ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Интересные факты о Наурызе Еще в 11 веке великий ученый и поэт Омар Хайям заметил, что созвездия и звезды, совершив полный цикл, приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. Но основании этого наблюдения Хайям создал новый календарь, названый в честь тогдашнего правителя Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука «календарем Малика». Начало нового круговорота приходится на 22 марта — на день весеннего равноденствия. Такой календарь был более точный, нежели тот, который используется сейчас. Ведь погрешность по астрономическому календарю Малика, насчитывающий 324 дня в году, равна 0,0002 суток и меньше, чем тот, в котором 365 дней. Этот древнейший праздник, возникший в дописьменную эпоху еще до возникновения современных религий и многих государств, отмечается как праздник обновления и очищения от грехов, очищения одежды, дома, очищения от зла, и ненависти. Он призывает людей к прощению людям их грехов и зла. В этот день восточные страны прекращали войны. А казахские аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов. На фарси Наурыз переводится как «новый день». Тюрки, предки современных казахов, на Наурыз одевались в белые одежды, сбривали волосы. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. В доме обязательно должно быть угощение белого цвета — молочная пища такая как кумыс, шубат, творог. Если не было молочного (хотя такое вряд ли возможно у кочевников, живущих за счет скотоводчества), то посуду наполняли ключевой водой. Готовили в этот день наурыз-коже, обязательное украшение новогоднего стола. Его готовят из 7 ингредиентов: вода, сушеное или вяленое мясо, соль, масло или жир, злаки, кефир. Вкушающим наурыз-коже в этом году обязательно улыбнется удача, здоровье будет отменным, а семья получит защиту и достаток. Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости Кадыр-Ата, мифического духа. Канун Наурыза называют Кадыр-тун, или «ночь благословения». Казахи старались в эту ночь не спать. Незамужние девушки готовят угощение «уикыашар» (развевающий сон), приоткрывают окно и ставят на стол миску с мукой. Если дом чистый, а хозяева благородны душой – Кадыр-Ата благословляет дом, которому теперь будет сопутствовать благополучие. Наурыз – нерелигиозный праздник, как ошибочно считают многие. Более того, во многих исламских странах он находится под запретом. В Сирии и Иране Наурыз не празднуется, в Турции праздник был под запретом до 1991 года. Скорее всего, восприятие Наурыза как мусульманского праздника тесно связано с этническими корнями определенного народа. Вплоть до настоящего времени основное коренное население Средней Азии, а это – казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, таджики и туркмены воспринимаются как этнические мусульмане. И как результат, все национальные праздники данных народов воспринимаются как мусульманские. Несмотря ни на что, праздник пережил и исламские гонения и запреты Советского Союза и остался одним из самых главных праздников казахского народа. Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем им присуща одна общая черта. Это – ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. При этом эти продукты должны различаться. Также прослеживается различие и в названии этой пищи. Так, если узбеки эту пищу называют «сумаляк», то казахи – «наурыз коже». Необычно, но факт, что западные казахи отмечают Наурыз с 14 марта. Объясняется это тем, что из-за длительной изоляции от процессов развития кочевого мира Великой степи и земледельческого Юга духовной культура мангистауских номадов не подвергалась серьезным изменениям. Поэтому только здесь до настоящих дней мы можем наблюдать верования и обряды, уходящие своими корнями к истокам цивилизаций. По этой причине местные казахи-адаи сохранили необычную традицию начинать встречу Наурыза – кочевнического Нового года – с 14 марта. Наурыз отмечается как можно весело и шумно. В древности праздник длился 13 дней. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню «наурыз», обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме. В старину в этот день было принято проведывать родственников и друзей, делиться новостями, начинать новые совместные дела. Традиция была связана с тем, что в зимний период были затруднены сообщения между поселениями. Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбакан» (в переводе с казахского — шесть столбов). Безусловно, современный праздник существенно отличаются от их прежнего содержания. Празднования праздника Навруз в Турции и в странах Центральной Азии Праздник Навруз отмечают в нашей стране, тюрки Центральной Азии, иранцы и турки, живущие за пределами Анатолии. Праздник Навруз приходится на день, отмечаемый населением Ирана как Новый год. Слово «Навруз» на персидском означает: «нев» - новый, «руз» - день. Это день весеннего равноденствия, 22 марта. В некоторых регионах праздник Навруз называют «Навруз-и султан», «Султан невруз». Несмотря на то, что Навруз принято считать иранским праздником, по древнему тюркскому календарю «Двенадцать животных» видно, что тюрки также с древних времен отмечают этот праздник. По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). По этому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени. Тюрки Центральной Азии, азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки, татары, уйгуры, турки