Неприкосновенность личная психическая. Учитывая значимость упомянутых прав и свобод, провозглашенных Конституцией Украины, законодатель предусмотрел уголовную ответственность за посягательства на них. Так личная физическая неприкосновенность личности обеспечивается уголовно-правовой охраной жизни и здоровья лица нормами раздела ИИ уголовного кодекса Украины (далее УК) «Преступления против жизни и здоровья личности». Неприкосновенность личная материальнаязащищена разделом VI УК Украины «Преступления против собственности». Относительно неприкосновенности личной психической в УК Украины существуют некоторые проблемы. Так она должна быть защищена разделом ИИИ УК Украины «Преступления против свободы, чести и достоинства личности». Однако, этот раздел, к большому сожалению, не содержит ни одной нормы, которая бы защищал честь и достоинство личности. Такое несоответствие названия раздела УК своему содержанию повлекло за собой неполноту исполнения Конституционных положений в защите наивысших социальных ценностей, признанных Основным законом Украины, и невилировало действенность Некоторых норм вторых разделов УК. [2] Например: ст.120 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за Доведение лица до самоубийства или по покушение на самоубийство, которое является следствием жестокого с ним обращения, шантажа, принуждения к противоправным действиям или систематического унижения его человеческого достоинства .Отсутствие общей нормы, которая бы защищал честь и достоинство лица, на практике делает невозможным применение Специальных норм. Это касается и ч.2 ст.387 УК Украины, которая предусматривает уголовную ответственность за разглашения данных оперативно-разыскной деятельности, досудебного расследования, совершенное судьей, прокурором, следователем, работником оперативно-розыскного органа, независимо от того, принимал ли это лицо непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности, досудебном расследовании, если разглашены данные позорят человека, унижают его честь и достоинство . Такая диспозиция ч.2 ст.387 УК, карающая судей и работников правоохранительных органов за разглашения данных досудебного следствия или дознания, если эти данные позорят человека, унижают его честь и достоинство, а не совсем понятна, как с точки зрения систематизации УК по Отдельным разделам ( В таких случаях вред причиняется личности, а не правосудию). Поэтому было бы более уместным разместить эту норму не в разделе XVIII «Преступления против правосудия», а в разделе ИИИ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»), так и с точки зрения принципов криминализации и декриминализация деяний. Если говорить о нарушении субъектом каких-либо морально-этических норм, то в свете общей (по мнение автора, совсем НЕ бесспорной) Декриминализация в УК Украины 2001 года деяний, Которые посягают на честь и достоинство личности, такие действия могут быть проступком, а не преступлением. Это явление повлекло противоречие содержания раздела ИИИ УК Украины Не только его названию, но и положениям ст.3 Конституции Украины [3] . Кроме того Украина, вследствие необоснованной декриминализация, стала Единственным в Европе государством, в котором честь и достоинство личности НЕ защищены уголовным законом. Это положение, по нашему мнение должно быть исправлено в ближайшее время. На основании изложенного мы можем сделать вывод, что неприкосновенность личности является составной частью категории «безопасность», обеспечивающей защиту более широкого спектра социальных и других ценностей (национальная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, и тому подобное) [4] и имеет общий характер. Таким образом, неприкосновенность личности можно определить как строго регламентированную законом Конституционную гарантию безопасности прав и свобод человека. Согласно ст.126 Конституции Украины независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и законами Украины. Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей. Ст.48 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судьи» хотя и регламентирует мероприятия по обеспечению неприкосновенности судей, однако не определяет же понятие судейской неприкосновенности [5] . Из содержания отмеченных законодательных норм вытекает, что неприкосновенность судей является составляющей категории безопасности судей, Которые наделяются ею только в связи с осуществлением ими правосудия и носит специальный характер. В пределах диссертационном исследования необходимо выделить три аспекта неприкосновенности судьи: 1. Неприкосновенность личная, физическая (неприкосновенность жизни и здоровья судьи, его близких родственников). Нарушение ее выражается в преднамеренном, общественно опасном, противоправных физическом действии на телесную сферу судьи, який причиняет ему физическую боль, вред здоровью или даже смерть, или в угрозе такового. 2. Неприкосновенность личная материальная (неприкосновенность имущества судьи и его близких родственников). Она может быть нарушена умышленным повреждением или уничтожением имущества, принадлежащего на праве личной собственности судье или его близким родственникам, или в угрозе таких действий. 3. Неприкосновенность личная психическая (отсутствие влияния на убежденность судьи руководствоваться в своей деятельности только законом и отсутствие опасений за жизнь, здоровье близких родственников, свою карьеру, самостоятельность в принятие решений, свое имущество и имущество близких родственников). Психическое насилие заключается в общественно опасном, противоправных действии на психическую сферу судьи. При этом вред причиняется нормальном функционированию его психики, психической неприкосновенности. Неприкосновенность судей обеспечивается уголовно-правовой охраной: -жизнь (ст.378 УК «посягательство на жизнь судьи, народного заседателей или присяжного в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия»); - Здоровья и личной безопасности (ст.377 УК «Угроза или насилие в отношении судьи, народного заседателей или присяжного»). При этом категория личной безопасности является условием обеспечения неприкосновенности судьи; - Имущества судьи (ст.378 УК «Умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, народного заседателей или присяжного»).