Первичный рынок труда Вторичный рынок труда Билет 13 1. Теория глобализации: Гидденс, Робенсон и Бек, Аппадурай В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия». Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира-как-целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе. В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности. Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия. С этой точки зрения глобализацию определяют, как процесс и результат распространения этих институтов. Критика глобализации в этой традиции опирается на идею о том, что этот процесс по определению не должен быть односторонним. Что цель этого процесса – создание режима конструктивного и эффективного сотрудничества, эквивалентного обмена между всеми локальными сообществами. Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, в создании стратегий эффективного включения локальных сообществ в систему международного взаимодействия, в поиске и организации действенных механизмов участия внешних факторов в решении локальных проблем и усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры. Задачей исследователей в контексте положений теории глобализации является определение существующих типов локальных сообществ, описание их границ и представление параметров их социальных связей с другими сообществами. Исследователи локальных сообществ анализируют процессы их структурирования в рамках глобального социального пространства, реконструируют модель их взаимодействия с окружающим миром. При этом акцент делается на анализе модели участия локального сообщества в формировании глобальных структур взаимодействия и модели участия внешних факторов в развитии локальных институтов и практик. В перспективе предмета политической науки в рамках теории глобализации изучаются основные модели двустороннего и многостороннего взаимодействия, функционирование двусторонних, многосторонних, глобальных политических режимов и факторы, которые влияют на их деятельность. Гидденс: Основной нашей задачей в этой главе будет анализ неравномерной, фрагментарной природы процессов, которые привели различные части земного шара во взаимодействие друг с другом. Глобализация социальных отношений протекала отнюдь не гладко, с самого начала на ней сказывалось неравенство между различными регионами мира. Особенно важны процессы, в ходе которых возникли общества третьего мира. Огромный разрыв в степени благосостояния и уровня жизни отделяет индустриальные страны первого и второго миров от стран третьего мира, в которых живет большинство населения планеты. 2. Социологический анализ рынка труда Рынок труда и система занятости еще не так давно были предметом исключительно экономического анализа. Однако именно в этой сфере экономики, непосредственно связанной с поведением индивидов, анализ социальных аспектов представляется особенно необходимым для всестороннего понимания происходящих процессов. В то же время необходимо осознавать, что социологическое изучение рынка труда и сферы занятости невозможно без анализа экономических закономерностей, обусловливающих соответствующие социальные изменения (подобно тому, как социальные изменения в организации и содержании трудовых процессов обусловлены переменами технологического свойства). Функционирование рынка труда и системы занятости в последние десятилетия характеризуется проявлением следующих глобальных тенденций, многократно рассмотренных в научной литературе: 1) разнообразные структурные сдвиги (формирование новой отраслевой структуры, структуры занятости, профессионально-квалификационной структуры и т.д.); 2) повышение гибкости, проявившееся в распространении гибких форм труда и занятости; 3) сегментация рынка труда. Указанные глобальные изменения в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также их последствия и составят предмет дальнейшего рассмотрения. На ряду с заработной платой, которая является главным регулирующим фактором на рынке труда, а следовательно и его э элементом, на состояние рынка оказывают воздействие: а) безопасность и условия труда, творческая и доброжелательная обстановка и т.д.; б) потребность человека в самореализации собственной личности; в) способность к самоорганизации и объединению в профессиональные союзы с целью защитить собственные социально-экономические интересы; г) обоюдное стремление и работодателя и наемных работников к стабильности и предсказуемости рыночной ситуации. На предложение рабочей силы на рынке труда влияют следующие факторы: - величина заработной платы; - численность населения; - профессиональная и квалификационная структура рабочей силы; - мобильность рабочей силы; - национальные, культурные, религиозные, этнические традиции. Спрос рабочей силы на рынке труда определяется следующими факторами: - масштабом общественного производства; - уровенем его технической оснащенности; - структурой общественного производства и происходящими структурными сдвигами в нем. Первичный рынок труда Вторичный рынок труда Стабильная занятость и надежность положения работника Велика текучесть кадров и нестабильна занятость Высокий уровень заработной платы (зависит прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности) Низкий уровень заработной платы (зависит от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда Хорошие условия труда Плохие условия труда Творческий характер труда; нередко участие в управлении производством Труд исполнительский, рутинный Наличие хороших шансов на продвижение Слабые шансы на продвижение Использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников Технология производства примитивна и трудоемка Соблюдение справедливости, трудовых правил Своеволие начальства Премии, доплаты, участие в прибылях Ведущая роль основной заработной платы Гарантия занятости на перспективу Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь Удобные дни и часы работы Жесткий график; часто неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная работа Льготы и пособия (жилье, услуги, страхование и т.