МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: «Преобразование слова за счет замены буквы»





Протокол обследования

Дима С. 6 лет

Задание Выполнение задания Примечание
1. Обследование артикуляционного аппарата:    
1.1 строение губ без особенностей  
1.2 строение неба высокое  
1.3 строение челюсти без особенностей  
1.4 строение зубов отсутствуют верхние резцы смена зубного ряда
1.5 строение языка без особенностей  
1.6 подъязычная связка подрезанная  
2. Артикуляционная моторика    
2.1 Движение нижней челюсти:    
- открыть рот — закрыть рот +  
- подвигать нижней челюстью из стороны в сторону +  
2.2 Движение губ    
- «Улыбка» + Наблюдаются синкенезии (поднимаются брови вверх)
- «Хоботок» +  
- «Улыбка» - «Хоботок» - Затрудняется выполнить
2.3 Движение языка    
- высунуть язык +  
- удержать по средней линии - Выполняет, но начинаются гиперкинезы
- «Лопатка» - «Иголочка» - При выполнении «Лопатки» гиперкинезы, затруднение в переключении
- «Качели» +  
- «Часики» + Наблюдаются синкенезии
2.4 Движения мягкого неба    
- покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе +  

 

- произнести «А» с широко открытым ртом + Мягкое небо провисает
2.5 Работа мышц лицевой мускулатуры    
- надуть щеки +  
- поднять брови +  
- поочередное зажмуривание глаз +  
- наморщивание носа +  
3. Обследование звукопроизношения    
С - боковой
С - боковой
З +  
З +  
Ц +  
Ш - щечное
Ж +  
Ч +  
Щ +  
Л +  
Л - не смягчает
Р + поставленный (говорит дР)
Р +  
Й +  
К +  
Г +  
Х +  
4. Состояние дыхательной и голосовой функции    
- тип физиологического дыхания смешанное  
- объем достаточный  
- продолжительность в норме  
- плавность речевого выдоха 4-5 слов  
- характеристика голоса нормальный  

 

5. Состояние просодических компонентов речи    
- темп замедленный  
- ритм нормальный  
- паузация правильная  
- интонация + Употребляются все виды интонации
6. Состояние фонематических функций    
6.1 Способность к фонематическому анализу:    
- Выделение ударного гласного в начале слова Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук ударный    
- Аня +  
- Оля +  
- Ира +  
- утро +  
- Определение первого и последнего звука в слове Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук первый    
- мак +  
- дом +  
- топор +  
- самолет +  
Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук последний    
- мак +  
- дом +  
- топор +  
- самолет + При повторе слова
- Определение последовательности и количества звуков в слове    

 

Инструкция: слушай внимательно и скажи по порядку звуки в слове    
- дым +  
- ваза +  
- кошка + С помощью
6.2 Дифференциация звуков    
- Слуховая дифференциация звуков Инструкция: покажи и назови, где на картинке (демонстрируются картинки слов-квазиомонимов)    
- почка — бочка +  
- трава — дрова +  
- уточка — удочка +  
- мошка — ножка +  
- банка — банька - Показывает и называет наоборот
- мышка — мишка +  
- корка — горка +  
- рак — лак +  
- суп — зуб +  
- коса — коза +  
- кочка — кошка +  
- миска — мишка +  
- крыса — крыша +  
- речка — редька - Показал со второга раза
- Слухо-произноситльная дифференциация звуков Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной    
- па-па-ба-ба +  
- та-та-да-та +  
- ма-ма-ма-мя +  
- ма-мя-ма-мя - Повторил 4 слога ма

 

6. Фонематические представления    
- Нахождение картинки с заданным звуком Инструкция: найди те картинки, в названии которых есть звук [К] + Показывает картинки с нужным звуком и называет их
- Побор слов с заданным звуком Инструкция: скажи слова, в названии которых есть звук [М] мяч, молоко, молоток, мыло, дым  

 

Логопедическое заключение:фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия.

Индивидуальное занятие по дифференциации [с] и [ш] в словах

Задачи:

1. Развитие дифференциации [с] и [ш] на уровне слова (фразы).

2. Закрепление артикуляционного уклада звуков [с] и [ш]

3. Развитие слуховой памяти на линейный ряд, используя зрительную опору.

 

Ход занятия

- Артикуляционные упражнения для уклада звука [с] - «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», открытая артикуляция звука [с] для дыхания.

- Произнесение ряда слогов:

са-са-са

са-са-са

са-са-са

са-са-са

- Отхлопывание слогов, делая более сильный хлопок на ударный слог.

- Артикуляционные упражнения уклада звука [ш] - «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

- Произнесение ряда слогов:

ша-ша-ша

ша-ша-ша

ша-ша-ша

ша-ша-ша

- Отхлопывание слогов, делая более сильный хлопок на ударный слог.

- Чередование произношения звуков [с] и [ш] (рука вниз, произносить [ш], рука вверх — [с])

- Разложить картинки на две стопки — со звуком [с] и со звуком [ш]

- Отраженное произнесение звуков [с] и [ш] паре слов: кошка — каска, Саша, трусишка.

- Подобрать определения к слову «кошка», чтобы в них был звук [с] или [ш] и запомнить их.

- Повторение за логопедом фраз: «У Саши машина», «У Сашеньки босоножки». Логопед рукой показывает положение языка при произнесении звуков [с] и [ш].

- Вспомнить и назвать подобранные определения к слову «кошка».

 

 

Фронтальное занятие

Тема: «Преобразование слова за счет замены буквы»

Задачи:

1. Развитие фонематического восприятия (звуко-буквенного анализа)

2. Учить детей изменять слова за счет замены одной буквы (зрительно и на слух)

3. Учить соотносить схему слова со словом.

4. Развитие навыков восприятия инструкции педагога.

 

Ход занятия

Организационный момент: сесть по инструкции.

Каждому ребенку выдается карточка со словом из трех букв (сок, сор, сом, сон). На местах разложена схема слова с конечной буквой. Надо найти свое место, сесть и дописать слово, т. е. найти недостающие буквы.

Фонема-игра «Измени гласную букву»: ребенок выкладывает слово «дом». Какую букву нужно изменить, чтобы получилось слово «дым»? Детям выдаются картинки с этими словами. Им нужно сказать, какую букву и на какую надо заменить.

Фонема-игра «Какие буквы изменились?»: логопед произносит пару слов, ребенок должен сказать, какая буква изменилась: лук-жук, парта-карта.

Игра на развитие фонематического восприятия: на магнитной доске висят пары картинок (коза-коса, лиса-Лиза), при чем одна из них перевернута. Ребенок называет картинку, заменяет букву и должен догадаться, какая картинка перевернута.

Составление слова по схеме: три картинки — мышка, мишка, мешки. Ребенок должен соотнести слово с представленной схемой. Выбрав подходящее слово, выложить его из букв разрезной азбуки.

Задание «Замени букву»:нужно заменить первую, вторую и третью букву, чтобы получить новое слово — сок-сон-сом-ком и т. д.

Пропевание слоговых рядов: пропеть написанные слоги на мотив какой-нибудь песни, хлопая при этом.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.