Психическая неприкосновенность охраняется 376 УК «Вмешательство в деятельность судебных органов». Отсюда, напрашивается вывод, что неприкосновенность судей это строго регламентированная законом Конституционная гарантия безопасности, предоставленная судье в связи с его деятельностью по осуществлению правосудия, и которая должна обеспечить независимость и подчинение судьи только закона при осуществлении им правосудия. 1 Судья является неприкосновенным Судья быть не может быть без согласия верховной рады Украины задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора 2 Судья, Задержанный по подозрения в совершении деяния, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после установления его личности Судья быть не может быть пи идданий поводу или принудительно доставлен в любой орган или учреждение, кроме судей. 3 Уголовное дело в отношении судьи может быть Возбуждено только генеральным прокурором Украины или его заместителем 4 Отстранение судьи от должности в связи с привлечением к уголовное ответственности осуществляется Высшей квалификационной комиссией судей Украины на основании мотивированного постановления Генерального пр рокурора Украини. 5 Проникновение в жилище или иное владение судьи или его служебное помещение, личный или служебный транспорт, проведение там осмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный и обыск судьи, а равно досмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только по судебно решением. 6 подсудности дела по обвинению судьи в совершении преступления определяется Председателем Верховного Суда Украины Дело быть не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый Занимает или занимала должность суд ддди. 7 По вред, причиненный судом, отвечает государство на основаниях и в порядке, установленных законом Неприкосновенность судей является важной гарантией их независимости неприкосновенность судей заключается в том, что носитель судебной власти не может быть: - Без согласия верховной рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом; - Привлечен к ответственности и наказан за принятие судебного решения или другие действия, связанные с осуществлением своих должностных функций Это может иметь место, только если установлена ?? его вина в злоупотребил ванне своей властью или совершении второго преступления в сфере служебной деятельности; -задержан по подозрения в совершении преступления, Приведенный или принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях В случае задержания судьи с по подозрения в совершении преступления или административного правонарушения, взыскание за которое налагается в судебно порядке, он должен быть немедленно освобожден после установления его личности. Гарантии неприкосновенности распространяются на жилище, служебное помещение судьи, его личный и служебный транспорт, телефонные разговоры, корреспонденцию, вещи и документы Проникновение в его жилище или служебное е помещение, личный или служебный транспорт, проведение там осмотра, обыска или выемки, прослушивание телефонных разговоров, обыск судьи, а равно досмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документе в могут производиться только по мотивированном решению суда, а также с согласия судьи в случае принятия председателем соответствующего суда решения о принятие Специальных мер безопасностиы. Гарантии неприкосновенности распространяются Не только на судей, но и на народных заседателей и присяжных на время их привлечения к выполнению в суде обязанностей, связанных с осуществлением судопроизводства По судьей, який находится в отставке, сохраняются такие же гарантии неприкосновенности, как и к выхода в отставку Статья 49 Ответственность за неуважение к суду или судье 1 Проявление неуважение к суду или судье со стороны лиц, Которые являются участниками процесса или присутствуют в судебно заседании, влечет за собой ответственность, установленную законом Установленная Конституцией Украины и нормой статьи 49 настоящего Закона ответственность за неуважение к суду и судье еще одной гарантией правового статуса судей, их независимости и неприкосновенности Ответственность за проявление неуважение к суду или судье со стороны лиц, Которые являются участниками процесса или присутствуют в судебно заседании, предусмотрена статьей 185-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях н. Согласно части 1 указанной статьи, неуважение к суду может выражаться в злостном уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика или в неподчинениы указанных лиц и других граждан распоряжению председательствующего или в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем действий, свидетельствующем о явном пренебрежение к суду или установленным в суде правилам Кроме того, проявлением неуважение к суду считается также злостное уклонение эксперта, переводчика от явки в суд Все эти действия влекут за собой наложение штрафа от двадцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 1700 игры). 