п.) Низкая социальная защищенность 100%-ная оплата больничных листов и отпусков Гарантированное пенсионное обеспечение Обучение и переквалификация за счет предприятия (в том числе и в рабочее время) Простая и кратковременная подготовка, чаще всего на самом рабочем месте Членство в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус Отсутствуют профсоюзы; статус низок Билет 14 1. Идентичность, этноцентризм, культурный релятивизм Идентичность– ощущение человеком принадлежности к определенной социальной группе Уровни идентичности: личностый ( скромный, вежливый) Ролевые идентичности: студент, солдат. Люди обязаны Грепповая идентичность: болельщики.ю национальная, расовая. Нет сценария, есть желание быть вместе. Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм– это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм. Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью. Культурный релятивизм– самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур. Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение. 2. Типы и функции семьи Семья– это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института. Помимо этого, семья призвана выполнять следующие функции: Социальзиция Хозяйственно-бытовая (уход за детьми) Экономическое воспроизводство, многосемейное домохозяйство, патри- и матрилокальность, собственность и ее наследование, биологическое оцовство как прямое обоснование отношений собственности Воспроизводство социальных норм, институализация ( добрачные связи и отсутсвие иждивидетеля) Репродуктивная – рождениие детей, что такое экзогамия. Доказать фертильность до замужества Сексуальная: регулирование сексуальных отношений 1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода; 2) воспитание, социализация детей; 3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой; 4) политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью; 5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи. Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи. Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям: 1) по форме брака: а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной); б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов); в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами); 2) по составу: а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные); б) сложные – включают представителей нескольких поколений; 3) по числу детей: а) бездетные; б) однодетные; в) малодетные; г) многодетные (от трех и более детей); 4) по этапам цивилизационной эволюции: а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов; б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве. Билет 15 1. Классовый подход к изучению современного общества Класс — это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок». Высший класс - представителей влиятельных и богатых династий. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние. Средний класс включает в себя наемных работников — чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм. На самом высоком своем уровне — состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями — средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне — занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта — средний класс сливается с низшим. Прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Они не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. 2. Девиация и девиантные группы Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции. Норма– существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения. Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные. Санкции– поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов: 1) формальные; 2) неформальные; 3) положительные; 4) отрицательные. Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией. Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности. Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп. Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин. 1. Конформизм– соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно. Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины. С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения. 2. Инновация– принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства. 3. Ритуализм– отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств. 4. Ретритизм– полное неприятие общественных установок. 5. Мятеж– изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых. Девиантное поведение подразделяется на две группы 1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером. 2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений. Билет 16 1. Макс Вебер и Карл Маркс о становлении капитализма Капитализм является экономической системой, которая коренным образом отличается от ее исторических предшественниц тем, что осуществляет производство товаров и услуг, продаваемых широкому кругу потребителей. Два главных признака капиталистических предприятий. Первый из них — это капитал, т. е. любое имущество в виде денег, машин или же фабрик, которые можно использовать либо инвестировать, чтобы приобрести новые активы. Накопление капитала неразрывно связано с наемным трудом — вторым из выделенных признаков. По Марксу, сущность капитализма заключается в классовой системе, характеризующейся конфликтом классов. Маркс полагал, что классовый конфликт из-за экономических ресурсов со временем обострится. М. Вебер утверждает, что целая эпоха может быть названа типично капиталистической лишь в том случае, когда покрытие потребностей капиталистическим путём совершаются в таком объёме, что уничтожением этой системы пропала бы возможность их удовлетворения вообще. Европейский Запад со второй половины 19 столетия. Предпосылок: расчёт капитала, как норма для всех крупных промышленных предприятий, присвоение автономными частными промышленными предприятиями свободной собственности на вещевые средства производства; рациональная техника как производства, так и обмена; рациональное, т.