Когнитивные изменения в подростковом возрасте • Формальное операциональное мышление характеризуется абстрактным мышлением, последовательной и систематической проверкой гипотез и возросшей способностью к предварительному планированию. • Не все люди достигают уровня формального операционального мышления; некоторые теоретики выразили сомнение в том, что оно представляет собой дискретную стадию. • В течение подросткового периода значительно улучшаются различные аспекты обработки информации, как, например, метапознание. • Улучшения в когнитивной сфере в подростковом возрасте также влияют на то, как подростки видят социальный мир и самих себя; в целом их взгляд на институты, культурные ценности и общество обычно становится намного более сложным и осмысленным. • Эгоцентризм раннего детства возвращается во время подросткового возраста, хотя и в иной форме; это связано с такими убеждениями, как персональный миф, и такими идеями, как фантазия найденыша. • Согласно Кольбергу, некоторые люди никогда не достигают высшего уровня моральных убеждений. ГЛАВА 12 Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте Предварительный обзор Знаете ли вы? . С какими двумя основными задачами в процессе взросления сталкиваются подростки? • Что у большей части подростков этот возраст не является периодом «бури и натиска»? • Как взаимодействуют между собой зависимость, независимость и взаимозависимость? • Как определял Эриксон формирование идентичности и какие факторы влияют на нее? • Что Джеймс Марсиа называл статусами предрешенности, диффузии, моратория и достижения идентичности? • Как проявляется статус идентичности в поведении подростков и как он различается в зависимости от пола? • Какую роль играет общение между поколениями при решении семейных конфликтов? • Какие семейные факторы помогают подростку подготовиться к разлуке с домом? • Как социальные сравнения влияют на развитие личности подростка? • В чем различие между кликой и компанией и как группы сверстников влияют на личность и социокультурное развитие подростков? • Как проходят свидания у подростков? • Почему некоторые подростки вовлекаются в рискованное поведение? • Как часто подростки употребляют вещества, вызывающие зависимость; какие со временем происходят изменения в их использовании в зависимости от вида наркотиков? • Что толкает некоторых подростков на правонарушения? • Что вызывает у подростков депрессию и суициды? • Факторы, несущие риск, и факторы, предупреждающие депрессию и другие расстройства у подростков? Это главные темы главы. Подростки часто проявляют удивительное сочетание зрелости и ребячества в период перехода из детства во взрослость. Это неуклюжая, а порой и комическая смесь является, тем не менее, важной функцией в развитии. То, как подростки справляются со стрессом, вызванным телесными изменениями и новым ролевым поведением, зависит от развития их личности в предшествующие годы. Чтобы Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 523 справиться с новыми проблемами, они прилагают те умения, ресурсы и силы, которые начали развивать в себе намного раньше. В предыдущей главе мы видели, что переходный период между детством и зрелым возрастом существенно варьирует от одной культуры к другой. В некоторых обществах умения взрослого достигаются легко и быстро; в них крайне необходимы новые взрослые члены общества и постоянно существует потребность в новой пубертатной группе. Напротив, в индустриальных странах успешный переход к взрослости часто требует продолжительного образования и профессиональной подготовки. В этих обществах подростковый возраст начинается от пубертата и длится по меньшей мере до 18-19 лет и далее. Таким образом, подростки живут в длительном периоде заточения: несмотря на достаточную физическую и умственную зрелость, многие из них не допускаются к серьезной работе. С одной стороны, продолжительный подростковый период дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств. С другой стороны, его длительность создает определенное напряжение и конфликты, вызванные, например, желанием быть самостоятельным, получить личный опыт в сочетании с финансовой зависимостью от родителей. Некоторые подростки сталкиваются с большим давлением со стороны взрослых, которые мечтают, чтобы их дети добились тех успехов и высокого социального статуса, которых не удалось добиться им самим (Elkind, 1998). Подросткам нужно справиться с этой ситуацией, так же как и с давлением, возникающим внутри них самих. Кроме того, они должны завершить важные этапы развития и объединить эти результаты в последовательной функциональной идентичности. В этой главе мы увидим, как молодежь справляется с данными проблемами подросткового возраста, со своими победами и поражениями. Мы узнаем, как подростки усваивают общепринятые нормы и ценности, воспитывают преданность и становятся более зрелыми. В этот процесс вовлечены родители и сверстники, включая компании, группировки и близких друзей; и выбор здесь столь же широкий, как и само общество. Мы рассмотрим возникающие на этом пути трудности и неадаптивные копинг-модели, ведущие иногда к рискованному поведению, употреблению веществ, вызывающих зависимость, делинквентности, депрессиям и суицидам. |