Лютославского. Любой голос оркестровой фактуры представляет собой самостоятельную мелодию, а вся ткань – полимелодический комплекс. Темы Лютославского по своему строению напоминают темы классических фуг или произведений клавесинистов: в одних витиеватые завитки, украшения как неотъемлемая часть мелодики наводят на сравнения с искусством барокко, в других – выделяется броская интонация или ритм, ходы на широкие интервалы, с индифферентным, нивелированным продолжением. Многообразное мотивное членение темы, выделение в ней выпуклых интонаций-интервалов – типичная особенность тематизма классических фуг. Кроме того, не один элемент у Лютославского не брошен зря, каждый служит строительной деталью последующих тем или второстепенных пластов фактуры. Полифоническая природа тематизма в «Траурной музыке» памяти Бартока. Фактура в экспозиционных разделах формы: Вся музыкальная ткань насквозь полифонизирована, причем это полифония линий, мелодических оркестровых пластов. В основе процесса развития темы лежат не законы функциональной гармонии, а логика движения мелодической линии. С горизонтальным развертыванием голосов ткани связаны и различные типы оркестровой фактуры, в частности – гетерофония,когда отдельные голоса то сливаются в унисон, то расходятся, продолжая развиваться самостоятельно. При линеарном госоведении характерно ленточное утолщение одного из пластов, - явление довольно распространенное в современной музыке. Оригинально применяет этот прием и Лютославский. Часто он утолщает мелодию не параллельной ей линией, а зеркально отраженной (обращенная лента). Полифонические приемы в развивающих разделах. 1) фугато, вплетающиеся в разработку тем, 2) канон и стретта. Полифонические приемы в разработках являются важным средством драматургического развития и трансформации образов. Влияние полифонии на формообразование. а) принцип тотальной симметрии в построении формы, б) принцип переменной функциональности голосов фактуры, равноправие главных и второстепенных пластов ткани. Переосмысление функций голосов коренным образом влияет на драматургию произведения и содействует непрерывности в процессе развития целостной формы; в) равноправие темы и контрапункта (тематический контрапункт). Не только тема, но и любой голос в зависимости от местоположения может иметь то тематическую функцию, то отходить на задний план, становясь контрапунктом. Смена функций имеет и еще одно назначение в драматургии формы. В моменты острых длительных кульминаций постоянная передача тематической функции от одной группы к другой каждый раз своевременно приносит разрядку напряжения, и тем самым волна нарастания продлевается. Это придает масштабность кульминационным разделам и тем самым уравновешивает все части формы в целом. Новый тип полифонии в «коллективной игре adlibitum». Этот прием связан с ограниченным алеаторизмом. Первый и важнейший результат такой техники – отсутствие общего пульса времени для всех исполнителей, всего коллектива. В технике «коллективной игры ad libitum» прежде всего проявляется новая форма гетерофонии. Обе ее стороны – унисонность и «разноголосица» - обретают новый вид. Преобразование традиционных полифонических приемов – имитаций, стретт под воздействием ad libitum. Взаимодействие полифонии и гетерофонии. 1.Ключевые слова: полифоническое мышление, стиль, фактура, полифония, гетерофония. 2.Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения: а) Полифонические приемы развития в произведениях В. Лютославского. 3.Литература: 1.Раппопорт Л. Некоторые особенности оркестровой полифонии Лютославского. //Полифония// М., 1975 2.Шалтупер Ю. О стиле Лютославского 60-х годов. //Проблемы музыкальной науки, вып. 3// М., 1975. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=220 ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski) Витольд (p. 25 I 1913, Варшава) - польский композитор. В 1931-32 занимался на математич. ф-те Варшавского университета. Окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. у Е. Лефельда (1936) и по композиции у В. Малишевского (1937). Чл. жюри разл. конкурсов и междунар. фестивалей (в т. ч. «Варшавская осень»), в 1959-1965 чл. совета (позднее вице-президент) Междунар. общества совр. музыки. С 1962 преподаёт композицию в муз. центрах разных стран (в Танглвуде, Дарлингтоне, Стокгольме, Эссене, Копенгагене, Техасе). Как композитор Л. обратил на себя внимание Симф. вариациями (1938); уже в ранних произв. наметились характерные черты его муз. языка - индивидуализация выразит. средств и блестящее владение оркестром. Источникики Кокорева «Музыкальная культура Польши 20 века». |