е. твёрдо установленное право. Свободный труд - наличие таких людей, которые не только имеют право свободно продавать на рынке свою рабочую силу, но и экономически вынуждены к этому; Как определяет Вебер – спекуляция – проникновение в крупные предприятия чуждых интересам производства мотивов. Основная работа Вебера на эту тему – Протестантская этика и дух капитализма. Аргументы Вебера в пользу этого вывода следующие. 1. Пуританское вероучение исключает мистицизм 2. Мировоззрение пуританина позволило увидеть верующему признак своей избранности к спасению в успехе своей профессиональной деятельности: понимание своей профессии как неустанного труда во славу Божию и снятие с зарабатываемых (в результате труда) денег клейма греха сребролюбия. 3. Этика пуритан носит ярко выраженный аскетический характер и сводит к минимуму личное потребление, что при постоянном росте зарабатываемых средств автоматически приводит к постоянному инвестированию производства и его непрерывному расширению Западный тип капитализма - нигде ранее не существовавший - это "ориентированная на товарный рынок" "рациональная капиталистическая организация свободного (формально) труда"; к этому свойству следует добавить еще "отделение предприятия от домашнего хозяйства" и "рациональную бухгалтерскую отчетность", опора на "науки и основанную на них технику", использование которой поощрялось "рациональной структурой права и управления". Вывод исследования: протестантская этика наиболее полно выражала основные идеологические и психологические моменты духа новоевропейского капитализма. Маркс: Капитализм является экономической системой, которая коренным образом отличается от ее исторических предшественниц тем, что осуществляет производство товаров и услуг, продаваемых широкому кругу потребителей. Маркс определил два главных признака капиталистических предприятий. Первый из них — это капитал. Накопление капитала неразрывно связано с наемным трудом — вторым из выделенных признаков. Труд по найму объединяет рабочих, не имеющих своих средств к существованию., а потому вынужденных наниматься на работу к собственникам капитала.По Марксу, сущность капитализма заключается в классовой системе, характеризующейся конфликтом классов. М. Вебер утверждает, что целая эпоха может быть названа типично капиталистической лишь в том случае, когда покрытие потребностей капиталистическим путём совершаются в таком объёме, что уничтожением этой системы пропала бы возможность их удовлетворения вообще. Вебер выделяет несколько предпосылок зарождения и возникновения капитализма, из которых расчёт капитала, как норма для всех крупных промышленных предприятий, является одной из главных. Другие предпосылки: Присвоение автономными частными промышленными предприятиями свободной собственности на вещевые средства производства, Свободный труд - наличие таких людей, которые не только имеют право свободно продавать на рынке свою рабочую силу, но и экономически вынуждены к этому; Кроме всех этих предпосылок развития современного капитализма, появляется ещё один момент, а именно спекуляция. Как определяет Вебер – спекуляция – проникновение в крупные предприятия чуждых интересам производства мотивов. 2. Становление социологии, ее понятийного поля и понятийного аппарата Социология - это наука о социальной жизни групп и сообществ людей. Предметом социологии оказывается наше собственное поведение как социальных существ. Масштаб социологического исследования чрезвычайно широк, варьируя от анализа мимолётных встреч людей на улице до изучения глобальных по охвату социальных процессов. Социология может нам оказать помощь в осознании культурных различий, оценке последствий той или иной политики, понимании собственного "я". Возникновение социологии было частью важного интеллектуального процесса. Наука возникла на фоне ряда радикальных перемен: две революции, рационализация мира. Ломка традиционных укладов жизни потребовала от мыслящих людей создать новый способ понимания общественной жизни. Огромную роль в становлении науки сыграли такие личности, как Огюст Конт (ввёл термин социология, позитивизм, закон о трёх стадиях), Эмиль Дюркгейм (факты, как вещи), Маркс, Вебер (идеальный тип, социальное действие) Билет 17 1. Типовые переменные в структурном функционализме Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие (актор, цель действия, ситуация, нормы) и социальную систему (роль, статус, институт:. Аффективность – аффективный нейтралитет (аффект – эмоциональность) Акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). Диффузность – специфичность Индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей, узкий сюжет жизни (специфичность). Универсализм – партикуляризм Акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев, т.е. одинаковое ко всем отношение (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека, особое (партикуляризм). Достижения – аскрипция (приписанные данные) Индивидуализм – Коллективизм Структурно-функциональный анализ - принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. Структурно-функциональное направление в современной социологии основывается на противопоставлении функционализма и историзма. Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе). 2. Понятие «общество» в социологии Э. Дюргейма Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. 1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейм а, Ф. Тенниса и др. Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании. Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде. Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование. Дюркгейм полагает, что общество формируется из взаимоотношений между индивидом и коллективом посредствам двух форм солидарности: механической и органической. Механическая солидарность – похожесть, копирование поведения, внешнее принуждение. Органическая солидарность - взаимосвязь, взаимная функциональность поведения, люди не похожи друг на друга, именно дифференциацией достигается консенсус, сплочённость (данный тип как человеческий организм: все органы разные, отвечают за разные f, а результат один). Две формы солидарности соответствуют двум формам общественной организации: Первобытное, архаическое (без письменности). Характерна механическая солидарность, коллективное сознание. Наказание преступника в таком обществе есть стремление удовлетворить коллективное сознание, а не нагнать страх. Индустриальное общество. Характерна органическая солидарность. Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. «Индивид возникает из общества, а не общество возникает из индивидов». Дюркгейм считал, в отличие от Конта, что поиск счастья не есть фактор общественного развития. С прогрессом общества – счастья не становится больше. И в современном обществе самоубийств больше, чем в прошлом. Билет 18 1. Структурный функционализм как социологическая парадигма Прежде всего, необходимо указать, что парадигма– это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие. Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм: 1) парадигмы социальных факторов(структурный функционализм и теория социальных конфликтов); Социологическая система – это совокупность организованных взаимодействий, или организованный порядок ролей. Структура – это совокупность элементов, образующих систему. Функционализм утверждает, что каждый человек является актором в этом мире. Социальный институт – это совокупность стандартизованных ожиданий системы по Парсону. Нормы – это совокупность ожидаемых нами действий от кого-либо. Функции – их две – внешняя и внутренняя. Внешняя – это адаптация системы в окружающей среде. Внутренняя – это, например, правовые системы, милиция, суды и т.п. A – Adaptation: адаптация системы к внешней среде, адаптация подсистем к самой системе (экономика) G – Goal-setting: постановка целей (личностная система) I – Integration: интеграция системы, её элементов и подсистем ( политика) L – Latent function: воспроизводство образцов (культура) Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционализме. Первая проблема – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия. Социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Вторая проблема – это проблема социального порядка, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система – жизнеспособна. 2. Социология Э. Дюргейма. Священное и профанное Так, Э. Дюркгейм считал, что религия– продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в: 1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов; 2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым; 3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного; 4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни. Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком.[2]. В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность[2]. Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем Элементарные религиозные явления он разделял на две категории: верования и обряды. Первый — состояния сознания, они выражаются в представлениях; вторые — определенные способы действия. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два противоположных рода, обозначаемых обычно терминами “профанное” и “священное”. Разделение мира на области, из которых одна включает в себя священное, другая — профанное (мирское, обыденное), — отличительная черта религиозного мышления. Священные вещи защищены и отделены запретами; непосвященный не должен, не может безнаказанно их касаться. Профанные — те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему присущи два свойства: запретность и уважения. Сферу профанного образует повседневная жизнь с частными интересами, обычными занятиями, эгоистическими наклонностями. “Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды”. Источником религии Дюркгейм считал общественно-психологический процесс общения. Билет 19 1. Полемика о природе неравенства в современном обществе Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и других признаках. Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя в различные группы, находится сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с другом. Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным. Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента : один класс - очень богат ; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными слоями (классами). По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме: 1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации. 2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев. 3. Лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция. 4. Администраторы и менеджеры. 