Анатолии и балканские турки до настоящего времени отмечают праздник Навруз. В Анатолии праздник Навруз известен под названиями «Султан-ы невруз», «Невруз султан», «Девятое марта» и «Конец марта». Туркмены-плотники, которые приобрели это называние из-за того, что занимались обработкой дерева, живущие на территории Анатолии, называют праздник Навруз «Султан невруз». Туркмены-плотники празднуют Навруз 22- 23-го марта. Они считают, что в этот день усопших кормят и поят. Это объясняется тем, что у них все еще сохранились некоторые традиции тюрков доисламского периода. За день до 22 марта начинаются приготовления к празднику, стирается одежда, приготавливается пища. В праздничный день среди кушаний, которыми угощают гостей, обязательно присутствуют пироги со шпинатом, крашеные яйца и традиционные сладости. Также в этот день близкие родственники и соседи навещают друг друга и поздравляют с праздником. 23 марта встают ранним утром. Надев самую лучшую одежду, с пищей, заранее приготовленной, отправляются на кладбище. На кладбище варят кофе и ведут беседу. Каждый обязан посетить могилы близких, своих соседей и выпить чай, предложенный соседом. После этого навещающие кладбище собираются вместе и едят пищу, принесенную с собой. Во время обеда играют на сазе, поют песни. На деревьях делают качели, а дети запускают летучих змеев, называемых «байрак». После обеда женщины, насыпав в глубокую посуду орехи, совершают обряд называемый «хак юлештирир». Они угощают орехами всех присутствующих и читают молитвы за упокой душ умерших. После этого члены семьи по очереди целуют надгробные плиты своих родственников и возвращаются домой. Вечером начинаются народные гулянья, которые длятся до утра. В этот праздник все должны быть веселыми. Все прощают обиды, нанесенные им до этого. Жители деревни должны присутствовать на празднествах, тех, кто не участвует в празднествах, жители деревни сторонятся и не поддерживают с ними связь. Ёрюки (анатолийские туркмены) считают Навруз концом зимы и началом весны. В деревнях Навруз празднуется 22 марта, а в городах, если праздник не попадает на воскресный день, празднуют в первый воскресный день, следующий за 22 марта. Деревенское население 22 марта отправляется на пастбища, а часть жителей, прибывших сюда ранее, гостеприимно встречает приехавших родственников. При встрече на пастбище стреляют в воздух и поздравляют друг друга с праздником Навруз. Гостей размещают по юртам и угощают. Чабаны на пастбищах в честь праздника и гостей режут овец, мясо которых идет на угощение всей приехавшей группы. Также в этот день у ёрюков население под предводительством имамов читает молитвы и благодарит Всевышнего. На Навруз молодежь устраивает гулянья, на которых юноши и девушки поют песни, танцуют и веселятся до утра. Наши граждане, придерживающиеся ислама шиитского толка, последователи общества Алеви–Бекташи считают праздник Навруз: 1.Днем рождения Великого Халифа Али. 2. Днем бракосочетания Великого Халифа Али и дочери пророка Мухаммеда, Фатимы. 3. Концом зимы и началом весны. Утром праздника Навруз, после прочтения молитв, пьют молоко. После этого читают стихи, называемые «неврузие», и молитву для Великого Халифа Али. После этого угощают друг друга конфетами и шербетом. В вилайете Газиантеп и в окрестных районах 22 марта называют «Султан невруз». По поверью, бытующему у народа, в ночь, связывающую 21 марта и 22 марта, в неизвестный час по небу с востока на запад проходит прекрасная девушка, которая звенит своими браслетами, а на руках держит пяльцы. По другому поверью, вместо девушки по небу пролетает святой старец, надевший птичью шубу. Также считается, что если в эту ночь не спать, то исполнятся все пожелания. Поэтому все сосуды, находящиеся в доме, наполняются водой, во двор также ставят корыто, наполненное водой. Население всю ночь проводит молясь. Бытует поверье о том, что если желание будет принято, то вода внутри сосуда, стоящего на улице, превратится в золото. Праздничным утром народ отправляется на природу, где едят различные кушанья и устраивают пышные гулянья. В городе Диярбакыр, вилайет Диярбакыр, народ отмечает праздник Навруз, устраивая пышные гулянья. В восточной Анатолии ночь накануне праздника Навруз считается святой. Бытует поверье о том, что в эту ночь все живые и даже неодушевленные предметы молятся Всевышнему. Считается, что именно в это время определяется судьба каждого в будущий год. Еще с вечера все надевают самые нарядные одежды и начинают приготовления к празднованию Нового года. Утром все навещают соседей и родственников, угощают гостей, помогают бедным. 