ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема: «Преобразование слова за счет замены буквы» Протокол обследования Дима С. 6 лет Задание | Выполнение задания | Примечание | | | | 1. Обследование артикуляционного аппарата: | | | 1.1 строение губ | без особенностей | | 1.2 строение неба | высокое | | 1.3 строение челюсти | без особенностей | | 1.4 строение зубов | отсутствуют верхние резцы | смена зубного ряда | 1.5 строение языка | без особенностей | | 1.6 подъязычная связка | подрезанная | | 2. Артикуляционная моторика | | | 2.1 Движение нижней челюсти: | | | - открыть рот — закрыть рот | + | | - подвигать нижней челюстью из стороны в сторону | + | | 2.2 Движение губ | | | - «Улыбка» | + | Наблюдаются синкенезии (поднимаются брови вверх) | - «Хоботок» | + | | - «Улыбка» - «Хоботок» | - | Затрудняется выполнить | 2.3 Движение языка | | | - высунуть язык | + | | - удержать по средней линии | - | Выполняет, но начинаются гиперкинезы | - «Лопатка» - «Иголочка» | - | При выполнении «Лопатки» гиперкинезы, затруднение в переключении | - «Качели» | + | | - «Часики» | + | Наблюдаются синкенезии | 2.4 Движения мягкого неба | | | - покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе | + | | | | | - произнести «А» с широко открытым ртом | + | Мягкое небо провисает | 2.5 Работа мышц лицевой мускулатуры | | | - надуть щеки | + | | - поднять брови | + | | - поочередное зажмуривание глаз | + | | - наморщивание носа | + | | 3. Обследование звукопроизношения | | | С | - | боковой | С | - | боковой | З | + | | З | + | | Ц | + | | Ш | - | щечное | Ж | + | | Ч | + | | Щ | + | | Л | + | | Л | - | не смягчает | Р | + | поставленный (говорит дР) | Р | + | | Й | + | | К | + | | Г | + | | Х | + | | 4. Состояние дыхательной и голосовой функции | | | - тип физиологического дыхания | смешанное | | - объем | достаточный | | - продолжительность | в норме | | - плавность речевого выдоха | 4-5 слов | | - характеристика голоса | нормальный | | | | | 5. Состояние просодических компонентов речи | | | - темп | замедленный | | - ритм | нормальный | | - паузация | правильная | | - интонация | + | Употребляются все виды интонации | 6. Состояние фонематических функций | | | 6.1 Способность к фонематическому анализу: | | | - Выделение ударного гласного в начале слова Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук ударный | | | - Аня | + | | - Оля | + | | - Ира | + | | - утро | + | | - Определение первого и последнего звука в слове Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук первый | | | - мак | + | | - дом | + | | - топор | + | | - самолет | + | | Инструкция: слушай внимательно и скажи, какой звук последний | | | - мак | + | | - дом | + | | - топор | + | | - самолет | + | При повторе слова | - Определение последовательности и количества звуков в слове | | | | | | Инструкция: слушай внимательно и скажи по порядку звуки в слове | | | - дым | + | | - ваза | + | | - кошка | + | С помощью | 6.2 Дифференциация звуков | | | - Слуховая дифференциация звуков Инструкция: покажи и назови, где на картинке (демонстрируются картинки слов-квазиомонимов) | | | - почка — бочка | + | | - трава — дрова | + | | - уточка — удочка | + | | - мошка — ножка | + | | - банка — банька | - | Показывает и называет наоборот | - мышка — мишка | + | | - корка — горка | + | | - рак — лак | + | | - суп — зуб | + | | - коса — коза | + | | - кочка — кошка | + | | - миска — мишка | + | | - крыса — крыша | + | | - речка — редька | - | Показал со второга раза | - Слухо-произноситльная дифференциация звуков Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной | | | - па-па-ба-ба | + | | - та-та-да-та | + | | - ма-ма-ма-мя | + | | - ма-мя-ма-мя | - | Повторил 4 слога ма | | | | 6. Фонематические представления | | | - Нахождение картинки с заданным звуком Инструкция: найди те картинки, в названии которых есть звук [К] | + | Показывает картинки с нужным звуком и называет их | - Побор слов с заданным звуком Инструкция: скажи слова, в названии которых есть звук [М] | мяч, молоко, молоток, мыло, дым | | Логопедическое заключение:фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия. Индивидуальное занятие по дифференциации [с] и [ш] в словах Задачи: 1. Развитие дифференциации [с] и [ш] на уровне слова (фразы). 2. Закрепление артикуляционного уклада звуков [с] и [ш] 3. Развитие слуховой памяти на линейный ряд, используя зрительную опору. Ход занятия - Артикуляционные упражнения для уклада звука [с] - «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», открытая артикуляция звука [с] для дыхания. - Произнесение ряда слогов: са-са-са са-са-са са-са-са са-са-са - Отхлопывание слогов, делая более сильный хлопок на ударный слог. - Артикуляционные упражнения уклада звука [ш] - «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье». - Произнесение ряда слогов: ша-ша-ша ша-ша-ша ша-ша-ша ша-ша-ша - Отхлопывание слогов, делая более сильный хлопок на ударный слог. - Чередование произношения звуков [с] и [ш] (рука вниз, произносить [ш], рука вверх — [с]) - Разложить картинки на две стопки — со звуком [с] и со звуком [ш] - Отраженное произнесение звуков [с] и [ш] паре слов: кошка — каска, Саша, трусишка. - Подобрать определения к слову «кошка», чтобы в них был звук [с] или [ш] и запомнить их. - Повторение за логопедом фраз: «У Саши машина», «У Сашеньки босоножки». Логопед рукой показывает положение языка при произнесении звуков [с] и [ш]. - Вспомнить и назвать подобранные определения к слову «кошка». Фронтальное занятие Тема: «Преобразование слова за счет замены буквы» Задачи: 1. Развитие фонематического восприятия (звуко-буквенного анализа) 2. Учить детей изменять слова за счет замены одной буквы (зрительно и на слух) 3. Учить соотносить схему слова со словом. 4. Развитие навыков восприятия инструкции педагога. Ход занятия Организационный момент: сесть по инструкции. Каждому ребенку выдается карточка со словом из трех букв (сок, сор, сом, сон). На местах разложена схема слова с конечной буквой. Надо найти свое место, сесть и дописать слово, т. е. найти недостающие буквы. Фонема-игра «Измени гласную букву»: ребенок выкладывает слово «дом». Какую букву нужно изменить, чтобы получилось слово «дым»? Детям выдаются картинки с этими словами. Им нужно сказать, какую букву и на какую надо заменить. Фонема-игра «Какие буквы изменились?»: логопед произносит пару слов, ребенок должен сказать, какая буква изменилась: лук-жук, парта-карта. Игра на развитие фонематического восприятия: на магнитной доске висят пары картинок (коза-коса, лиса-Лиза), при чем одна из них перевернута. Ребенок называет картинку, заменяет букву и должен догадаться, какая картинка перевернута. Составление слова по схеме: три картинки — мышка, мишка, мешки. Ребенок должен соотнести слово с представленной схемой. Выбрав подходящее слово, выложить его из букв разрезной азбуки. Задание «Замени букву»:нужно заменить первую, вторую и третью букву, чтобы получить новое слово — сок-сон-сом-ком и т. д. Пропевание слоговых рядов: пропеть написанные слоги на мотив какой-нибудь песни, хлопая при этом. |