5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы. 5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п. 5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели. 2. Культура и способы ее трансмиссии Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с проблемой геноцида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители Русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа. Билет 20 1. Теория прогресса в социологии Г. Спенсера Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди "приспособленные" будут выживать, а "неприспособленные" - вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития. 2. О. Конт и его закон трех стадий как первая попытка построения социологической теории Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй,метафизической стадии(с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. И наконец, на третьей, позитивной стадиичеловек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума. Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий. В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». 1) Теологическая стадия. Формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам), политеизм (поклонение нескольким богам) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения). 2) Критическая стадия. Метафизика, абстрактные силы. Переход. 3)Научная стадия Приводит ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом. Билет 21 1. Предпосылки и основные этапы становления теории глобализации Актуальность социологического аспекта ее исследования состоит в том, что это – человеческое измерение глобализации. Социология рассматривает новое явление под таким углом зрения, в котором открывается его влияние на дальнейшее развитие социальной реальности, на условия и возможности для самореализации в ней личности, социальных групп и обществ в целом. В современной научной литературе понятие «глобализация» используется в двух основных значениях – как объективная тенденция современного мирового развития и как реальный многоплановый процесс. Глобализация как объективная тенденция в развитии человечества представляет собой качественно новую стадию интернационализации общественной жизни. Общим для обеих стадий является то, что интернационализация и глобализация как воплощение энергии социальности человеческого рода в пространстве планеты выражаются в расширении и углублении социальных связей в мире и усилении взаимозависимости государств и народов. Вместе с тем, глобализация – не просто «всплеск» данной общемировой тенденции, а принципиально новая стадия. Качественная новизна ее обусловлена новыми объективными обстоятельствами в жизни мирового сообщества. 1.К началу ХХ в. земной шар оказался поделенным между государствами и народами. Мир стал завершенным, замкнутым, предельным. 2.В 60-е годы ХХ в. земляне осознали себя глобальной целостностью. Это произошло на негативном фоне открывшихся серьезных глобальных проблем современности, решить которые усилиями одного или даже группы государств невозможно. Необходимы усилия всего человечества. 3.Информационная и технологическая революции, новое поколение коммуникационных систем (реактивная авиация, ракетная техника, телевидение, компьютеры, микросхемы, спутники связи, мобильные телефоны, Интернет) к концу ХХ в. сделали любую точку планеты доступной для людей, капиталов, идей, документов в реальном времени. Люди приобрели способность пребывать одновременно в разных частях планеты и быть участниками событий за пределами своего физического присутствия, а развитие связей и взаимодействий между людьми стало возможным поверх государственных границ, пограничных правил, норм, процедур. Можно выделить два важных мотива роста интереса к идеям глобализации, что и определяет актуальность настоящего исследования. Во-первых, в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века произошла системная трансформация российского социума, что, разумеется, сопровождалось переоценкой его мировоззренческих, философских оснований. Возник устойчивый научный интерес к истории отечественной философии, когда исследователи осознали необходимость концептуальной рефлексии и потребность глубокого изучения вдруг востребованных (идеологами, культурными деятелями, историками, обществом в целом) идей, которые, казалось бы, уже были разработаны и оценены советской историей философии. В настоящее время этот интерес не затухает. Более того, его питают нарастающие проблемы, беспокойство, что Россия все еще находится на историческом перепутье, убеждение в том, что оптимальный исторический выбор невозможен без переоценки прошлого. Во-вторых, к концу XX века мир вступил в эпоху глобализации. Этот исторический процесс, беспрецедентный по масштабам и глубине воздействия на каждого исторического субъекта, характеризуется противоречивостью, неоднозначностью оценок, угрозами необратимых трансформаций самого разного толка, и, как следствие, необычайно высоким вниманием со стороны общества, науки, философии. Настоящее исследование на стыке философии истории, истории философии и футурологии является попыткой осмысления феномена глобализации в ракурсе концептуальной ретроспективы на материале идей, вызревших в недрах отечественной философии в конце XIX - середине XX веков. 2. Понятия современного и традиционного общества Традиционное/современное общество.