17 марта глава семьи, собрав маленькие камушки, в количестве, равном членам семьи, ставит камушки на трубу дома с внешней стороны. Каждый камушек представляет конкретно одного члена семьи. В праздничное утро идут смотреть на камушки:если под одним из них найдут красного жучка, то считается, что этому члену семьи на протяжении года будет сопутствовать удача. В марте месяце в некоторых регионах Анатолии по традиции отмечают день под названием «кара чаршанба» (черная среда). Этот день приходится на первую среду марта. В этот день исполняют некоторые обряды, готовят еду, которыми угощают всех присутствующих на празднествах. Ночью этого же дня молодежь, загадав желание, подслушивает у двери своих соседей. Тем самым они по первому услышанному слову пытаются предугадать, как для них пройдет наступающий год. В вилайете Карс кроме этого обычая существует обычай, называемый «баджа – баджа». По традиции в этот день дети селения ходят по деревне, поют песни и пожелания, а их угощают фруктами и сладостями хозяева домов. В вилайете Тунджели в этот день мужчины мажут себе лоб черной краской и идут к источнику воды. У источника они смывают черную краску со лба и читают молитвы, просят милости у Всевышнего. Кроме этого в этом регионе существует множество обычаев, которые исполняют для того, чтобы избавиться от зла, проблем и грехов. В «черную среду» исполняют также и другие обычаи. Например, вокруг трубы дома ставят камушки, где каждый камушек представляет одного члена семьи. Ранним утром смотрят под камушки. Если под одним из камушков окажется жучок, то считается, что человеку, которого представлял этот камушек, будет сопутствовать удача. В этот день также исполняют обряд, называемый «памук игне». Две девушки из деревни после ритуального омовения, взяв в руки жестяной тазик, идут к источнику воды, лед которого еще не растаял. Расколов лед, они окунают в воду тазик и читают семь раз суру «Ихлаас», достают из воды тазик, наполненный водой. Вечером «черной среды» молодая девушка и парень едят соленую лепешку, называемую «тузлу чёрек», после чего присутствующие пытаются предсказать, кто на ком женится или выйдет замуж. В центральной части Анатолии праздник Невруз отмечают под названием «Девятое марта» (из-за того, что 21 марта по юлианскому календарю соответствует 9 марта). Как и в других регионах, в это утро встают рано, навещают могилы близких, просят у Всевышнего милости и исполнения желаний. Человек, желающий, чтобы его желание исполнилось, берет с каждой могилы по камушку, пока количество не достигнет сорока. После того, загадав желание, собирают камушки в мешочек и вешают на стену дома, до следующего праздника мешочек не снимают со стены. Бытует поверье, что если исполнится желание, то количество камней в мешочке станет равным сорока одному. Независимо от того, исполнилось желание или нет, на следующем празднике, через год, камни возвращаются на место. После посещения могил близких готовят различные кушанья, пляшут, разжигают большой костер. В ночь, связывающую 21 марта с 22 марта, празднование продолжается, устраиваются пышные гулянья, длящиеся до утра. Помимо вышеперечисленных обрядов, на территории Анатолии существуют и следующие обряды: на ветви дерева завязывают ленточки, чтобы солнечные лучи не испортили дерево. Эта традиция называется «март иплиги», а в вилайете Гиресун называют «март бозуму». Во время исполнения этого обряда, после того, как завязана лента на дерево, из родника приносят домой воду и ждут прихода гостя, которому сопутствует удача. В вилайете Текирдаг праздник Навруз считают концом зимы, приходом весны. Этот праздник в этом регионе празднуют под называнием «Невруз шенликлери». В вилайете Эдирне 22 марта, на праздник Навруз, народ собирается на пустыре, надев лучшие одежды. Там разжигается большой костер, через который перепрыгивают собравшиеся. Считается, что когда человек перепрыгнет через костер, то зло и несчастья года прошедшего сгорают и он вступает в новый год очищенным. В вилайете Кыркларели праздник Навруз называют «Девятое марта». В этот день приготавливаются различные кушанья и устраиваются народные гулянья. Невруз в вилайете Измир отмечается под названием «Праздник девятого марта», но в некоторых районах этого региона этот праздник называют «Султан Невруз Байрамы». В вилайете Ушак также празднуют праздник Навруз. Этот день народ отмечает как конец зимы, первый день весны. В вилайете Сивас тоже празднуют Навруз. Считается, что если человек в этот день много смеется, то год будет изобильным. В Шебинкарахисар 22 марта празднование Навруза начинаются с купания в воде, принесенной с источника. Считается, что если человек в этот день искупается в родниковой воде, то в наступающем году будет здоровым исильным. Как известно, по старому календарю год начинался в марте месяце. Первые двенадцать дней марта соответствовали двенадцати месяцам года и по этим двенадцати дням судили о том, как пройдет новый год. В этот день, по традиции, пять семейных пар должны были съесть кушанья, названия которых начинались на букву С. Видно также, что и падишахи Османской империи уделяли внимание празднованию праздника Навруз. В этот день писали восхваляющие падишаха стихи, называемые «неврузие», и поздравляли султана. В этот день главный советник падишаха приносил ему новый календарь на следующий год, а падишах делал ему щедрый подарок, называемый «неврузие бахшиши». В этот день придворные доктора и повара вместе из специй приготавливали специальную пасту, которую преподносили падишаху и членам его семьи. Приготовленную пасту преподносили в фарфоровых чашах, а главному советнику падишаха давали письменные инструкции, какую пасту в какое время есть падишаху в день праздника. 1 – Азербайджан, 21 марта праздник Навруз (нерабочий день) 2 – Казахстан, 21 марта праздник Навруз (нерабочий день) 3 – Кыргызстан, 21 марта праздник Навруз (нерабочий день) 4 – Узбекистан, 21 марта праздник Навруз (нерабочий день) 5 – Туркменистан, 21 марта праздник Навруз (нерабочий день) 6 – Турция, 21 марта праздник Навруз. 7 – Турецкая Республика Северного Кипра, 21 марта праздник Навруз. | | |