7. Высший совет юстиции. Согласно Конституции Украины (ст. 131) и Закона Украины "О Высшем совете юстиции" от 15 января 1998, в Украине действует Высший совет юстиции. Высший совет юстиции является коллегиальным, независимым органом, ответственным за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно, добросовестно и неуперед-жено осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также за принятие решений относительно нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости. Срок полномочий членов Высшего совета юстиции, кроме тех, кто входит в ее состав по должности, составляет шесть лет. Состав Высшего совета юстиции Согласно Конституции Украины, Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, всеукраинская конференция работников прокуратуры - двух членов Высшего совета юстиции. В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины. Полномочия Высшего совета юстиции Высший совет юстиции: 1) вносит представление Президенту Украины о назначении судей на должности или освобождения их от должностей; 2) рассматривает дела и принимает решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости; 3) осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов; 4) рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров. Высший совет юстиции принимает следующие акты: 1) представление о назначении судей; 2) представление об увольнении судей с должности; 3) решение о нарушении требований относительно несовместимости; 4) решение о дисциплинарной ответственности; 5) определение по жалобе на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности; 6) решение об освобождении члена Высшего совета юстиции. Требования к кандидату на должность члена Высшего совета юстиции. Прекращение полномочий члена Высшего совета юстиции На должность члена Высшего совета юстиции может быть рекомендован гражданин Украины не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет, проживающий в Украине не менее десяти лет, владеющий государственным языком, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее десяти лет. Эти требования не распространяются на лиц, входящих в состав Высшего совета юстиции по должности. Влияние на членов Высшего совета юстиции в любой способ запрещается. Член Высшего совета юстиции перед вступлением в должность приносит на заседании Верховной Рады Украины присягу. Председатель Высшего совета юстиции избирается из членов Высшего совета юстиции на три года, без права переизбрания, на первом заседании Высшего совета юстиции тайным голосованием путем подачи бюллетеней с любым количеством кандидатур, предложенных членами Высшего совета юстиции. Председателем Высшего совета юстиции не может быть избран член Высшего совета юстиции, который входит в его состав по должности. Решение об избрании Председателя Высшего совета юстиции считается принятым, если за него проголосовало более половины от конституционного состава Высшего совета юстиции. В таком же порядке назначается заместитель Председателя Высшего совета юстиции. Полномочия члена Высшего совета юстиции прекращаются в случае: 1) истечения срока, на который он назначен; 2) вступления в законную силу обвинительного в отношении него приговора суда; 3) утраты им гражданства Украины; 4) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) подачи им по собственному желанию заявления о прекращении полномочий; 7) невозможности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья - при наличии медицинского заключения, подтвержденного судом; 8) нарушение присяги или совершения аморального поступка; 9) освобождение от должности, с которой он входит в состав Высшего совета юстиции; 10) его смерти. Рассмотрение вопросов об освобождении судей. дисциплинарные производства В Высший совет юстиции с предложением о принятии решения об освобождении судьи от должности могут обратиться: 1) народный депутат Украины; 2) Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; 3) соответствующая квалификационная комиссия судей; 4) член Высшего совета юстиции. В Высший совет юстиции с предложением рассмотреть вопрос о несовместимости деятельности судьи или прокурора с занимаемой должности могут обратиться: 1) народный депутат Украины; 2) Председатель Верховного Суда Украины, председатели высших специализированных судов, Министр юстиции Украины - в отношении судей; 3) Генеральный прокурор Украины - относительно прокуроров; 4) квалификационные комиссии судей. Высший совет юстиции на основании имеющихся у него материалов имеет право по собственной инициативе рассмотреть вопрос о несовместимости. За нарушение присяги и требований Закона Украины "Пре статусе судей" Высший совет юстиции может наложить на этих судей следующие взыскания: 1) выговор; 2) понижение квалификационного класса. Высший совет юстиции может принять решение о несоответствии судьи занимаемой должности и направить это решение в орган, назначивший или избрал судью. Основанием для открытия дисциплинарного производства является представление: 1) народного депутата Украины; 2) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; 3) члена Высшего совета юстиции по результатам проверки сообщений. Дисциплинарное взыскание к судье применяется Высшим советом юстиции не позднее шести месяцев после выявления проступка, не считая времени временной нетрудоспособности судьи или пребывания его в отпуске, но не позднее года со дня совершения проступка. Если судья в течение года со дня наложения на него дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим д исциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, наложенное на судью, может быть досрочно снято Высшим советом юстиции по заявлению судьи, на которого наложено взыскание, но не ранее шести месяцев со дня наложения взыскания. Высший совет юстиции рассматривает жалобы на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей специализированных, апелляционных и местных судов, а также прокуроров не позднее одного месяца со дня их поступления, а в случае дополнительной проверки обстоятельств и материалов дела - не позднее трех месяцев со дня поступления жалобы . |