ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Типы диаграмм, область их использования. Ключ к тесту Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит зрительный канал. Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит слуховой канал. Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит канал ощущений. Если у вас наблюдается приблизительно равное число положительных ответов по всем трем группам, то вас можно поздравить – вы очень гармонично развитый человек. А вот если в какой-либо группе вам не удалось набрать восемь ответов «да», то это указывает на недоразвитие данного канала восприятия. От того, какой канал ведущий выделяют: визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Визуалы . Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: я хорошо вижу эту проблему; я смотрю на этот вопрос шире — и так далее. В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пиши иногда значит для них больше, чем ее вкус. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно. Неудивительно, что подавляющее число художников, дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных) относятся к визуалам. Аудиалы. Люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: Перестань скрипеть; Я услышал твою проблему. К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубняший звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи. Кинестетики . Это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Как ни странно, но инструментом для обработки информации и принятия решении для них служит интуиция. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если визави при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь — просто он кинестетик. Любые прикосновения несут для кинестетиков переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. Принцесса на горошине из одноименной сказки — вот яркий пример типичного кинестетика. Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже». Вообше же любимое слово кинестетика — чувствую, его они употребляют к месту и не к месту. Кинестетики обожают все. что дает им сильные телесные ощущения — спорт, танцы, секс. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов. Дигитал. Человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Им важно все понять, для этого они готовы переспрашивать бесконечно. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?» К сожалению, жизнь наша устроена так, что заниматься гармоничным развитием всех воспринимающих каналов нам некогда и у каждого отдельного человека в силу каких-то причин ведущим становится только один канал из трех, реже — два. |  |  |  |  | Паттерны | Визуал | Кинестетик | Аудиал | Дигитал | ПРЕДИКАТЫ | кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный | чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно | тон громкий отзвук послышалось звучит как... ритмичный | предикатов нет | ПОЗА | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. | Голова набок, "телефонная поза", посадка прямая | Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова. | НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА | Над окружающими | Под окружающими | Глаза опущены. | Смотрит над толпой. | ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ | "Посмотри, чтобы услышать". | Скорее прикоснется, нежели посмотрит. | "Чтобы услышать, не смотри". | Никакого зрительного контакта. | ДИСТАНЦИЯ | Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. | Очень близкая, чтобы коснутся | Небольшая, но предохраняются от прикосновений. | Отдаленная. | ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА | Не хотят быть ниже собеседника. | Из стресса выходят, беря вину на себя. | Очень многословны, нет риторических вопросов. | При стрессе становятся сверхрациональны. | ГЛАВНОЕ СЛОВО | КРАСИВО | УДОБНО | ТИХО | ФУНКЦИОНАЛЬНО | Виды визуализации. Виды визуализации | Область применения | 1. Иллюстрации | Показать существующий зрительный ряд | 2. Образы | Вызвать отношение, эмоцию, ассоциацию | 3. Схемы, графики | Показать количественные и качественные связи | 4. Таблицы | Структурировать информацию | 5. Выделение объектов | Сфокусировать внимание | Иллюстрации. Иллюстрация – это представление реально существующего зрительного ряда. Самое бесспорно необходимое использование визуализации. Сравните полноту и точность информации, полученной из текста и из иллюстрации. - облегчения понимания описания предмета Вы можете увидеть критическое отношение собеседника по таким признакам, как рот, полуприкрытый рукой, закрытая поза, насупленные брови. |  | - разъяснение адреса |  | -показ существующего, но невидимогонапример, простым взглядом, существенно облегчает понимание. Например, физическое явление – интерференция. |  | для облегчения понимания плохо представляемого – например, количества. |  | Итак, иллюстрации помогают точно и полно передать существующий зрительный ряд. Образ. В отличие от иллюстраций, которые дают представление о реально существующем зрительном ряде, образы – это метафора. Их назначение – задать ракурс представляемой информации, вызвать эмоцию, создать отношение к ней. Что значат данные образы?  Какие мысли у Вас возникли, глядя на следующие образы?  ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Задание №1. Интерпретируйте следующие образы….  ________________________________________________________________________  _________________________________________________________________________ Задание №2. Придумайте несколько образов к следующим фразам…. столкнуться с преградой ____________________________________________________ прятать голову в песок ____________________________________________________ выдоить все деньги ____________________________________________________ загнать себя в угол ____________________________________________________ открыть себе путь ____________________________________________________ лбом стену прошибать ____________________________________________________ витать в облаках ____________________________________________________ Диаграммы. Диаграммы визуализируют количественные и качественные связи. Чтобы определить, помогает ли визуализация пониманию связей. Департаменты Центральной Компании  Типы диаграмм, область их использования. Тип диаграммы | Область применения | ПРимеры | Гистограмма | Удобна для отображения изменения данных на протяжении отрезка времени. Для наглядного сравнения различных величин используются вертикальные столбцы, которые могут быть объемными и плоскими. Высота столбца пропорциональна значению, представленному в таблице. Используются для демонстрации количественных показателей (объем продаж, динамика товарооборота, прибыли и др.) |  | Линейчатая | Дает возможность сравнивать значения различных показателей. Внешне напоминают повернутые на 90 градусов гистограммы. Такой поворот позволяет обратить большее внимание на сравниваемые значения, чем на время. Наряду с линейными им отдается предпочтение, если в изучаемых показателях проявляется общая тенденция роста Горизонтальные ленты (полосы) Именно полосные диаграммы делают информацию нагляднее, если изображаемые показатели отображают результат (итог) функционирования того или иного процесса. |  | График | Показывает, как меняется один из показателей (Y) при изменении другого показателя (X) с заданным шагом. Excel позволяет построить объемные графики и ленточные диаграммы. Удобен для отображения математических функций. Линейные графики используются для демонстрации количественных показателей (объем продаж, динамика товарооборота, прибыли и др.) Линейным графикам наряду со столбиковыми отдается предпочтение, если в изучаемых показателях проявляется общая тенденция (например, роста). Удобно размещение нескольких закономерностей на одном графике. |  | Круговая диаграмма | Показывает соотношения между различными «Частями одного ряда данных, составляющего в сумме 100%». Обычно используется в докладах и презентациях, когда необходимо выделить главный элемент и для отображения вклада в процентах каждого источника. |  | Диаграмма с областями | Показывает изменения, происходящие с течением времени. Отличается от графиков тем, что позволяет показать изменение суммы значений всех рядов данных и вклад каждого ряда. |  | Лепестковая диаграмма | Вводит для каждой категории собственные оси координат, расходящиеся лучами из начала координат. Линии соединяют значения, относящиеся к одному ряду. Позволяет сравнивать совокупные значения нескольких рядов данных. Например, при сопоставлении количества витаминов в разных соках образец, охватывающий наибольшую площадь, содержит максимальное количество витаминов. |  | Задание №3. Определите тип диаграммы. 1. Диаграмма, позволяющая наглядно представить долю серверов Интернета, зарегистрированных в разных странах: Германии, Швеции, Франции, Италии, России, Канаде ____________________________________________________________________ 2. Диаграмма, позволяющая отобразить рост количества серверов Интернета по годам ___________________________________________________________________________ 3. Диаграмма, позволяющая отобразить рейтинг ЦПО по продажам оборудования за месяц ___________________________________________________________________________ 4. Диаграмма, позволяющая сделать сравнительный анализ количества подключений за 2 предыдущих месяца_________________________________________________________ 5. Диаграмма, позволяющая отобразить тенденции роста/спада подключений в двух ЦПО_______________________________________________________________________ 6. Диаграмма, позволяющая отобразить количество абонентов компании МегаФон, относительно количества абонентов Билайна, МТС_______________________________ 7. Диаграмма, позволяющая сравнить удовлетворенность клиентов Компании качеством обслуживания в Столичном, Северо-Западном и Кавказском филиалах __________________________________________________________________________ 8. Диаграмма, отражающая обрывы сети передачи данных _________________________ 9. Диаграмма, отображающая рост/снижение дебиторской задолженности в текущем месяце в разных региональных отделениях ________________________________________ Ментальные карты. Область применения.  Пример.  Задание №3. Нарисовать ментальную карту на тему «Самопрезентация», «Распределение времени», «Выбор подарка». Нюансы. Перед Вами пример отрывок из текста …. Ровно в три часа я был на Бейкер-стрит, но Холмс еще не вернулся. Экономка сообщила мне, что он вышел из дому в начале девятого. Я уселся у камина с твердым намерением дождаться его во что бы то ни стало. Меня глубоко заинтересовало, как он поведет дело, ибо своеобразие случая и высокое положение клиента придавали ему необычный характер, хотя тут не было причудливости и мрачности, присущих двум преступлениям, о которых я рассказывал… Картинка 1 Около четырех дверь отворилась,  в комнату вошел подвыпивший человек, по внешности конюх – с всклокоченными волосами и бакенбардами… Картинка 2 Зачем нужна презентация? Убедить Проинформировать Обучить Стимулировать мысль Развлечь Мотивировать |  | Картинка 3 Особенности восприятия взрослых  | Понимание смысла Практическая полезность Актуальность Самостоятельность Жизненный опыт Чувствительность к критике |  Выделить объект  Роль визуализации в обеспечении внимания аудитории. Закономерности внимания | Роль визуализации | Ограничение объема: не более: 7 независимых элементов, 30 слов на слайде | 1. снизить количество представляемых объектов 2. связать элементы логикой, ассоциациями | Направление взгляда: слева направо, сверху вниз начиная от верхнего левого угла, либо от самого яркого пятна | 1. направлять внимание на нужные фрагменты слайда 2. оставлять в «тени» информацию, не предназначенную для внимания аудитории | Фигура на фоне: Внимание привлекает элемент, отличающийся по яркости, формату, модальности | 1. выделить нужные объекты на слайде 2. выделить важный слайд в любом месте презентации | |