В рамках теории модернизации выделяются два вида общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного общества к современному и называется модернизацией. Согласно теории модернизации традиционное обществохарактеризуется следующими чертами: • Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений. • Цикличность, а не поступательность развития. • Коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала. • Преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности. • Авторитарный характер власти. • Отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего. • Преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности. • Преобладание традиции над нововведениями. Характеристики современного общества в целом противоположны тем, которые присущи обществам традиционным, это: • Преобладание инновации над традициями. • Светский характер социальной жизни. • Поступательное развитие. • Ярко выраженное личностное начало. • Ориентация на инструментальные ценности. • Либерально-демократическая система власти. • Наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего. • Преобладание людей с активным деятельным • психологическим складом. Билет 22 1. Причины социальных изменений 2. Развитие представления о социальных фактах в работах Э. Дюргейма По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются”. Они выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге “Самоубийство” которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Более того, он применил статистические методы для исследования населения. Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт – продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, что для некоторых групп характерен повышенный показатель. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе. Билет 23 1. Институт государства: основные характеристики Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной властивнутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. Неразрывная связь государства и права.Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. 2. Представление об организационной и корпоративной культуре Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры. - усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение;
- атмосфера или социальный климат в организации;
- доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.
Исходя из этих определений под организационной культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Чаще всего организационная (или корпоративная, что несколько сужает это понятие) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной. Организационная культура выполняет две основные функции: • внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом; • внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде. Основные элементы организационной культуры: • Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях. • Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов. • Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.). • Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам. • Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок». • Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами. • Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации. Аналогично культуре общества в целом, культуру организации нельзя понимать как абсолютно однородную и внутренне неразделимую сущность. Специфика организационной культуры определяется ее носителями: как в обществе есть различные социальные группы, которые могут выражать ценности, в определенной степени отличающиеся от общей культуры социума, так и в организации существуют отдельные группы. Организационная культура — заведомо неоднородное явление, так как в любой культуре главенствуют формирующие ее базовые характеристики, указывающие, какие принципы должны преобладать, если возникает конфликт внутри культуры. Это делает возможным наличие отличных от доминирующей культуры систем ценностей. Таким образом, в любой организации потенциально заложено множество субкультур, причем почти любая из них может стать доминирующей, если она поддерживается и используется руководством организации как консолидирующий элемент. Организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры социума. Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации. Билет 24 1. Правила социологического метода. Факты как вещи в социологии Э. Дюргейма Правило 1. Социальные факты надо рассматривать как вещи. Вещь отдельна, независима от субъекта, объективна. Правило 2. На первой стадии исследования необходимо выбрать только непосредственно наблюдаемые явления. Это – основа объективного подхода. Идеи, предрассудки, эмоции такого основания сформировать не могут. Правило 3. Собранные или выявленные факты должны классифицироваться. Для этого необходимо выделение черт, общих для целого класса явлений. Правило 4. Теоретическое определение понятий должно производится на основе общности класса явлений, а не единичного, изолированного факта. Правило 5. Объективность выявленных закономерностей должна подтвержатся данными статистики. Правило 6. В научном объяснении социальных фактов необходимо использование 2-х видов анализа: причинного и функционального. По Дюркгейму, социологическое объяснение и есть причинное. Оно состоит в анализе зависимости социального явления или факта от социальной среды. Функциональное объяснение состоит в выявлении степени объективного соответствия явления (социального факта) и определенного состояния общества как целого. Общепринятость – показатель нормы, здоровья. Единичность, отсутствие всеобщего признания – показатель патологии. Правило 7. Необходимость соединения причинного анализа со сравнительным методом. Объединение синхронного и диахронного анализа дает больше оснований для объективности выводов 2. Семья в традиционном и современном обществах (см предыдущие билеты) Билет 25 1. Институт образования в традиционном и современном обществе В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования. Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье. В современном обществепоиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом обр |