Любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности,которая имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: - ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск); - невозможно разработать абсолютно безопасную технику. Безопасность– это такое состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека. Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: - потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях; - ограниченная зона влияния (зона действия опасности). Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД. 1. идентификация (распознавание) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая: - выявление элементов среды обитания как источников опасности; - оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t). 2. защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах. 3. Защита от остаточного риска данной деятельности,поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации. Структура курса БЖД БЖД – система знаний, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья человека в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания. В структуре курса БЖД выделены следующие разделы: - теоретические основы БЖД; - безопасность в производственной среде; - безопасность в окружающей природнойсреде; - безопасность при чрезвычайных ситуациях. В ходе изучения дисциплины предполагается выполнение цикла лабораторных и практических работ, количество которых определяется учебными планами соответствующих специальностей. На завершающем этапе обучения в структуру дипломного проекта (работы) включается раздел «Безопасность и экологичность», в котором должны быть проработаны вопросы обеспечения безопасности труда, экологической безопасности и обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях применительно к разрабатываемому объекту. Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» показана на рис.1. Рис. 1. Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» | | основы теории риска Понятие риска Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях – это рабочая зона и источник опасности как один из элементов производственной среды (рис. 2). | | Ноксосфера Зона риска гомосфера | | Рис. 2. Схема формирования области действия опасности на человека Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. отношение числа неблагоприятных проявлений опасности к их возможному числу за определенный промежуток времени (частота реализации опасности). , где R – риск (1/год); n – число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год); N – возможное число проявлений опасности за тот же период. Пример. Согласно статистическим данным [4] в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек. определим риск гибели человека в аварии или катастрофе, 1/год: (N = 148 млн чел. – численность населения России). Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск. Индивидуальный рискхарактеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. В частности, используемые в России показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются выражением индивидуального производственного риска, например коэффициент частоты несчастных случаев (Кч)– количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих: , где Т – количество несчастных случаев, произошедших за определенный период времени; Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени. Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и числом пострадавших в них людей (рис. 3). Число смертельных случаев N | | Рис. 3. Пример определения группового риска [11]: 1 – 100 АЭС США; 2 – пожары (США); 3 – пожары (Англия); 4 – авиакатастрофы (США); 5 – авиакатастрофы (Англия) |